Плачевно известные «Красные кхмеры» появились через год после начала крестьянского восстания в провинции Баттамбанг. Ополченцы выступили против правительства и короля Нородома Сианука. Недовольство крестьян было подхвачено и использовано руководством КПК. Сначала силы бунтующих были незначительными, однако за считанный месяц Камбоджа погрузилась в хаос гражданской войны, которую справедливо рассматривают как еще один эпизод холодной войны и борьбы между двумя политическими системами – коммунизмом и капитализмом.
Через несколько лет красные кхмеры свергли режим, установившийся в стране после получения независимости от Франции. Тогда, в 1953 году, Камбоджа была объявлена королевством, правителем которого стал Нородом Сианук. Поначалу он даже пользовался популярностью среди местного населения. Однако обстановку в Камбодже дестабилизировала война в соседнем Вьетнаме, где, начиная с концов 1950 гг., тлело противостояние между коммунистами, поддерживаемыми Китаем и СССР, и демократическим проамериканским правительством. «Красная угроза» скрывалась и в недрах самой Камбоджи. Местная коммунистическая партия образовалась в 1951 году. К моменту начала гражданской войны ее лидером стал Пол Пот.
Чудовищные события в Камбодже в 1970-х в массовом сознании (в том числе и в нашей стране) больше всего связаны с двумя образами. Пол Пот и красные кхмеры стали символами бесчеловечности и геноцида. Но начинал лидер революции крайне скромно. Согласно официальной биографии, он появился на свет 19 мая 1925 года в маленькой непримечательной кхмерской деревушке, скрытой где-то в тропических джунглях Юго-Восточной Азии. При рождении никакого Пол Пота не было. Настоящее имя лидера красных кхмеров - Салот Сар. Пол Пот – партийный псевдоним, который молодой революционер взял уже в годы своей политической карьеры.
Социальным лифтом мальчика из скромной семьи оказалось образование. В 1949 году молодой Пол Пот получил правительственную стипендию, которая позволила ему переехать во Францию и поступить в Сорбонну. В Европе студент познакомился с коммунистами и увлекся революционными идеями. В Париже он вступил в марксистский кружок. Образование, однако, Пол Пот так и не получил. В 1952 году он за неуспеваемость был отчислен из университета и вернулся на родину.
В Камбодже Пол Пот вступил в Народно-революционную партию Камбоджи, которая потом была преобразована в коммунистическую. Свою карьеру в организации новичок начал в отделе массовой пропаганды. Революционер стал публиковаться в печати и вскоре стал крайне известным. Пол Пот всегда отличался недюжинными амбициями. Постепенно он поднимался по партийной лестнице, а в 1963 году стал ее генеральным секретарем. Геноцид красных кхмеров был еще далеко, но история делало свое дело – Камбоджа приближалась к гражданской войне.
Коммунисты год за годом становились все влиятельнее. Новый лидер заложил новые идеологические основы, которые он перенял у китайских товарищей. Пол Пот и красные кхмеры являлись сторонниками маосизма – комплекса идей, принятого в качестве официальной доктрины в Поднебесной. Фактически коммунисты Камбоджи проповедовали радикальные левые взгляды. Из-за этого красные кхмеры с двойственным чувством относились к Советскому Союзу.
С одной стороны, Пол Пот признавал СССР кузницей первой коммунистической Октябрьской революции. Но камбоджийские революционеры имели и много претензий к Москве. Отчасти на этой же почве возник идеологический раскол между СССР и Китаем.
Красные кхмеры в Камбодже критиковали Советский Союз за политику ревизионизма. В частности, они были против сохранения денег – одного из важнейших признаков капиталистических отношений в обществе. Также Пол Пот считал, что в СССР из-за форсированной индустриализации было плохо развито сельское хозяйство. В Камбодже аграрный фактор играл огромную роль. Крестьяне составляли в этой стране абсолютное большинство населения. В итоге, когда к власти в Пномпене пришел режим «красных кхмеров», Пол Пот не стал просить помощи у Советского Союза, а гораздо больше ориентировался на Китай.
В начавшейся в 1967 году гражданской войне красных кхмеров поддерживали коммунистические власти Северного Вьетнама. Их противники также обзавелись союзниками. Правительство Камбоджи ориентировалось на США и Южный Вьетнам. Поначалу центральная власть была в руках короля Нородома Сианука. Однако после бескровного переворота в 1970 году его свергли, а правительство оказалось в руках премьер-министра Лон Нола. Именно с ним еще пять лет боролись красные кхмеры.
История гражданской войны в Камбодже представляет собой пример внутреннего конфликта, в который активно вмешивались посторонние силы. В это же время продолжалось противостояние во Вьетнаме. Американцы стали оказывать значительную экономическую и военную помощь правительству Лон Нола. В США не хотели, чтобы Камбоджа превратилась в страну, куда могли без проблем уходить для отдыха и восстановления сил вражеские вьетнамские войска.
В 1973 году американская авиация начала бомбежки позиций красных кхмеров. К этому времени США вывели войска из Вьетнама и теперь могли сосредоточиться на помощи Пномпеню. Однако в решающий момент свое веское слово сказал Конгресс. На фоне массовых антимилитаристских настроений в американском обществе политики потребовали от президента Никсона прекратить бомбежки Камбоджи.
Обстоятельства играли на руку красным кхмерам. В этих условиях правительственные войска Камбоджи стали отступать. 1 января 1975 года началось финальное наступление красных кхмеров на столицу Пномпень. День за днем город лишался все новых линий снабжения, а кольцо вокруг него продолжало сужаться. 17 апреля красные кхмеры установили полный контроль над столицей. За две недели до того Лон Нол объявил о своей отставке и перебрался в США. Казалось, что после окончания гражданской войны наступит период стабильности и мира. Однако на самом деле Камбоджа стояла на пороге еще более страшной катастрофы.
Придя к власти, коммунисты переименовали страну в Демократическую Кампучию. Пол Пот, ставший главой государства, объявил о трех стратегических целях его правительства. Во-первых, он собирался прекратить разорение крестьянства и оставить в прошлом ростовщичество и коррупцию. Вторая цель заключалась в ликвидации зависимости Кампучии от других стран. И, наконец, третье: необходимо было навести в стране порядок.
Все эти лозунги казались адекватными, однако на деле все обернулось созданием жесткой диктатуры. В стране начались репрессии, инициаторами которых были красные кхмеры. В Камбодже, по разным оценкам, было убито от 1 до 3 миллионов человек. Факты о преступлениях стали известны только после падения режима Пол Пота. Во время его правления Камбоджа отгородилась от мира «железным занавесом». Новости о ее внутренней жизни едва ли просачивались наружу.
После победы в гражданской войне красные кхмеры приступили к полной перестройке общества Кампучии. Согласно своей радикальной идеологии, они отказались от денег и ликвидировали этот инструмент капитализма. Городские жители стали массово выселяться в деревню. Уничтожению подверглись многие привычные социальные и государственные институты. Правительство ликвидировало систему медицины, образования, культуры и науки. Под запретом оказались иностранные книги и языки. Даже ношение очков стало причиной ареста многих жителей страны.
Красные кхмеры, лидер которых был настроен крайне серьезно, буквально за несколько месяцев не оставил и следа от прежних порядков. Репрессиям подверглись все религии. Самый сильный удар был нанесен по буддистам, которые в Камбодже составляли заметное большинство.
Красные кхмеры разделили население на три категории. В первую вошло большинство крестьян. Во второй оказались жители районов, долгое время сопротивлявшихся наступлению коммунистов во время гражданской войны. Интересно, что тогда в некоторых городах даже базировались американские войска. Все эти населенные пункты подверглись «перевоспитанию», или, иначе говоря, массовым чисткам.
