Стоглавый Собор 1551 года с участием высоких духовных сановников и самого царя принял сборник решений, позже названный по числу глав Стоглавом. Немалое внимание, помимо вопросов землевладения, церковного права и порядка проведения обрядов, было уделено способам улучшения морального облика священнослужителей и паствы. Вопросы об этом задавал и царь Иван. Перед Собором он произнес речь, полную осуждения существовавшего положения: «По церквам звонят, поют и совершают службу не по уставу». Священники «чинят продажу великую» священными вещами, ученики пренебрегают обучением грамоте, в монастырях бражничают и живут неправильно, народ волхвует (увлекается язычеством), в церквях ведет себя непристойно. Люди там ругаются, громко разговаривают, попы и диаконы, случается, служат в нетрезвом виде. И до чего дошло грехопадение — взрослые мужчины бреют порой головы и бороды, одежду иноверцев носят и не походят на христиан. «Как Бог терпит наше бесстрашие?» — вопрошал царь.
Иван Грозный вел борьбу за моральный облик подданных
Стоглав стал сводом выработанных веками правил и понятий, утвердил необходимость борьбы со всякими бесчинствами и конкретизировал их определения. Постановил собор настоятелям и игуменам строго наблюдать, чтобы «церковный порядок и монастырское строение» ни в чем не нарушались бы, а согласовывались с правилами святых отцов. Самим воздерживаться и других наставлять следовало, в том числе в следующих вопросах.
Пьянственное питие и еда
Пьянство объявлялось началом и концом всего злого в нашем мире. Остерегаться хмельного было наказано прежде всего людям церкви — не держать у себя ни водки, ни пива, ни меду, пить можно вино лишь «во славу Божию», но не чтобы напиться! Разрешалось даже «фряжское» (иностранное) вино для богоугодных возлияний. Но «безмерное упивание» попов — плохой пример для народа: «Как мирян спасти и наказати от всяких зол, а сами во всяком безчинии»? Надлежало воздерживаться от чрезмерного употребления напитков и еды, дабы не допускать «блевания» от перепития и переедания.
К тому же, от «бражников» и гуляк много проблем: играют, пьянствуют, ни службы не служат, не промышляют и много зла творят, иногда даже грабят и разбойничают. А распитие спиртных напитков в корчме женщиной и вовсе было одним из немногих признанных церковью поводов для развода. Еще одним интересным пунктом Стоглава был запрет поедания продуктов, изготовленных из крови (в том числе кровяной колбасы) и «удавленины» — то есть мяса животных, убиенных с помощью удавки, а не зарезанных, ибо в их мясе оставалась кровь. За такие гастрономические изыски мирской человек мог быть отлучен от церкви.
В 16 в. за поедание кровяной колбасы и бритье бород отлучали от церкви
Бородатый вопрос
Внешний облик православного также регламентировался. Несмотря на древние предписания о ношении бороды, встречались на Руси те, кто пренебрегал ими. За такое уподобление себя женщине, как бритье бороды, христианин мог быть даже предан анафеме (понятно, почему общество так сопротивлялось бритью во время Петра I и почему победить «брадоношение» не удалось). Стоглав указывал: «Священная правила православным […] всем возбраняют не брити брад и усов не постригати». Побрившийся, согласно правилам святых апостолов, не допускался в храм как подобный «еретику». «Сие бо женам лепо, мужам же не подобно», «постризало мерзость есть пред Богом».
Воспрещалось и одевание в одежду противоположного пола, осуждались одежды иноверцев, нравы и обычаи которых склоняют человека к грешной жизни. Среди прочего, именно бритье латинян (католиков) было одной из серьезных причин разногласий с православием.
Всякие половые отношения должны были непременно происходить в рамках заключенного пред Богом союза. Брак разрешался для женщин с 12, а для юношей — с 15 лет (причем тут правило было более категоричное, а девочек нередко выдавали замуж и раньше; кстати, другой документ, «Кормчая книга», определял и верхнюю планку брачного возраста для женщин — до 60 лет). Развестись, конечно, было не так просто, лишь по очень серьезным поводам дозволялось, например, измена жены (но не мужа). Мытье в мужской бане, ночевка вне дома и участие в «развратных игрищах» без позволения мужа тоже могло повлечь за собой разрыв. За борьбой с аморальным поведением церковь следила очень тщательно. Во время исповеди священнику предписывалось, в первую очередь, задавать вопросы, касающиеся интимной жизни (десятки подробных пунктов), и только потом — об убийствах, татьбе (воровстве) и других злодеяниях.
В России 16 века жениться можно было в 15 лет, а выйти замуж — в 12
К блудным грехам и разврату относили также сексуальные связи в запрещенные дни — субботу, воскресенье, иногда в среду и пятницу, в дни церковных праздников (очень многочисленных) и поста. Запрещались сношения с чужими женами, растление незамужних (особенно если учесть ранний возраст брака, и впрямь неприглядный поступок), нетрадиционные отношения, сон без одежды, всякие «игрища», и «песнями бесовскими, и играми нечистыми». Эти игры особенно отмечались у «глумотворцев» скоморохов, присутствие которых на свадьбах в процессиях, идущих перед священником, церковь категорически осудила. Блудным и порочным признавался даже «смех до слез». Азартные игры, совместное мытье в бане мужчин и женщин (часто встречавшееся в то время), языческие русалии, скоморошество в целом и некоторые другие виды распутного поведения относились к этой же категории. Стоглав также не раз отмечал негативное влияние иноверцев на православных: «А от множества народа и от иноверных поношение и укоризна нашей православной вере хрестъянской».
Иван Грозный считал, что должен вести своих подданных к спасению души
Несмотря на царское внимание, такие крупные Собор и Стоглав, ситуация с нравственностью с трудом поддавалась изменениям через обновление сводов правил. Законодательство и светская власть и в последующие десятилетия не раз обращалась к этим проблемам. Грешен человек и полностью отказаться от «бесования и прелести бесовской» никак не может. Ряд историков, например, д. и.н. В. В. Шапошник (автор монографии «Иван Грозный. Первый русский царь»), полагают, что в несоблюдении различных правил поведения православных царь видел причину разных ненастий (неудач в войне, неурожаев и др.), так что и некоторые репрессии Ивана Грозного имели целью принуждение к покаянию и через него — спасение душ.