От бюста Нефертити до огромного паука «Мама»: 18 самых известных скульптур
697
просмотров
Скульпторы на протяжении всей истории придавали невероятные формы мрамору, бронзе, дереву и другим материалам. С древних времён скульптура была важным способом понимания культуры и общества, будь то портретные бюсты великих лидеров или символические изображения этических принципов.

Список известных исторических скульптур бесконечен. От безрукой красотки Венеры Милосской до огромной Терракотовой армии, построенной для защиты китайского императора. Мы решили познакомить вас с 18 наиболее известных исторических скульптур.

1. Венера Виллендорфская (ок. 30 000-25 000 до н.э.)

1. Венера Виллендорфская (ок. 30 000-25 000 до н.э.)

Венера Виллендорфская — это фигурка высотой 11 см, вырезанная из оолитового известняка. Обнаружена в одном из древних захоронений граветтской культуры близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии. Считается, что она была создана между 30 000 и 25 000 до н.э., что делает её одним из старейших известных произведений искусства в мире. Из-за выдающейся груди и округлых живота и бёдер некоторые специалисты пришли к выводу, что она является символом Богини Матери или Матери-Земли, символизируя плодородие и материнство.

2. Бюст Нефертити ( ок. 1350 до н. э.)

2. Бюст Нефертити ( ок. 1350 до н. э.)

Этот расписной бюст из известняка представляет собой прекрасный скульптурный портрет Нефертити, супруги фараона-реформатора Эхнатона, правившего в Древнем Египте приблизительно в 1351—1334 годах до нашей эры. Скульптура была найдена в мастерской художника по имени Тутмос и в настоящее время выставляется в Новом музее в Берлине.

3. Терракотовая армия (конец III века до н.э.)

3. Терракотовая армия (конец III века до н.э.)

Терракотовые воины — это коллекция статуй в Сиане, Китай, изображающая армию первого императора династии Цинь — Ши Хуан-ди. Армия состоит из 8000 солдат, 130 колесниц и 670 лошадей. Эти фигуры — невероятный образец погребального искусства, созданный для защиты Императора в загробной жизни. Скульптуры были обнаружены в 1974 году местными крестьянами во время бурения артезианской скважины почти в 1,6 км от гробницы Императора.

Части коллекции часто являются участниками передвижных выставок по всему миру. В 1987 году на 11-й сессии ЮНЕСКО терракотовая армия была включена в список всемирного наследия как часть комплекса «гробницы первого императора династии Цинь».

4. Лаокоон и его сыновья (ок. 50 год до н. э.)

4. Лаокоон и его сыновья (ок. 50 год до н. э.)

С момента раскопок XVI века «Лаокоон и его сыновья» привлекали как археологов, так и любителей искусства. Скульптура изображает сцену с тремя мраморными фигурами, основанную на древнегреческом мифе. Согласно легенде, Лаокоон был жрецом бога Аполлона в городе Трои. На него и двоих его сыновей — Антифанта и Фимбрея — бог послал двух змей.

Скульптура установлена в ватиканском музее Пио-Клементино.

5. Ника Самофракийская (ок. 190 до н. э.)

5. Ника Самофракийская (ок. 190 до н. э.)

Скульптура Ники, греческой богини победы, является культовым образцом эллинистической греческой скульптуры. Это одна из немногих сохранившихся эллинистических скульптур, которая является греческим оригиналом, а не более поздней римской копией.

Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. В одежде, прилегающей к телу, богиня торжествующе движется вперёд, ведя войска к победе. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого мрамора из села Лардос на Родосе, правое крыло — гипсовая реконструкция.

Скульптура была найдена на острове Самотраки на территории святилища Великих Богов в апреле 1863 года, и в настоящее время выставляется в Лувре.

6. Венера Милосская (ок. 130–100 до н. э.)

6. Венера Милосская (ок. 130–100 до н. э.)

енера Милосская, также известная как Афродита Милосская, изображает богиню любви Афродиту. Мраморная скульптура высотой 2,02 м известна отсутствием рук. Пропорции тела при перерасчёте на рост 164 см составляют 89-69-93. Работа долгое время оказывала влияние на художников, в том числе на Дали, который в 1936 году создал скульптуру «Венера Милосская с ящиками».

Всемирно известная скульптура была найдена в 1820 году на греческом острове Мило — одном из Кикладских островов в Эгейском море. В настоящее время выставляется в Лувре.