В третью группу попали представители интеллигенции, духовенства, чиновники, находившиеся на государственной службе при прежнем режиме. Также к ним присоединили офицеров армии Лон Нола. Вскоре на множестве этих людей были опробованы изуверские пытки красных кхмеров. Репрессии проводились под лозунгом борьбы с врагами народа, предателями и ревизионистами.
Насильно согнанное в деревню население стало жить в коммунах, отличавшихся жесткими правилами. В основном камбоджийцы занимались тем, что высаживали рис и тратили время на другой низкоквалифицированный труд. Зверства красных кхмеров заключались в жестких наказаниях за любые преступления. Без суда и следствия расстреливались воры и другие мелкие нарушители общественного порядка. Правило распространялось даже на срыв фруктов на плантациях, принадлежащих государству. Разумеется, вся земля и предприятия страны были национализированы.
Позже мировое сообщество охарактеризовало преступления красных кхмеров как геноцид. Массовые убийства осуществлялись по социальным и этническим признакам. Власти казнили иностранцев, в том числе даже вьетнамцев и китайцев. Еще одним поводом для расправы стало высшее образование. Идя на сознательную конфронтацию с иностранцами, правительство полностью изолировало Кампучию от внешнего мира. Дипломатические контакты сохранились только с Албанией, Китаем и Северной Кореей.
Для чего красные кхмеры устроили в родной стране геноцид, нанеся невероятный вред ее настоящему и будущему? Согласно официальной идеологии, государство для строительства социалистического рая нуждалось в миллионе работоспособных и верных граждан, а все остальные несколько миллионов жителей должны были быть уничтожены. Иначе говоря, геноцид не являлся «перегибом на местах» или результатом реакции против мнимых предателей. Убийства стали частью политического курса.
Оценки количества погибших в Камбодже в 70-е гг. крайне разноречивы. Разрыв от 1 до 3 миллионов вызван гражданской войной, обилием беженцев, ангажированности исследователей и т. д. Разумеется, режим не оставлял свидетельств своих преступлений. Людей убивали без суда и следствия, что не позволило восстановить хронику событий хотя бы с помощью официальных документов.
Даже фильмы про красных кхмеров не могут в точности передать масштаб катастрофы, обрушившейся на несчастную страну. Но и те немногие свидетельства, которые стали достоянием общественности благодаря международным судам, проведенным после падения правительства Пол Пота, приводят в ужас. Главным символом репрессий в Кампучии стала тюрьма Туол Сленг. Сегодня там расположен музей. В последний раз в эту тюрьму отправили десятки тысяч человек. Всех их предполагалось казнить. Выжило только 12 человек. Им повезло – их не успели расстрелять до смены власти. Один из тех заключенных стал ключевым свидетелем на судебном процессе по камбоджийскому делу.
Репрессии против религиозных организаций были законодательно закреплены в конституции, которую приняла Кампучия. Красные кхмеры видели в любой конфессии потенциальную опасность для своей власти. В 1975 году в Камбодже было 82 тысячи монахов буддийских монастырей (бонз). Лишь единицам из них удалось спастись и бежать за границу. Истребление монахов приняло тотальный характер. Исключений не делалось ни для кого.
Разрушались статуи Будды, буддийские библиотеки, храмы и пагоды (до гражданской войны их было около 3 тысяч, а в итоге не осталось ни одной). Как и в свое время большевики или коммунисты в Китае, красные кхмеры использовали религиозные сооружения в качестве складов.
С особенной жестокостью сторонники Пол Пота расправлялись с христианами, так как они были носителями иностранных веяний. Репрессиям подверглись как миряне, так и священники. Множество церквей подверглось разорению и разрушению. Во время террора погибло около 60 тысяч христиан и еще 20 тысяч мусульман.
