«Казнь в Сайгоне»: снимок Эдди Адамса стал символом жестокости и бессмысленности Вьетнамской войны
0
0
640
просмотров
Чаще всего снимки, становившиеся символами Вьетнамской войны, делались фотокорреспондентами Associated Press. В их числе убегающая от напалма девочка, атака пехоты под прикрытием пулеметного огня с вертолетов и казнь в Сайгоне. Фото южновьетнамского генерала, целящегося в пленного коммуниста, взбудоражило США как раз в тот момент, когда американцы осознали, что никакой быстрой победы в чужой гражданской войне им ждать не стоит.

Полномасштабное военное вмешательство США во Вьетнамскую войну началось в 1965 году. В течение двух последующих лет союзники предпринимали неоднократные попытки наступления на силы Вьетконга и Северного Вьетнама. Наступательная стратегия американцев получила название «Найти и уничтожить». Основной тактикой их противников стала партизанская война в Южном Вьетнаме.

В начале 1968 года коммунисты предприняли общее наступление. События пришлись на Тет (вьетнамский Новый год), и наступление было названо Тетским. Традиционно этот праздник — главный во вьетнамском календаре. Поэтому ежегодно стороны конфликта вместе с американцами объявляли новогоднее перемирие. В этот раз перемирие было нарушено.

Другое культовое фото Associated Press.

Вьетконговцы захватили город Хюэ и даже вошли в Сайгон. Установить контроль над столицей Южного Вьетнама партизанам не удалось, но крови было пролито много. Атакам подверглись Дворец республики, радио и посольство США. К этому времени группировка американских войск во Вьетнаме составляла уже 500 тысяч человек.

Сайгон устоял и был союзниками отбит. Но именно на его улицах и было сделан исторический снимок. Фотокорреспондент Associated Press стал свидетелем внесудебной казни вьетконговца, которого на улице подвели к южновьетнамскому бригадному генералу. Генерал Нгуен Нгок Лоан, выслушав объяснения морских пехотинцев, не сказал ни слова и молча застрелил из револьвера человека в гражданской одежде. Жестокая сцена попала на пленку фотографа.

Подготовка к наступлению.

Снимок, которому суждено было стать культовым, оказался у редактора Associated Press и моментально разошелся по американским СМИ. Казнь также была снята оператором NBC. Оператор Во Суу вспоминал слова Лоана: «Они убили много наших людей, и я думаю, что Будда простит меня». По версии людей, задержавших вьетконгоца, накануне тот убил южновьетнамского офицера, его жену, мать и шестерых детей. Несмотря на это, фото моментально превратилось в икону антивоенного движения.

Тетское наступление не привело к перелому к войне. Вьетконговцы были отброшены от крупных городов, а большие потери надолго лишили их инициативы. Вопреки тактической победе Южного Вьетнама и США, именно Тетское наступление, широко освещавшееся журналистами, разуверило американское общество в победах армии на чужой войне. Число сторонников вывода войск увеличивалось, продолжались акции протеста. На президентских выборах 1968 года победил Ричард Никсон, выступавший за окончание войны «почетным миром». Вывод американских войск закончился в 1973-м.

Сайгон во время Тетского наступления.

За нашумевший снимок Эдди Адамс получил Пулитцеровскую премию. После возвращения на родину он продолжил общаться с Лоаном. Вскоре вьетнамский генерал был вынужден бежать в США. Еще в 1968-м он получил серьезное ранение, остался без правой ноги, вышел в отставку, а с победой коммунистов в гражданской войне покинул Вьетнам. В Штаты его пустили не сразу. Военного, чье имя стало ассоциироваться с бессмысленной жестокостью, могли и вовсе депортировать, но тут за него поручился сам Адамс, а также президент Джимми Картер. Фотограф не ограничился формальными показаниями и даже выступил по телевидению в поддержку героя своего снимка.

В США Нгуен Нгок Лоан открыл ресторан с вьетнамской кухней. Дела не задались — посетители, узнав после газетной публикации подробности темного прошлого владельца заведения, объявили фастфуду бойкот. В конце концов Лоан отошел от дел. Он умер в 68 лет от рака. Адамс, до конца поддерживавший отношения с бывшим генералом, скончался шесть лет спустя — в 2004 году. После сайгонской командировки его карьера пошла в гору, работы фотографа были удостоены множества наград. Всего их было около 500 (в том числе Премия Джорджа Полка и World Press Photo).

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится