Важным является тот факт, что коренное изменение будет только при том условии, если изменятся все стороны общественной жизни: начиная от искусства, заканчивая политической жизнью. Про политическую жизнь нам известно много еще со школьной скамьи. Но школьный курс включает узко направленные знания, не расширяя границы тех событий, которые тоже имели место быть и внесли огромный вклад в нашу современную жизнь.
Революция в сфере моды
20-30-е годы в модной индустрии ознаменовались как «эпоха эмансипации». Женщины прекратили быть существами с другой планеты, а стали достаточно земными. Им не чужды были мужские костюмы и лёгкие черты вульгарности в нарядах. Всем своим видом представительницы «слабого пола» опровергали это утверждение. Иконой стиля считалась женщина в брюках — Марлен Дитрих.
Многие из нас даже не подозревают, что повседневные вещи, которые так удобно носить и которые стали неотъемлемой частью нашего гардероба, появились всего лишь в прошлом столетии. Например, всеми любимые футболки были созданы в 40-х годах в США и изначально использовались для одежды солдат. Но с выходом в прокат фильма «Трамвай Желание» с Марлон Брандо в главной роли, где публике были показаны футболки уже не в качестве армейской формы, их популярность возросла.
Конечно 30-40-е годы были осложнены периодом войн, что влияло, естественно, и на моду. Нехватка ткани и отсутствие банального интереса вывели на передний план простоту и комфорт. Нарядам была свойственна сдержанность, а натуральные ткани стали всё меньше использоваться в гражданских целях.
Однако в 40-50-е годы ситуация начала возвращаться в привычное русло. Ключевой личностью эпохи стал Кристиан Диор, который ввёл в моду зауженную талию и шпильки — девушки обретали свойственную им женственность. Нельзя не вспомнить и других выдающихся революционеров моды — Коко Шанель, Пьер Карден, Ив Сен-Лоран.
Новый виток в модной индустрии произошёл в 60-е годы. По мнению авторитетных историков моды, этот период как раз можно приравнять к революции в прямом её значении — дизайнеры начали черпать вдохновение из уличной культуры, так и появилось понятие «молодёжная мода». Модницы начали носить мини (первыми это начали делать англичанки), а Пьер Карден дополнил их умопомрачительный образ высокими сапогами. Помимо длины нарядов изменилась и ткань. Популярность получили синтетические ткани, которые были более практичными и дешёвыми.
В 70-х было такое изобилие стилей, что трудно выделить единый для данный эпохи — как хочешь, так и сочетай. Это всё было обусловлено разнообразием субкультур, которые придавали отличительные черты и предметам гардероба. Но брюки-клёш — один из самых популярных предметов гардероба, который носили почти все.
80-е годы — эпоха «чересчур», когда в нарядах приветствовали такие черты, как оригинальность и яркие цвета. Огромный вклад в развитие моды эпохи 80-х внесла основательница стиля панк Вивьен Вествуд.
В модной революции выделяется много этапов но каждый привнёс что-то настолько новое и революционное, что, исключив один элемент, рушится вся система.
Революция в сфере искусства
Мода и искусство — взаимосвязанные сферы и одна без другой уже не могут функционировать на полную мощь. Хотя роль некого лидера всё равно просматривается (каждый определяет это сам для себя). Но в искусстве трудно выделить периоды, как в моде, так как новые течения появлялись в разных странах в разное время, поэтому выделим стили, которые перевернули привычное мировоззрение и открыли мир новых образов. Всё вместе это можно условно разделить на модернизм и пост-модернизм, но это обобщающие названия, которые включают в себя различные «измы».
Модернизм
Кубизм — направление в живописи, зародившееся во Франции, основным идеологом и первооткрывателем стал всем известный Пабло Пикассо. Рефлексия основывалась на деформации предметов и разложении их на геометрические плоскости. Можно представить, насколько серьёзным было это изменение для людей, привыкших видеть приятные глазу пейзажи, где не надо ничего угадывать.
Абстракционизм — продолжение революции форм. Василий Кандинский является вождём этой революции, так как он создал свой собственный абстрактный стиль, где не было и намёков на признаки предметности. Это действительно революция в искусстве, но абстракционисты, отрицая реализм, всё-таки оставались в рамках мира искусства. Более того, данная революция считается закономерной и была предсказана ещё Платоном.
