Ритуал церемонии очистки мертвецов
Традиция заключается в том, что родственники покойного достают гроб из захоронения, бережно извлекают труп, обмывают его, осторожно очищают, сушат и наряжают в новые одеяния. Обряду подвергаются умершие всех возрастов, начиная от крошечных детей. Мертвецам не только меняют одежду, но и одевают очки, украшения, некоторым дают «выкурить» сигарету. Пока трупы наряжают и проветривают, гробы ремонтируют или обновляют.
На этом церемония не заканчивается. Тораджийцы очень любят фотографироваться со своими мертвецами, они их усаживают или ставят, вокруг трупа живописно размещаются члены семьи и все радостно позируют.
Эти ритуальные действа напоминают вечеринку с мистического Хеллоуина или кадры из фильма про зомби.
История обряда, затерявшаяся в глубине веков
Откуда берет начало такой странный обычай неизвестно. Индонезийцы в основном исповедуют ислам. Народ провинции Тана тораджи протестанты, свято чтящие ритуалы язычества и анимизма.
По найденным остаткам древних гробов, археологи сделали вывод, что такая традиция уже существовала в IX веке. Голландцы, в поисках гвоздики и мускатного ореха, высадились на берега Индонезии еще в конце XIV века, но в горные районы народностей тораджа миссионеры принесли христианство лишь 300 лет спустя.
В очередь на похороны
Сама церемония похорон связана с большими затратами и жертвоприношениями. Не в каждой семье найдутся средства на них, потому покойник ждет своей очереди несколько месяцев, а то и лет. Все это время труп находится в обычном жилище или специальном «доме смерти» - тунконан.
В этих церемониальных строениях, крыши которых напоминают лодку или рогатую голову буйвола, хранят забальзамированные трупы, пока семья не накопит достаточно денег на довольно пышные похороны. Родные ухаживают за умершим членом семьи, разговаривают с ним, как с живым, собираются вокруг него на семейные советы, предлагают им пищу, питье.
В таком доме могут находиться сразу несколько трупов, смерть которых произошла в разные годы.
Экзотическая церемония погребения
Когда все будет готово к похоронам и соберутся родственники с разных уголков страны, начинается церемония, которая длится от трех дней до недели. За это время будут принесены в жертву много свиней и буйволов. Чем больше буйволов будет забито, тем выше статус семьи покойного. На особо пышных похоронах их число доходит до восьмисот. Количество животных должно быть не меньше 24, но гости могут привести собственного буйвола в подарок.
Существует неписаное правило, что этот «долг» родственники выплачивает в будущем на очередных похоронах. Ритуал забивания свиней и буйволов кровожаден. Если кабанов, привязанных к бамбуковым палкам, убивают мгновенно ударом в сердце, то буйволам перерезают горло и они еще долго мучаются в предсмертных судорогах, заливая все вокруг фонтаном крови.
Перед погребением в семейном мавзолее, в гроб кладут вещи, которые любил покойный или подарки, в соответствии с жизненным уровнем семьи. Это могут быть: браслет, часы, мобильный телефон или даже алмаз.
После церемонии прощания с мертвецом, жертвоприношений, обильного угощения родственников, ритуальных танцев, христианских молитв, похоронная процессия направляется к семейному склепу. Гроб несут на специальных носилках с крышей в виде тунконана – дома смерти.
Хоронят тораджа умерших на скалистых отвесных склонах, в вырубленных каменных нишах. Такие мавзолеи могут достигать высоты трехэтажного дома. Чем выше, тем богаче семья покойного. Такое захоронение более надежно защищено от разграбления. Нишу для гробов вырубают долго - в течение трех - шести месяцев. Грудных младенцев жители провинции Тана иногда хоронят в дуплах деревьев, объясняя это тем, что они растут, питаясь соками растения.
Идолы тау-тау
Скальные захоронения выглядят очень странно и экзотично. Помимо «окон», куда помещается гроб, делаются своеобразные «балкончики», на них выставляются куклы – тау-тау, вырезанные из дерева. Местные жители верят, что в эти скульптуры переселяется душа покойного. Раньше идолы были более примитивны, по ним можно было лишь определить пол умершего.
Сейчас многие из них очень правдоподобны, имеют почти портретное сходство и выглядят жутковато. Стоят такие тау-тау дорого и заказать их могут только самые зажиточные семьи. Часто истуканов воруют, поэтому многие держат прототипов своих родственников в доме. После того, как деревянная копия мертвеца готова, она находится у гроба двенадцать дней до похорон, это время определено для переселения души.
Через три года в ритуальный день Манене после принесения в жертву буйвола, петуха и кабана, гробы с покойными спускают по специальным приставным лестницам для проведения обряда очищения мертвецов.