«Крестный отец США»: как публицист и везунчик Томас Пейн пережил две революции, гильотину и британское правосудие
0
0
662
просмотров
Конец XVIII века — время крайне удивительное. Сегодня ты мелкий чиновник, а завтра известный на все 13 колоний публицист. Послезавтра так вообще член французского Конвента. Это всё — Томас Пейн. Две революции, чудесное спасение от гильотины и… клеймо безбожника, забвение при жизни.

Повысьте нам зарплату, а то мы взятки брать вынуждены

Пейн был выходцем из небогатой семьи квакеров (которые сыграли значимую роль в судьбе 13 колоний). Юность публициста была безрадостной: местная средненькая школа, бедность — Пейн работал в мастерской, а затем в акцизной конторе, жена умерла при родах.

Пейн сдал взяточников, но ему самому пришлось бежать

Впрочем, именно с работой в конторе связана его дальнейшая судьба. Всё началось в тот момент, когда начальство попросило Пейна написать прошение о повышении зарплаты. Они знали, что он красноречив. Пейн написал. По-своему, с детской непосредственностью, но написал. Вычитывать не стали, а зря. В прошении Пейн писал: «Повысьте нам, пожалуйста, зарплату, а то она у нас такая маленькая, что нам ничего не остается, как брать взятки». А затем подробно описал, кто, когда и сколько.

Томас Пейн, примерно 1791

Естественно, всю акцизную контору отправили под суд. Но самому Пейну удалось скрыться. Он сел на корабль и в 1774 году прибыл в Америку с рекомендационным письмом от Бенджамина Франклина, ещё одного будущего отца-основателя США. С ним он познакомился в Англии. Пейну в некотором смысле повезло — он прибыл за некоторое время до разрыва с Британской империей.

Пейн чуть ли не сразу сделался сторонником американской революции

На огромном митинге, посвящённом скорому объявлению независимости, Пейн, только что бежавший от преследования в Англии, в самых мрачных тонах описал тогдашнее правительство Англии. Добра от правительства вигов-эксплуататоров вигам-патриотам, а именно таких взглядов придерживались отцы-основатели, ждать не стоило. Пейн советовал колонистам объявить о независимости.

Вам срочно нужна революция!

Считается, что каждое второе семейство в колониях имело брошюру Пейна

Прибыв в американские колонии Томас Пейн, при покровительстве Франклина, занялся предпринимательством. Он инвестировал в рискованные проекты в основном связанные со строительством мостов. Пейн рассматривал их как выдающиеся «изобретение человечества, позволяющее овладеть природой, не беспокоя её власти и не разрушая её красоту». Примечательно, что подготовленный им в 1787 году проект моста через Скулкилл в Филадельфии был реализован только через 9 лет и то в английском Сандерленде.

«Друзья людей», карикатура Исаака Круикшенка. Джозеф Пристли и Томас Пейн (справа)

В 1775 году Пейн, по поручению континентального конгресса, отвёз в Англию прошение колонистов к королю. Прошение осталось без ответа, Пейн же вернулся в Америку, где издал брошюру «Здравый смысл». Адресованная населению Америки, брошюра убеждала, что каждая нация имеет полное право учредить собственное правительство. По словам Джорджа Вашингтона, брошюра Томаса Пейна произвела переворот в умах. Пейн развенчал надежды колонистов на заступничества короля и объявлял монархию противоестественной формой правления.

«Мода до урезания, или Хорошая Конституция принесена в жертву Красивой Форме» (1793). Карикатура Джеймса Гиллари. Томас Пейн затягивает корсет Британии

Примеры некомпетентных и никчёмных монархов Пейн в изобилии черпал из главной книги религиозных колоний — Библии, а конкретно Ветхого Завета. Считается, что каждое второе семейство в колониях владело экземпляром брошюры. Это делает её самой успешной книгой Нового света. Невиданному успеху текста способствовало и то, что Пейн отказался от авторских прав — брошюра распространялась почти бесплатно. «Здравый смысл» подготовил колонистов к окончательному разрыву с метрополией.

Благодаря статьям Пейн стал самым популярным публицистом в колониях

Томасу Пейну также приписывают авторство анонимной статьи «Африканское рабство в Америке». Это был один из первых текстов, излагавших идеи аболиционизма. И именно под его влиянием было создано первое в Америке аболиционистское общество (Бенджамин Франклин, к слову, был сторонником освобождения рабов).

Второй человек в Америке

После составления декларации независимости и начала войны с Англией, Пейн отправился в лагерь Вашингтона. Пытался быть солдатом, но у него плохо получилось. Зато написал цикл из 13 памфлетов «Американский кризис», воодушевивший его сослуживцев. Одну из статей, по приказанию генерала Вашингтона, зачитали перед войсками вместо приказа. Статья до того вдохновила солдат, что, бросаясь в атаку, они повторяли: «Настало время испытать силу человеческой души!» — с этих слов начинался текст Пейна.

Осада Чарльстона

Благодаря изданным сочинениям Пейн стал вторым по популярности, после Джорджа Вашингтона, человеком в 13 колониях. В 1780 году англичане захватили Чарлстон, Южная Королина. Вашингтон оказался в отчаянном положении. Пейн, для покрытия чрезвычайных военных расходов, предложил устроить национальную подписку и первый внёс 500 долларов. В следующем году Пейна отправили в Париж для переговоров о получении займа с чем Пейн справился блестяще.

Пейн в Конвенте: британский французский революционер

Когда война за независимость завершилась, Пейн вернулся в Англию. Вскоре, в 1789 году, во Франции вспыхнула революция. Пейн, как и Бёрнс, и Вордсворт, приветствовал её как зарю свободы для всего человечества. Это не мудрено — Франция была законодательницей всех мод, да и сравнивали ту революция в основном с произошедшей в начале века Славной революцией, прошедшей почти бескровно для самой Англии, чего не скажешь о Шотландии, например.

В 1790 году Эдмунд Бёрк издал «Размышления о Французской революции», Пейн возразил ему обширной брошюрой «Права человека». В ней отстаивались естественные, прирождённые права человека. По мнению Томаса Пейна, человек вступает в общественный договор не для умаления прав, а для их обеспечения. Уступая часть своих прав в интересах общества, он оставляет за собой свободы мысли, совести и право делать для своего счастья всё, что не вредит другим.

Процесс над Людовиком XVI

В полемике с Бёрком, Пейн стратсно защищал новую конституцию Франции, дававшую право голоса всем, кто платил хоть самую ничтожную подать, и яростно критиковал английскую (неписанную) конституцию. Английское устройство было направлено к тому, чтобы дать королю средства подкупать своих подданных. Правительство было мягко говоря не радо такой характеристике и решила автора брошюру преследовать.

Томас Пейн, британский подданный, избрался во французский Конвент

Через два года Пейна предали суду, обвинив в оскорблении короля и конституции, но власти запоздали. Томас уже был давно в Париже. Не являясь гражданином Франции он избрался в Национальный Конвент. Не сумев прибыть на суд, он поручил защиту своих книг и личности адвокату Томасу Эрскину. Тот произнёс блестящую речь, взбудоражившую молодёжь, но, увы, присяжные не были впечатлены достаточно и признали Пейна виновным. Наказать бунтаря, впрочем, было нельзя, поэтому правительство решило подвергнуть преследованию всех, у кого могло найти копию брошюры.

Почти без головы

Что до Пейна — в Конвенте тот был сторонником жирондистов и всегда голосовал вместе с ними. В процессе против короля он был за изгнание Людовика XVI и предупреждал всех, что казнь короля будет громадной политической ошибкой, вызовет неблагоприятную реакцию у союзников в США, где Людовик был очень популярен из-за помощи во время революции. Вместо казни Пейн предлагал изгнать Людовика XVI в Америку, где он увидел бы, «как растёт общественное благосостояние при республиканском правлении, основанном на свободе и на справедливом представительстве».

США не заступились за Пейна, когда тому угрожала гильотина

В то же самое время Пейну было ясно, что негативная реакция будет и у могучей английской нации. До казни англичане в общем-то снисходительно относились к революции во Франции — сами они такое пережили дважды. Но думали, что всё будет как во время Славной революции. Ошибались.

Монтаньяры же не могли простить Пейну его заступничества за короля. После падения жирондистов Пейна выгнали из Конвента как иностранца, арестовали и приговорили к гильотинированию. Буквально неуловимый Пейн спасся только благодаря случайности. Во время заточения во Франции он написал знаменитый «Век разума». Видимо, французские тюрьмы каким-то образом способствуют написанию антиклерикальных книг. Но, кроме шуток, вышло сочинение, содержавшее приёмы рационалистической критики и объяснения Библии. Важно — Пейн не был неверующим, конечно же. Однако выступал против институционализации веры.

Пейн чудесным образом избежал казни и дожил до Термидора

Итак, Пейн избежал смерти по воле Господа, случая или же просто человеческой глупости или невнимательности — как угодно. Дело в том, что на дверях темниц всех, кого следовало казнить, оставлялись специальные пометки. Но Пейну повезло — пометка на его двери была оставлена с внутренней стороны двери! Дело в том, что его камера часто была открыта из-за большого количества посетителей. И тюремщик, видимо, просто не обратил внимание, на какую сторону он наносит помету. В итоге Пейн просидел в тюрьме ещё немного — до самого Термидорианского переворота и падения Робеспьера. Его выпустили, и он отплыл в союзные Франции Штаты. Которые, к слову, никак не заступились за Пейна, а ведь стоило только признать его своим гражданином…

Забытый всеми «безбожник» в религиозном обществе

Принятый как богоборец, Пейн оставался верующим деистом

В 1804 году Пейн вернулся в Америку. Тогдашний президент Томас Джефферсон, помня заслуги Пейна в освобождении колонии, предоставил в его распоряжение целый корабль. Томас Пейн, возвращаясь в Новый свет, думал, что его встретят с восторгом, помня о былых делах. Однако он ошибался. «Век разума» вооружил против него религиозно настроенное американское общество, подстрекаемое духовенством. Даже прежние друзья от него отвернулись. Пейн не смог перенести тотальное одиночество, у него никого не было. Он запил.

Томас Пейн скончался 8 июня 1809 года в Гривич-Виллэдж, Нью-Йорк. Его покинули почти все, но он был спокоен. Утешён тем, что прожил жизнь не зря. «Жизнь моя, — писал он к одному из своих приятелей за несколько дней до смерти, — была полезна для человечества; я, насколько мог, делал добро и умираю спокойно, надеясь на милосердие Создателя».

На похоронах некогда популярнейшего публициста присутствовало 6 человек

Пейн хотел, чтобы его похоронили на нью-йоркском квакерском кладбище, но местная община отказалась предоставить место для «безбожника». Пейна похоронили под каштановым деревом на принадлежавшей ему ферме. На похоронах некогда самого популярного человека Америки присутствовало всего 6 человек (из них 2 слуги-негра).

Статуя Томаса Пейна в его родном английском Тетфорде

В 1819 году английский публицист-радикал Уильям Коббет выкопал останки Пейна и перевёз их на родину революционера, намереваясь добиться должного захоронения «великого сына Англии». У него не вышло. Судьба праха Пейна после смерти Коббета — загадка. Многие затем утверждали, что у них есть череп или другая часть скелета одного из основателей США.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится