Что странного в келпи? То, что существо это не вписывается в какие-либо каноны традиционной мифологии.
В каждой области водяного коня именовали по-своему, но описание разнилось незначительно. Всегда совпадали две основные детали: существо обитало в воде, а выходя на сушу, принимало вид лошади. Представление о конской ипостаси оборотня, как стройном, божественно красивом животном, ныне является классическим, но в прошлом известно не было. Предания обычно говорят о «лошадке», пони или жеребёнке. Очевидно, мелкие келпи встречались чаще крупных.
Нередко, оборотень, кроме лошадиной, имел ещё одну или несколько «альтернативных форм». Он мог принимать вид телёнка или овечки. А наиболее изощрённые особи перекидывались даже в людей. Как правило, в молодых мужчин и лишь в порядке исключения в женщин. Вероятно, именно совершенствуясь в искусстве перевоплощения, некоторые неопытные келпи иногда появлялись в «промежуточном» облике прямоходящей лошади.
Выбор личин может показаться странным, но он был оправдан избранной монстром тактикой охоты. Келпи хотел, чтобы его поймали. Стоило жертве усесться верхом, незадачливый наездник намертво прилипал, и водяной конь уносил его в пучину. Где и пожирал, по странной прихоти оставляя от тела лишь печень или лёгкие. Любопытно, что долго удерживать человека келпи не мог, по этому, случалось, многие недели добросовестно выполнял обязанности лошади, прежде чем вода оказывалась на расстоянии броска.
Келпи появлялся, как ночью, так и днём. Оборотень мог поселиться везде — в море, в озере, в реке, даже в мельничной запруде. Конечно, если из заливов выходили целые стаи (вернее, табуны), то в небольших водоёмах и речных омутах скрывались лишь отдельные особи. Но и они представляли опасность нешуточную. Известен случай, когда водяной конь унёс и съел сразу семерых детей. А если монстр и не трогал людей, то истреблял овец и коров, разоряя фермеров.
Но не все келпи являлись свирепыми чудовищами. Многих представителей этого племени можно было считать всего лишь озорными существами. «Мирные» водяные кони, даже увлекая жертву в реку, затем отпускали седока, вымокшим до нитки, обескураженным, но невредимым. Кроме того, в их арсенале имелось множество других злобных, но «не летальных» шуток. Ведь озорные келпи умели перевоплощаться куда лучше, чем их кровожадные сородичи. Некоторым из гоблинов-шутников (а «гоблином» или «фейри» в Британии именовалось любое сверхъестественное существо) ничего не стоило притвориться не просто человеком, а несколькими людьми сразу.
Насколько можно судить по старинным преданиям, безвредными шутниками чаще всего становились келпи, живущие вдали от больших водоёмов. И в этом можно усмотреть определённую логику. Опасно охотиться на людей, поселившись в неглубоком омуте. Ведь, твёрдо решив подкараулить и убить чудовище, крестьяне сравнительно легко осуществляли задуманное. Келпи вполне можно было поразить обычным железом, в средние века считавшимся «антимагическим» металлом. Бойцом же оборотень в облике лошади оказывался неожиданно слабым. Растерзать человека он был способен только под водой.
И здесь начинается самое интересное — не укладывающиеся в канон странности. Оборотень всегда имеет некое истинное обличие. Но келпи составлял исключение. Никто не знает, как выглядит водяной конь в родной стихии. Обычный, «континентальный» перевёртыш, всегда человек. Это колдун, умеющий превращаться в зверя (версия о «болезни» или «проклятии ликантропии» возникла лишь в новое время). Но келпи – не принадлежит к роду людскому и даже копировать внешность человека умеет редко, и ещё реже делает это убедительно, не забывая спрятать конские уши и копыта. С другой стороны, он и не лошадь. Что же это за «оборотень» без истинного обличия?
Есть основания полагать, что келпи, на самом-то деле, не выглядит никак. Что он – лишённый плоти дух рек и морей, по необходимости выстраивающий тело из подручных материалов и придающий ему законченный вид иллюзиями. Ведь, если водяного коня удавалось убить на суше, его туша обращалось в кучу медуз или гниющих водорослей.
Распространённость сказаний о водяных конях, скорее всего, объясняется природными условиями Англии и Ирландии. На морском побережье островов нередко можно было видеть следы копыт, уводящие в морскую пучину, оставленные табуном вполне обычных, не магических лошадей, обходивших прибрежные скалы или пересекавших залив по обнажившемуся во время отлива дну. Но древние кельты ничуть не менее современных людей были склонны усматривать в самых заурядных и объяснимых явлениях мистику или «заговор».