За считанные годы режим Пол Пота привел Камбоджу к экономическому краху. Многие сферы хозяйства страны были полностью разрушены. Огромные жертвы среди репрессированных привели к запустению огромных пространств.
Пол Пот, как и каждый диктатор, объяснял причины коллапса Кампучии вредительской деятельностью предателей и внешних врагов. Вернее, эту точку зрения отстаивала партия. Никакого Пол Пота в публичном пространстве не существовало. Он был известен как «брат № 1» в восьмерке крупнейших деятелей партии. Сейчас это кажется удивительным, но в Камбодже, помимо этого, ввели и свой собственный новояз на манер романа-антиутопии «1984». Из языка были удалены многие литературные слова (их заменили на одобренные партией новые).
Несмотря на все идеологические усилия партии, страна пребывала в плачевном состоянии. К этому привели красные кхмеры и трагедия Кампучии. Пол Пот тем временем был занят нарастающим конфликтом с Вьетнамом. В 1976 году страна объединилась под властью коммунистов. Однако социалистическая близость не помогла режимам найти общий язык.
Напротив, на границе постоянно происходили кровопролитные стычки. Самой крупной стала трагедия в местечке Батюк. Красные кхмеры вторглись на территорию Вьетнама и вырезали целое селение, в котором проживало около 3 тысяч мирных крестьян. Период столкновений на границе закончился в декабре 1978 года, когда в Ханое решили покончить с режимом красных кхмеров. Для Вьетнама задача облегчалась в силу того, что Камбоджа переживала экономический коллапс. Сразу после вторжения иностранцев начались восстания местного населения. 7 января 1979 года вьетнамцы взяли Пномпень. Власть в нем получил только что созданный Единый фронт национального спасения Кампучии, который возглавил Хенг Самрин.
Хотя красные кхмеры потеряли столицу, под их контролем осталась западная часть страны. Следующие 20 лет эти повстанцы продолжали беспокоить центральные власти. Кроме того, лидер красных кхмеров Пол Пот выжил и продолжал руководить крупными военизированными отрядами, укрывшимися в джунглях. Борьбу против виновников геноцида возглавили все те же вьетнамцы (сама Камбоджа лежала в руинах и едва ли могла искоренить эту серьезную угрозу).
Каждый год повторялась одна и та же кампания. Весной вьетнамский контингент величиной в несколько десятков тысяч человек вторгался в западные провинции, проводя там чистки, а осенью возвращался на свои исходные позиции. Осенний сезон тропических ливней делал невозможной эффективную борьбу с партизанами в джунглях. Ирония заключалась в том, что в годы собственной гражданской войны вьетнамские коммунисты использовали ту же самую тактику, которую теперь против них применяли красные кхмеры.
В 1981 году партия частично отстранила Пол Пота от власти, а вскоре ее саму и вовсе распустили. Некоторые коммунисты решили сменить свой политический курс. В 1982 году была образована партия Демократической Кампучии. Эта и еще несколько организаций объединились в коалиционное правительство, которое вскоре признала ООН. Легитимизировавшиеся коммунисты отреклись от Пол Пота. Они признали ошибки прежнего режима (в том числе авантюрность отказа от денег) и попросили прощения за репрессии.
Радикалы во главе с Пол Потом продолжали укрываться в лесах и дестабилизировать ситуацию в стране. Тем не менее политический компромисс в Пномпене привел к тому, что центральная власть укрепилась. В 1989 году Камбоджу покинули вьетнамские войска. Противостояние между правительством и красными кхмерами продолжалось еще около десяти лет. Неудачи Пол Пота заставили коллективное руководство повстанцев отстранить его от власти. Когда-то казавшийся непобедимым диктатор был помещен под домашний арест. Он скончался 15 апреля 1998 года. По одной версии, причиной смерти стала сердечная недостаточность, по другой - Пол Пота отравили его же сторонники. Вскоре красные кхмеры потерпели окончательное поражение.