7. Давид Донателло (1430-1440)

7. Давид Донателло (1430-1440)

Почти за 100 лет до Давида Микеланджело итальянский скульптор эпохи Возрождения Донателло создал культовую версию библейского героя. Бронзовый Давид Донателло моложе и задумчивее версии Микеланджело и он только что убил Голиафа. На самом деле Донателло ловко использует голову Голиафа и меч Давида в качестве опор для конструкции. В то время скульптура вызвала скандал, так как Давид абсолютно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком, и сандалий с поножами. Работа считалась настолько натуралистичной, что вызывала беспокойство.

В 1495 году, после изгнания Медичи из Флоренции, статуя была перенесена в Палаццо Веккьо. C 1738 года (некоторые историки называют 1777 год) она находилась в галерее Уффици. В 1865 году был основан Национальный музей Барджелло, и во второй половине XIX века Давид занял место среди его экспонатов.

8. Давид Микеланджело (1501-1504)

8. Давид Микеланджело (1501-1504)

Первоначально скульптура была заказана для крыши собора Флоренции. Микеланджело было всего 26 лет, когда он получил эту работу. Одна из самых знаковых скульптур в истории, на которой огромный Давид спокоен и собран, с пращой, перекинутой через плечо, уверенно ждёт сражения с Голиафом. Мастерство Микеланджело проявляется в его внимании к деталям, от выпуклых вен на руке Давида до мастерства контрапоста в его позе.

В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств во Флоренции.

9. Похищение Прозерпины (1621-1622)

9. Похищение Прозерпины (1621-1622)

Художнику в стиле барокко Джованни Бернини было всего 23 года, когда он создал эту мраморную скульптуру, но она до сих пор считается одним из его самых выдающихся произведений. Работа, основанная на древнегреческом мифе «Похищение Прозерпины», изображает бога Аида, схватившего дочь Зевса, Прозерпину (Персефону). Бернини вырезал две фигуры из каррарского мрамора, сделав камень в похожим на гибкую кожу.

«Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск…» — писал Джованни Лоренцо Бернини.

10. Статуя Свободы (1876-1886)

10. Статуя Свободы (1876-1886)

Статуя Свободы, известная как символ свободы в Соединенных Штатах, представляет собой медную статую римской богини Либертас, подаренную французским правительством. В руках она держит скрижаль с надписью, состоящей из английских букв и римских цифр («JULY IV MDCCLXXVI»), обозначающей «4 июля 1776 года» — дату принятия Декларации независимости США.

Идея подарка приписывается Эдуару Рене Лефевру де Лабулэ, президенту французского антирабовладельческого общества, в честь победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США. Автором статуи является французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, а проектировал её будущий создатель башни, ныне носящей его имя, Гюстав Эйфель.

11. Мыслитель (1880-1882)

11. Мыслитель (1880-1882)

Этот шедевр французского скульптора Огюста Родена первоначально назывался «Поэт» и был частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии», изображая Данте, создателя отлитых в бронзе Роденом картин ада. В «Мыслителя» скульптура была переименована литейщиками, потому что посчитали её похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием. Знаменитая скульптура отливалась несколько раз. Было отлито 28 полных фигур, хотя многие из них были сделаны уже после смерти Родена.

Копии статуи разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне, пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены в Стэнфордском университете, у ворот филадельфийского музея Родена, у ворот Колумбийского университета, а также представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

12. Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913)

12. Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913)

Хотя итальянский художник Умберто Боччони и умер в 33 года, на мир искусства он оказал огромное влияние. Помогая формировать эстетику футуристического движения, он интересовался динамизмом формы и деконструированием твердых форм. Его «Уникальные формы непрерывности в пространстве», которые сейчас находятся в нью-йоркском музее современного искусства, являются вершиной его идей.

Это попытка сделать из твёрдого, неподвижного куска бронзы нечто, что течёт в пространстве и времени. Боччони достигает этого путем разбиения поверхностей человеческой фигуры. То есть, он лепит человека в нескольких моментах движения сразу. Скульптура не замораживается в моменте в скульптурной вечности, как более традиционные скульптуры. Вместо этого, она показывает нам, что форма никогда не заморожена, она всегда переходит от одного состояния к другому. Это суть мысли футуризма — весь акцент делается на динамизме, не обращая внимания на неподвижное состояние.

