В послевоенной Польше вышел закон, предусматривающий любое обвинение поляков в причастности к Холокосту. Но с этим не согласны в США и Израиле. Израильский премьер-министр заявил, что нельзя изменить историю, поэтому и Холокост нельзя отрицать.
Сейчас этот доклад, рассекреченный США в 1983 году, находится в Центре Симона Визенталя в Лос-Анджелесе. Этот документ имел ограниченный доступ, когда его составило Управление координации разведки. Там описывается антисемитизм, как традиционная черта польского общества. Ещё во времена Второй Польской Республики с 1919 года почти все крупные политические партии, существовавшие в стране, вели антисемитскую линию. Исключением были только некоторые левые партии.
Даже лидеры католической церкви во главе с кардиналом (Августом) Хлодом проповедовали антисемитизм в приходах. Они призывали к экономическому бойкоту евреев. Это сознание было искусственно насажено польскому обществу его элитой. Антисемитизм стал модной тенденцией в Польше начала XX века. Евреи стали «чужими» в государстве. В Польше в предвоенный период только усилилась антиеврейская пропаганда.
Наследники Речи Посполитой стали оценивать людей по национальности, а не по их личностным качествам, интеллекту, образованию, профессии. Поляки смотрели на происхождение и конфессию человека. И это было аморально в общечеловеческом плане. Нельзя воспевать собственное невежество.
В предвоенной и военной Польше существовал настоящий «холопский антисемитизм». И это не было политикой Геббельса с его интеллектуальными рассуждениями и конструкциями. Польская ненависть к евреям основывалась на зависти и злобе.
Это не было идеологией. Не было это и государственной политикой, как в нацистской Германии. Поэтому, возможно, руководство Польши и отрицает антисемитизм, происходивший в довоенной и оккупированной стране. Ненависть к евреям было старой человеческой привычкой. Ненависти подвергались не абстрактные евреи, а конкретный Абрам с соседней улицы, а также члены его семьи. Погромы всегда носили индивидуальный характер. Поляки убивали конкретного еврея. Но были и массовые погромы.
Примером тому служит деревня Едвабна. Там польские националисты совместно с немецкими нацистами заживо сожгли еврейское население в 1941 году. По некоторым данным, в Едбавне погибло около полутора тысяч жителей. Это были еврейские женщины, дети, старики, а не только мужчины.
Поляки также называли эсэсовцам все еврейские семьи. Озверевшие поляки в качестве оружия использовали подручные средства: топоры, вилы, дубины. Оставшихся после погрома в живых евреев согнали в помещение на краю селения. Их гнали по деревне под смех граждан. Впереди колонны шел престарелый раввин. Когда сарай был заполнен, поляки-соседи подожгли его. Были подобные акции и в других польских областях. У поляков сработали примитивные инстинкты. Они направили их на людей, которые, как считали погромщики, поступали нехорошо. Но в чём состояла перед поляками вина убитых ими детей?
Даже сейчас в Польше наблюдаются некоторые антисемитские настроения. Они являются отголосками того, что было в начале прошлого века. До 1939 года большинство основных политических партий были антисемитской направленности. В американском докладе написано, что под действием агитации партий многие поляки приняли антисемитизм, как должное. Они стали придерживаться нацистских расовых теорий. Свидетели говорят, что поляки преследовали евреев также, как и немцы во время захвата польских земель.
В 1945 году Польша была освобождена Советскими войсками от немецкой оккупации. Мир пришёл в ужас от того, что десятки польских городов стали местом для еврейских гетто и концлагерей. Евреев там убивали не только немцы, но и внутренняя польская охрана, вооружённая нацистами и лояльная правительству.
Эти военизированные образования доминировали над польским движением Сопротивления во время оккупации. Но за пределами оккупированных территорий тоже находились польские войска. Они сражались на стороне союзников СССР, США, Великобритании. Антисемитизм там был неприемлем.
Польское правительство признаёт, что некоторые граждане страны были замешаны в преступлениях против евреев. Некоторых активных участников погромов даже осудили. Но все судебные разбирательства проходили тихо, без публичной огласки. В 2000 году был осуждён надзиратель в Щецине. Он участвовал в массовых расстрелах заключённых.
И в то же время руководство страны отрицает массовое участие поляков в антисемитизме. Но с ним не согласен председатель Центра Симона Визенталя, раввин Марвин Хиер. Он говорит о том, что раскрытый материал свидетельствует о другой истории. Об этом должен знать президент Польши и не отрицать данные факты. Хиер говорит, что антисемитизм для поляков был многолетней проблемой. Поэтому, он считает, что руководитель Польши должен ознакомиться с этим отчётом, который написали евреи, испытавшие на себе антисемитизм.
Об антисемитизме милых и обаятельных поляков говорит и Якуб Корейба. Он считает, что многие в Польше не принимают истину и отвергают представленные факты, установленные в СССР, США и Западных странах. Антисемитизмом в Польше страдали и верхи, и низы общества. С самого начала немецкой оккупации Польши, там начались еврейские погромы, проводимые простыми поляками. Эти факты признают во всём мире.
Поляки же по этому поводу начинают уходить в «общефилософские» рассуждения. Как считает Корейба, Польше надо покаяться в антисемитизме, погромах и вандализме, производимых её гражданами. Польским гражданам по праву можно гордиться сопротивлением нацизму, но они не должны забывать и об убитых ими евреях.