На юге Франции располагается знаменитая область Окситания, которая хранит в себе богатую историю. Особенно — это касается эпохи Средневековья. Лангедок, Руссильон и предгорья Пиринеев повидали немало: переселения народов, войны, наплыв ересей и громкие церковные процессы. Как ни странно, именно по документам суда инквизиции XIII — XIV веков историки смогли восстановить мир обычной южнофранцузской деревеньки.
В начале XIV столетия на юге Франции бушевала катарская ересь, с которой пришлось столкнуться епископу города Памье Жаку Фурнье (1317−1326 гг.). Именно он возглавил инквизиционный трибунал, который разбирал дела еретиков, проживавших в селениях долины реки Арьеж. Будущий «Авиньонский папа» Бенедикт XII занимался допросами жителей катарских деревень и собрал приличное количество материала о их повседневной жизни. И только во второй половине XX века французский медиевист Эммануэль Ле Руа Ладюри обработал эту массу источников и издал книгу, в которой рассказал массу интересного о жизни «безмолвствующего большинства».
Итак, нас интересует досуг простых работяг. Откровенно говоря, сельский житель не мог особо рассчитывать на серьёзную индустрию развлечений. Да и понятия такого не существовало в те времена. Так что же было доступно простолюдину на селе?
Таверна
С этим названием обычно связывают исключительно мужское место, куда люди приходят выпить веселящих напитков и отведать сытных блюд. Подобные представления к нам пришли из народной молвы. Но не стоит забывать, что и женщины не оставляли подобные заведения в стороне. Владельцы средневековой таверны — как правило, семейная пара или одинокая, но очень предприимчивая дама.
Естественно, таверна в сельской местности — это не огромное здание с множеством просторных залов. Она скорее напоминала небольшую торговую точку, куда могли зайти несколько человек чтобы пропустить пару стаканчиков. Юг Франции — регион винный. Распространение вина являлось главной задачей любого кабака или таверны. Держатель заведения обычно завозил бочки с вином своим односельчанам, которые могли себе позволить подобное удовольствие. По крайней мере так было в деревне Монтайю в начале XIV столетия.
Вся жизнь кипела в населённых пунктах покрупнее: большие сёла, города, торговые центры. Там-то как раз и находились просторные питейные заведения с общими залами. Девушки знакомились с юношами, мужчины с женщинами и обменивались последними новостями, слухами и домыслами. Часто это были истории о публичных казнях, любовных делах или о небылицах. Человек искал отдушину в общении. И масса народа просто бродила от таверны к таверне и коллекционировала местные сплетни. Туда захаживали и еретики, которые пытались донести свои особые верования до умов совершенно разных людей.
Месса
Это по-настоящему массовое мероприятие, которое охватывает всё население округи. Она проходит в каждом приходе: это место встреч и исполнения религиозных обязанностей. Благой акт, который можно было совместить с общением или каким-нибудь предприятием. Она сводила людей намного крепче чем лихая гулянка в таверне или на ярмарке. На мессах простолюдины могли открыть для себя много нового и услышать мысли какого-нибудь вольнодумца, что захотел поведать труженикам полей о верном учении или рассказать пару захватывающих историй, которые могли впечатлить малограмотных крестьян. Во время мессы могли даже происходить стычки, облавы и заговоры.
Подобные виды социализации через популярные места и еженедельные мероприятия играли важную роль в жизни южнофранцузских крестьян. Конечно же, мы можем обращать внимание на религиозные праздники, свадьбы и похоронные процессии, но они будут отражать лишь часть повседневности досуга простого человека. Очевидно, что игры и танцы по «красным дням» календаря случались довольно часто. Но, всё-таки, главным развлечением среди деревенского населения было общение в местах скопления народа.