13. Фонтан (1917)

13. Фонтан (1917)

Марсель Дюшан перевернул мир искусства своим реди-мейд фарфоровым писсуаром «Фонтан». Художник-дадаист представил «Фонтан» на выставке Общества независимых художников, однако на показ работа не была выставлена. Оригинал «Фонтана», сфотографированный в студии Альфреда Стиглица, сейчас утерян, но Дюшан позже сделал несколько копий, которые существуют до сих пор. Произведения представлены в разных общественных фондах: Индианском университете в Блумингтоне, музее современного искусства Сан-Франциско, художественном музее Филадельфии, национальной галерее Канады, центре Помпиду и Тейт Модерне.

В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века, набрав 64 % голосов и опередив тем самым картину Пикассо «Авиньонские девицы». Представители журнала The Independent отметили в 2008 году, что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу».

14. Мемориал Линкольну (1914-1922)

14. Мемориал Линкольну (1914-1922)

Высота статуи шестнадцатого президента США Авраама Линкольна от головы до пят составляет 5,79 м) и весит 175 тонн. Сидящая статуя президента помещена внутри величественной структуры. По периметру стоят 36 колонн — именно столько штатов объединилось к моменту смерти Линкольна. Названия 48 штатов (а именно столько их было к 1922 году — моменту завершения строительства мемориала) выбиты вдоль внешней стены здания. Табличка с названием двух последних присоединившихся штатов — Аляски и Гавайев — установлена на подходах к мемориалу.

15. Птица в пространстве (1923)

15. Птица в пространстве (1923)

«Птица в пространстве» — это цикл скульптур румынского художника Константина Бранкузи, первая из которых была отлита в 1923 году. Семь из них выполнены из мрамора, девять — из бронзы. Вместо того чтобы сосредоточиться на физическом изображении птицы, Бранкузи основное внимание уделял символизму полёта. Лишив животное крыльев и перьев, удлинив клюв и туловище, появилась гладкая форма.

Оригинальная скульптура установила рекорд в 2005 году, когда была продана на аукционе Кристиз в Нью-Йорке за 27,5 миллиона долларов. Эта скульптура сделана из мрамора и камня в 1922—1923 годах. Её высота — 1 метр 21 сантиметр.

В настоящее время оригинальная мраморная версия находится в Музее искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке.

16. Собака из воздушных шаров (1994-2000)

16. Собака из воздушных шаров (1994-2000)

Вы можете любить его или ненавидеть, но Джефф Кунс создал одно из самых запоминающихся произведений искусства 20 века. В 2013 году его оранжевая «Собака из воздушных шаров» из нержавеющей стали была продана на аукционе Christie’s за 58,4 миллиона долларов. Это был рекорд продаж для живого скульптора. Эта собака является частью серии работ, в которых нашло отражение его детское увлечение воздушными шарами, из которых можно создавать различные фигуры. Скульптор создал пять собак из блестящей полированной до зеркального блеска стали, покрытой краской разных цветов: синяя, малиновая, жёлтая, оранжевая, красная.

17. Мама (1999)

17. Мама (1999)

Монументальная скульптура Луизы Буржуа «Мама» высотой более 10 метров представляет собой шедевр, сочетающий в себе физическую и психологическую силу. Мы видим огромного паука, защищающего свой мешок с 26 мраморными яйцами. Он одновременно вызывает чувство страха своими размерами, но, на контрасте, массивный рост, сбалансированный на тонких ногах, передает почти острую уязвимость. Впечатляющая своими размерами скульптура паука ассоциируется у художницы с её матерью.

«Это — ода моей матери. Она была мои лучшим другом. Подобно паукам она ткала. У моих родных было собственное дело: они занимались реставрацией гобеленов, и мать руководила мастерской. Как и пауки, моя мать была умна. Пауки дружелюбны и едят комаров. Мы знаем, что комары переносят болезни, за это их не любят. То есть, пауки полезны, они нас защищают. Такой была и моя мать»

Из скульптуры были сделаны шесть бронзовых отливок и приобретены художественными учреждениями по всему миру— Британская галерея Тейт, Музей Гуггенхейма в Бильбао, Эрмитаж, Художественный музей Мори, Samsung Museum of Art, Музей современного искусства Кемпера.

18. Клауд-Гейт (2004)

18. Клауд-Гейт (2004)

Скульптор Аниш Капур известен своими работами, которые часто вызывают шумные обсуждения. Одна из его самых известных работ — Клауд-Гейт, расположенная на площади AT&T Плаза в Миллениум-парке в Чикаго, США. Скульптура была навеяна видом капли ртути.

Скульптура пользуется популярностью у туристов как место для фотографий, из-за её уникальных отражающих свойств.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится