Падение Иерусалима: как благодаря неизвестному древнему астроному восстановили библейскую хронологию
0
0
615
просмотров
Библия — одна из самых великих, сложных и прекрасных книг в истории человечества. Об историчности и трактовке событий, описанных в ней, спорят уже много столетий. Но благодаря записям древнего астронома и достижениям современной науки дату одного из ключевых событий в истории еврейского народа удалось установить.

«Я — Навуходоносор, царь вавилонский»

В Библии Навуходоносору II — великому правителю нововавилонского царства — уделено много внимания. Древняя Иудея всё время оказывалась посреди противостояния Вавилонской державы и Египта, поочерёдно попадая в зависимость от одной из держав.

В Писании об этих сложных взаимоотношениях осталось множество упоминаний:

«Во дни его выступил Навуходоносор, царь Вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него». (4-я Царств 24:1)

Навуходоносор II

Могучая вавилонская армия во главе с самим Навуходоносором более чем регулярно осаждала Иерусалим. Вавилоняне убивали его строптивых царей и сажали других, более угодных. Победители уходили с богатыми трофеями и заложниками.

«В то время подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к Иерусалиму, и подвергся город осаде. И пришёл Навуходоносор, царь Вавилонский, к городу, когда рабы его осаждали его. И вышел Иехония, царь Иудейский, к царю Вавилонскому, он и мать его, и слуги его, и князья его, и евнухи его, — и взял его царь Вавилонский в восьмой год своего царствования. И вывез он оттуда все сокровища дома Господня и сокровища царского дома; и изломал, как изрек Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем; и выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, — десять тысяч было переселенных, — и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли». (4-я Царств 24: 12-17)

Но затем наступил момент, когда царь Вавилона нанёс финальный удар по строптивым иудеям.

«В пятый месяц, в десятый день месяца, — это был девятнадцатый год царя Навуходоносора, царя Вавилонского, — пришёл Навузардан, начальник телохранителей, предстоявший пред царём Вавилонским, в Иерусалим и сжёг дом Господень, и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сжёг огнём. И все войско Халдейское, бывшее с начальником телохранителей, разрушило все стены вокруг Иерусалима». (Иеремия 52: 12-14)

Это стало поворотным моментом в жизни еврейского народа. Первый Храм был разрушен вместе с Иерусалимом. Навсегда оказался утрачен Ковчег Завета. Иудеев, оставшихся в живых после разорения, ждали долгие годы изгнания и вавилонского плена.

Осада Иерусалима войсками Навуходоносора

Археологические исследования позволяют утверждать, что древний Иерусалим — так называемый Город Давида — действительно был уничтожен. Но когда именно это произошло? Ответ нашёлся благодаря археологам, лингвистам и астрономам!

Клинописные таблички

Народы древнего Междуречья обладали развитой письменностью, присущей продвинутым обществам. Клинописные знаки они наносили на глиняные таблички, которые затем высушивали на солнце или в печи. Благодаря большому числу записей и сухому, жаркому климату огромное количество этих табличек дошло до нашего времени. На сегодняшний день их найдено около 50 000, и эта цифра увеличивается каждый год.

В табличках — самая разнообразная информация. Это и древние эпосы, и дипломатические договоры, и хроники, и посвящения, и религиозные тексты. Есть и более приземлённые записи — из которых мы можем узнать, сколько надо материалов для постройки приличного зиккурата, или подробности судебного спора двух купцов, или сколько продовольствия отпустили в неделю рабам на очередной велико-вавилонской стройке.

В руки археологов попали и многочисленные древние научно-технические документы. Словари, математические и строительные справочники, а также дневники наблюдения за погодой и астрономические записи.

Начиная со второй половины XIX века историки и лингвисты поочерёдно «раскололи» большинство языков, на которых были составлены эти тексты, и приступили к расшифровке написанного.

И тут на сцену вышла табличка под неприметным каталожным номером VAT 4956.

Древний наблюдатель

Эта отлично сохранившаяся табличка приехала в Берлин в 1905-м году и ждала своей расшифровки долгих десять лет. В 1915, пока за окном громыхали коваными сапогами уходящие на Первую мировую полки, немецкие историки обнаружили, что имеют дело с дневником астрономических наблюдений. Дневник содержал записи тринадцати наблюдений Луны и 15 наблюдений планет на фоне отдельных звёзд и созвездий. Записи выполнены с указанием дней и месяцев в 37-й год правления царя Навуходоносора.

VAT 4956

Это дало в руки историкам уникальную возможность.

Звёзды и планеты движутся по небесному своду с точностью и неумолимостью законов небесной механики. Благодаря столетиям наблюдений и могучему математическому аппарату мы можем не только предсказывать расположение небесных тел относительно друг друга в будущем, но и рассчитать, каково оно было в прошлом. Более того, положения эти повторяются чрезвычайно редко. Раз в сотни, тысячи, десятки тысяч лет.

Древний наблюдатель, скрупулёзно (насколько это было возможно в отсутствие телескопов) записывавший свои наблюдения и их даты, дал возможность заглянуть в небо прошлого. А значит, и выяснить, когда эти исследования проводились!

Небесные тела, описанные древним астрономом, общими усилиями идентифицировали. Можно было садиться за математику.

Расчёты показали, что наблюдения проводились между 568-м и 567-м годами до нашей эры. Астроном даже зафиксировал лунное затмение 4 июля 567 года до нашей эры! Остальные его записи также указывают на вполне конкретные даты в диапазоне между 568-567 годами.

Таким образом, мы получаем важнейшую точку отсчёта для всей древней хронологии.

Тридцать седьмой год правления Навуходоносора — это 568-й/567-й. И от этой координаты мы можем отсчитывать все события его царствования как вперёд, так и назад. В сочетании с другими расшифрованными хрониками и разницами календарей 37-й год правления стали связывать с 567 годом до нашей эры.

Год, когда Иерусалим сгорел

Снова обратимся к Библии, дающей нам информацию, которая привязана к годам царствования Навуходоносора.

«Слово, которое было от Господа к Иеремии в десятый год Седекии, царя Иудейского; этот год был восемнадцатым годом Навуходоносора. Тогда войско царя Вавилонского осаждало Иерусалим, и Иеремия пророк был заключён во дворе стражи, который был при доме царя Иудейского». (Иеремия 32: 1-2).

«И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии. В четвертом месяце, в девятый день месяца, голод в городе усилился, и не было хлеба у народа земли. Сделан был пролом в город, и побежали все военные, и вышли из города ночью воротами, находящимися между двумя стенами, подле царского сада, и пошли дорогою степи; Халдеи же были вокруг города». (Иеремия 52: 5-7)

Взятие Иерусалима

«В пятый месяц, в десятый день месяца, — это был девятнадцатый год царя Навуходоносора, царя Вавилонского, — пришёл Навузардан, начальник телохранителей, предстоявший пред царём Вавилонским, в Иерусалим и сжёг дом Господень, и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сжёг огнём. И все войско Халдейское, бывшее с начальником телохранителей, разрушило все стены вокруг Иерусалима». (Иеремия 52: 12-14)

Осада Иерусалима была продолжительным делом. Она началась на 18-м году правления Навуходоносора и закончилась на 19-м. Таким образом, вавилоняне пришли под стены Города Давида в 587 году до н. э., пал он в 586 до н. э.

Вот так, благодаря неизвестному нам древнему астроному, древним писцам, а также поколениям историков и астрономов, библейские события стали приобретать конкретные и вполне осязаемые для нас даты.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится