Как великий язычник князь Гедимин объединил Литву, одолел крестоносцев и даже обхитрил Папу Римского
Гедимин-король
Будущий «король литовцев и русских» (этот титул Гедимин придумал сам) попал, что называется, из грязи в князи. Под одной из версий, Гедимин был конюхом литовского правителя Витена. Сговорившись с женой князя, коварный слуга убил своего господина и сам занял его место. По другой версии, Гедимин был братом, а то и вовсе сыном Витена. Какое из предположений верно, сказать трудно, но историки все-таки склоняются к теории о родственных узах. Как бы то ни было, к власти Гедимин пришел в 1316 году и принес Литве настоящую славу и могущество.
По легенде, на месте будущего города Вильны Гедимину приснился вещий сон
Когда Гедимин начал править, дела в Литве, скажем мягко, обстояли не очень. Государства как такового еще не существовало, городов почти не было, военных укреплений — тоже. Во время битв литовцы рассчитывали в основном на естественную защиту, то есть, на озера и болота, которыми богата местная земля. Многие технические новшества литовцы после переняли у русских. Литва отставала в развитии от соседей: письменности, например, еще не было. Веры жители придерживались языческой — и несмотря на все перипетии, сам Гедимин до конца жизни так и не изменил религии.
Гедимин-завоеватель
Гедимин сделал для Литвы очень многое — не зря его почитают как национального героя. Например, великий князь основал будущую столицу Вильну. Посреди города на горе до сих пор возвышается знаменитая башня Гедимина. Но главной заслугой князя считается расширение территорий Великого княжества Литовского и усиление страны. Первым делом великий князь литовский обратил свой взор на русские княжества. Те в начале XIV века еще страдали под гнетом татаро-монгольского ига, так что влияние Литвы им казалось меньшим из зол. Поэтому проблем в присоединении некоторых земель у Гедимина оказалось куда меньше, чем можно было ожидать. Полоцк, Гродно, Берестье, Витебск, Минск, Туров, Пинск и другие русские города и земли перешли под власть великого князя литовского. Вскоре русских земель в руках Гедимина оказалось сосредоточено больше, чем исконно литовских. Гедимин не растерялся и стал именовать себя «королем литовцев и русских».
Гедимин-сваха
Гедимин привлекал русские княжества не только мудрой политикой и обещанием защиты. Он, например, очень терпимо относился к православным и не запрещал им исповедовать свою религию. К тому же, своим детям он устраивал династические браки с православными. Сын Гедимина Ольгерд принял православие и женился на дочери витебского князя. Сына Любарта Гедимин женил на дочери одного из волынских князей. А свои собственных бесчисленных дочерей (точное их количество неизвестно) великий князь литовский выдавал за русских князей. Причем и тут Гедимин действовал хитро: например, Августа пошла под венец с Симеоном Гордым, сыном московского князя Ивана Калиты, а Мария вышла за его соперника, тверского князя Дмитрия Михайловича.
Гедимин заявил, что не собирался принимать католичество
Но с точки зрения политики самыми важными оказались династические браки с сыном польского короля Казимира и мазовецким князем. Именно с ними Гедимин объединился в борьбе против Тевтонского и Ливонского орденов, которые в то время доставляли еще немало хлопот. С Тевтонским орденом удалось разобраться объединенными силами Польши и Литвы. А вот в борьбе с Ливонским пришлось пойти на хитрость. Гедимин решил воспользоваться враждой между орденом и жителями Риги. Рижские архиепископы не раз жаловались папе на поведение крестоносцев, которые скорее отвратили местных жителей от католичества, чем привлекли их в свою веру. А магистр ордена, в свою очередь, обвинял архиепископов в заключении союзов с Литвой и потакании язычеству.
Гедимин-хитрец
На этих-то раздорах и сыграл Гедимин. От его лица папе в Авиньон отправили грамоту, где великий князь жаловался на ливонцев, а заодно высказывал пожелание принять христианскую веру. Еще одно письмо отправилось к Доминиканскому и Францисканскому орденам с просьбой прислать в Литву католических священников, знающих литовский язык. Последнюю грамоту Гедимин велел направить немецким ганзейским городам с предложением направить в Литву колонистов всех сословий для проживания на льготных условиях, а заодно и пользоваться правом свободной торговли.
Папа на радостях отчитал ливонцев и прислал делегатов в Ригу, которые утвердили договор ливонских властей с Гедимином. Но как только дошло до дела, то есть, до введения христианства в Литве, великий князь пошел на попятную. Оказалось, что его слова, будто бы были неверно переведены с литовского на латынь, а оттого папа его неправильно понял. Вовсе не собирался Гедимин принимать христианство, в его стране вообще действовало правило: «Не разрушать старины, не вводить новизны». Всем народам, живущим на территории его княжества, разрешалось исповедовать ту религию, которую они хотели, никого принуждать Гедимин не хотел. К тому же, в столице Литвы Вильне уже существовали два монастыря, Доминиканский и Францисканский, их монахов князь использовал для перевода дипломатических текстов. Папские делегаты ушли ни с чем, но жители Риги считали установленный ими договор вполне себе действительным. Так что, когда крестоносцы продолжили военные действия против Литвы, рижские архиепископы поспешили предать их анафеме как непокорных указу папы.
Гедимин-воитель
крестоносцами Литве еще пришлось помучиться. Например, в источниках передается рассказ о героической обороне Пиллены. Замок, находившийся на территории Жмуди, исторической области Литвы, осадил сильный отряд тевтонцев. В укреплении собрались около 4000 литовцев со своими семьями, пришедшие изо всех местных сел и деревень. Под началом князя Маргера литовцы героически держали оборону. Немцы засыпали рвы землей, разбивали деревянные стены своими крепкими и делали приступы. Жители замка отражали все атаки. Но одному из немцев пришло в голову обстрелять деревянные стены укрепления горящими стрелами. Когда литовцы поняли, что спасения от врагов нет, они решили сами найти смерть. Жители сложили посреди замка огромный костер, принялись избивать детей и женщин и бросать их в костер. Затем мужчины разделились попарно и вонзили мечи друг другу в грудь. Те, кто остался в живых, подставляли шеи под меч старой жрицы, которая, убив последнего, бросилась в огонь. За всем этим наблюдал князь Маргер. Когда все жители оказались мертвы, он заколол свою жену, а после вонзил меч в свое тело. Когда немцы ворвались в осажденный город, их взорам предстала ужасная картина.
Принцип Гедимина был: «Не разрушать старины, не вводить новизны»
Почему же, несмотря на все проблемы, связанные с крестоносцами, Гедимин никак не хотел принимать христианство? Конечно, это было политическое решение. В его княжестве исповедовали слишком много религий, чтобы он мог без опасения выбрать одну. Против католичества выступили бы языческие жрецы и православные жители, которые и так были недовольны существованием монастырей на территории столицы Литвы. Принятие православия сделало бы невозможным последующие заигрывания с папской курией. Так что Гедимин предпочел остаться язычником и даже после смерти (вполне возможно, от отравления) его тело сожгли на костре по всем традициям — в парадной одежде, вместе с любимым конем и слугой, частью военных трофеев и тремя пленными немцами.