Родился Самсон в Вологодской губернии в крестьянской семье в 1768 году. С детских лет уже приходилось ему батрачить, потом работал и бурлаком, и на отлове диких зверей, не боялся никакой работы, много чего умел. Бурлаки частенько рассказывали о диковинном городе Санкт-Петербурге, и очень захотелось Самсону там побывать. И вот когда ему исполнилось 30 лет, он попал в этот город. И как оказалось, здесь его дожидалось главное дело всей его жизни. В те годы в столице шло активное строительство, и рабочие руки здесь были очень нужны. К тому же, в этом городе жил его шурин, и Самсон устроился работать к нему в бригаду на строительство царской резиденции, Михайловского замка, камнесечцем. Работа эта, хоть и была физически очень тяжелой, ему нравилась. Очень быстро проявились талант и сноровка Самсона. Вскоре камень подчинился Самсону, он научился работать молотком и зубилом, хорошо чувствовал, куда и с какой силой надо ударить, чтобы камень не раскололся. К тому же он был очень сильным, и ворочать каменные глыбы ему не составляло особого труда. Да и время Самсон зря не тратил - освоил грамоту, научился разбираться в чертежах. В общем, работа спорилась, и вскоре ему стали доверять более сложные задания.
Казанский собор
После завершения строительства Суханов организовал собственную артель и начал брать подряды уже самостоятельно. Людей он набрал легко, шли они работать к нему охотно.
Вскоре в городе начали возводить Казанский собор. Конкурс проектов, в котором участвовали и именитые иностранные архитекторы, выиграл тогда еще малоизвестный зодчий, бывший крепостной Андрей Воронихин. На работу по строительству будущего собора он пригласил только русских мастеров, в том числе и артель Суханова, про которую уже был наслышан. Им предстояло возвести колоннады - внешнюю и внутреннюю.
В качестве материала для изготовления колонн Воронихин решил использовать пудостский камень, и Суханов, знакомый со свойствами этого камня, поддержал идею Воронихина. Этот камень, лежащий на земле, – очень мягкий и легко поддается обработке, но, находясь на воздухе, становится все тверже и тверже. С наружными колоннами из пудостского камня особых проблем не возникло, и вскоре они встали, словно каменная роща, вдоль Невского проспекта.
Но оставалось еще 56 монолитных колонн для внутреннего свода – только уже из гранита, каждая весом более 100 тонн, а это уже работа посложней.
Суханов разработал особый метод вырезания гранитных плит из скалы нужного размера. Глыбы высекались с поразительной точностью. Иностранные инженеры, наблюдавшие за этим процессом, ломали головы и никак не могли понять, чем же он руководствовался при этом.
Придумал Суханов также способы транспортировки и установки колонн. Так что и с этой сложной задачей его артель успешно справилась. За эту работу Суханову была вручена золотая медаль.
Стрелка Васильевского острова
В 1803 году артель подрядилась выполнить работы на Стрелке Васильевского острова, не только строительные, но и земляные. Им предстояло поднять и укрепить берег, изменив береговые очертания, засыпать площадь и после этого одеть в гранит всю набережную. Для украшения фасада Биржи и его противоположной стороны Суханов высек из камня фигуры бога Нептуна и богини Навигации с Меркурием.
Эта работа продолжалась пять лет, затем взялись за Ростральные колонны. Их также изготовили из пудостского камня и покрасили в красный цвет.
Внутри колонн находятся лесенки, по которым можно подняться наверх и зажечь огни маяков. Рядом с колоннами установили четыре великолепные скульптуры, также высеченные Сухановым, и символизирующие реки – Неву, Волхов, Волгу и Днепр. Так что всю красоту на Стрелке Васильевского острова навела сухановская артель.
Горный институт
Еще не были завершены работы на Стрелке, а Суханова снова пригласил для совместной работы Андрей Воронихин, который приступил к новому строительству – предстояло возвести здание Горного института.
Для этого здания Суханов изготовил 12 колонн и две скульптуры – «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном». Этими его работами восхищались даже именитые скульпторы.
Исаакиевский собор
А затем Суханов со своей артелью приступил к выполнению еще одного грандиозного заказа – возведению колонн для Исаакиевского собора, строящегося по проекту Огюста Монферрана. Всего требовалось установить 112 колонн из гранита, весом 114 тонн каждая. Впервые в истории строительства работу начали не с возведения стен, а с установки колонн. Их обмотали войлоком и поднимали с использованием специальных валов.
Александровская колонна
Давайте взглянем на сохранившиеся рисунки, на которых показан процесс установки Александровской колонны. Хотя сам Суханов в этом участия не принимал, но многие работы велись с использованием его технологий. Вес колонны - 600 тонн!
В конце жизни дела у Суханова пошли не очень хорошо, наступила полоса неудач, он разорился, и о дальнейшей его судьбе почти ничего неизвестно.
И хотя в городе осталось много памятников, созданных этим мастером-самоучкой, долгое время даже не знали, как же он выглядел. И уже в наше время, реставрируя найденный старинный холст, реставраторы обнаружили на нем сначала подпись художника «Василий Тропинин», а затем портрет старого человека на фоне каменной колонны, в руках он держал каменотесный молоток. В результате было сделано предположение, что этот портрет написан с Суханова.
В свое время журнал «Отечественные записки» писал: «Столица наша превратится вскорости в новые Фивы, позднее потомство будет спорить, люди или исполины создавали град сей. Честь и слава гражданину Суханову».
Так и случилось в действительности. Со временем технологии Суханова по работе с многотонными гранитными блоками оказались утерянными, и сейчас многие инженеры и каменотесы отказываются верить в то, что можно было обработать эти глыбы вручную, без применения каких-либо механизмов и станков, перевезти и установить их. Даже с использованием современных технологий кажется невозможным это повторить. Вот такой получается парадокс... Инопланетяне поработали? )))