Футуризм — течение, которое вовлекло в себя не только художников, но и писателей, которые хотели делать искусство будущего. Если это революция (а так оно и есть), то всё творчество направлено на разрушение имеющихся стереотипов с целью созидания нового. В России футуризм неразрывно связан с такими громкими именами, как Маяковский, Пастернак и Хлебников.
Пуризм — революция революций именно потому, что художники этого направления отрицали даже то, что делают им современные революционеры. Пуристы ратовали за чистоту форм, и само название происходит от английского «pure»— чистый. Ярким представителем является Амеде Озанфан.
И, конечно, нельзя не выделить такое течение, как супрематизм, основоположником которого был Казимир Малевич. По мнению художника, супрематизм — это высшая точка развития искусства, его освобождение от всего нехудожественного, искусство в его изначальном понимании, без прикрас. Первобытные рисунки проявляли как раз ту чистоту, к которой должны стремиться художники, но она была утрачена с развитием живописи и человечества в целом. Можно сказать, что это обращение к истокам, но ни в коем случае не деградация!
Пост-модернизм
Реди-мейд (готовый) — термин был впервые введён искусствоведом и художником Марселем Дюшаном, который выставлял предметы утилитарного обихода на выставках, как произведение искусства. Обычный и всем понятный предмет в контексте искусства начал приобретать новый смысл, который раньше никто никогда не замечал. Прийти к этому можно было только путём изъятия из привычной среды и лишением первоначальных функций.
Это интересно:
В один из прекрасных дней 1917 года художник забрел в магазин сантехники и приобрел там обыкновенный писсуар. Дюшан поставил его вверх тормашками, расписался на нем псевдонимом R.Mutt и представил в качестве экспоната под названием «Фонтан» (Fountain) на выставке. Благодаря этой скандальной истории Марсель Дюшан приобрел бешеную популярность.
«Я швырнул им в лицо писсуар, и теперь они восхищаются его эстетическим совершенством», — писал десятками лет позднее Дюшан своему немецкому другу, художнику Хансу Рихтеру.
Следующим ключевым направлением стал поп-арт. По своей сути поп-арт стал частью массовой культуры и представлял собой некий отличительный знак, принадлежность к той или иной культуре. Но искусство ещё было выгодным вложением денег, так например, популярностью у элиты пользовался Энди Уорхол со своими яркими работами, которые сразу привлекали внимание.
«Отпочкованный» от идей супрематистов явил на свет себя примитивизм — искусство простых форм. Основной идеей также оставалось возвращение к истокам и даже обращение к непрофессиональным художникам, которые по-своему изображают окружающий мир. Ключевым автором данного направления является Анри Руссо.
Оп-арт (сокращение от «оптическая иллюзия») — течение, основоположником которого является Виктор Вазарели. Именно он начал создавать «движущиеся» картины, в которых была уже не попытка передать ощущение движения, а выверенная путём исследований строения глаза и его способности к восприятию система, как можно заставить видеть движение.
Гиперреализм основан на антитезе концептуализму и ставит под большое сомнение сам принцип концепта. Основная ориентация была на прагматизм и реализм, иногда настолько откровенный, что ужасаешься, неужели окружающая нас действительность именно «такая». Но не зря здесь приставка «гипер». Всё-таки гиперреализму было свойственно преувеличение.
Слово «гиперреализм» было придумано Изи Брашо в 1973 году как французский синоним слова «фотореализм».
И последнее, что произошло, точнее, к чему вернулись художники ХХ века — минимализм. Снова возврат к простым формам с использованием минимальных деталей — вот основные черты минимализма. Одним из самых знаменитых художников-минималистов является Фрэнк Стелла, в работах которого все эти черты наглядно показаны — ничего лишнего.
Разобрав революции в взаимосвязанных, но отличных от политической, сферах, мы приходим к выводу, что Революция — это не просто смена власти, это та двигательная сила, которая даёт толчок на развитие и на поиски чего-то нового. К сожалению, или нет, чтобы получить что-то новое нужно разрушить старое, но не стоит полностью забывать про то, с чего всё началось. Как показывает практика, даже в будущем возникают моменты возвращения к истокам.