Список претензий поражает длиной, сами претензии — содержанием. Вниманием не обошли ни одну хоть сколько-то популярную книгу сказочницы. Досталось и Пеппи, и Эмилю из Лённеберги, и Ронье, дочери разбойника, и Расмусу-бродяге, и, уж конечно, Карлсону.
Непочтительное отношение к отцам
Ронья ссорится с Маттисом, потому что он вспыльчив и не умеет ценить ни свою жизнь, ни чужую. Кроме того, он часто делает глупости, очень ребячлив, и матери Роньи приходится его осаживать. Отец Пеппи, капитан корабля, появляется только для того, чтобы в юбке на голое тело кувыркаться и прыгать с детьми младшего школьного возраста. Отец Эмиля, простой крестьянин, жаден до смешного (или грустного) и недалёк. Папа малыша Сванте Свантессона, живя с ним в одном доме, едва участвует в жизни сына — так, призрак с трубочкой где-то на фоне захватывающих приключений с Карлссоном.
Да, все эти персонажи считаются роняющими высокое звание отца, формирующими нелестное представление у детей об отцах вообще и приводят, как заявляют блюстители святого образа папы, к тому, что дети больше отцов уважать не могут как класс.
Что касается детей, то они совсем не так испорчены ещё сочинениями на тему «Образ лирического героя в романе романтического автора» и видят просто обычных пап, взрослых с правом на ошибку, с разными характерами и, будем откровенно, со вполне распространёнными недостатками.
Поощрение побегов из дома
Ронья сбегает из дома, серьёзно поссорившись с отцом-разбойником, вместе со своим другом Бирком. Вдвоём они живут в пещере среди диких животных и местных недобрых волшебных существ. Расмус бежит из приюта, испугавшись наказания и отчаявшись дождаться кого-то, кто захочет его усыновить. Он прибивается к бродяге Оскару, который зарабатывает на жизнь тем, что поёт жалостливые песни под окнами. Нечего сказать, хорошие ролевые модели для ребёнка!
Однако там, где взрослый увидит сам возмутительный факт побега, ребёнок читает и о захватывающем приключении, и о всех тех опасностях, что поджидают детей вне дома. Ронья с Бирком чудом не умирают, когда на них нападают похожие на людей гигантские птицы, и едва не сваливаются в водопад. Они постоянно встают перед вопросом, где им взять еды и самых простых предметов быта и как спастись в холод. Расмус сталкивается с тем, что мир жёсток, жизнь требует денег, а некоторые взрослые — очень опасны.
Дети вообще часто не слушаются взрослых
Конечно, чемпион по непослушности у Линдгрен — Пеппи Длинный Чулок. Это девочка девяти лет, которая сказочно сильна и так же сказочно богата, она живёт совсем одна на вилле и не ходит в школу. Когда взрослые начинают учить её правильно жить, она задаёт неудобные вопросы, пытаясь понять логику бесконечной системы запретов. Но и другие дети-персонажи у Астрид бывают непослушными. Эмиль всё время делает что-то не так, доставляя взрослым много хлопот. Ронья и Расмус, как мы помним, сбегали из дома. Малыш Сванте постоянно нарушает запреты, идя на поводу у Карлссона. Всё это, уверены поборники нравственности, поощряет детей вести себя дерзко.
На деле ребёнок постоянно наблюдает причинно-следственную связь между поступками маленьких героев и дальнейшими событиями. В этом смысле повести Линдгрен даже классически-назидательны. Проделки Эмиля и других ребят постоянно ставят в неловкое положение и самих героев, и их близких. Именно потому, кстати, Малыш Сванте со временем относится к выходкам Карлссона всё тревожнее и с прохладцей. Дело не только в страхе наказания, он видит, что Карлссон часто причиняет людям неудобства и огорчения (хотя некоторые его розыгрыши совершенно безобидны). «Безнаказанной» уходит только Пеппи, но это же девочка, которая может поднять коня — дети хотели бы с ней дружить, но не считают её точно такой же, как они сами.
Иногда дети в книгах, проявив непослушание, в конечном итоге выигрывает. Потому что взрослые тоже могут быть неправы и совершать ошибки. В таких случаях персонажи вовсе не злорадствуют. Они мирятся со своими близкими, и близкие тоже не таят злобу на детей, признавая, что ссора не отменяла любви. Довольно здоровое описание того, как может проходить конфликт и как после него продолжать жить под одной крышей.
Вообще в книгах Линдгрен все дети ведут себя очень по-детски. Во-многих советских книгах дети и взрослые постоянно будто меняются ролями. Дети должны заботиться о чувствах и потребностях взрослых, постоянно понимают больше них и свысока утешают. Маленькие персонажи Линдгрен практически всегда в общении со взрослыми остаются на своих детских ролях. Даже такие самостоятельные и не признающие правил, как Пеппи.
Дети ловят преступников и пропагандируют суицид
Особенная претензия нелюбителей Линдгрен — к тому, как часто дети оказываются нос к носу со всякими жуликами и каждый раз их побеждают. Пеппи справляется с ворами, Малыш Сванте и Карлссон — с жуликами Филле и Рулле, помогает взрослым справиться с грабителями и сирота Расмус, а уж Калле Блюмквист и его друзья вообще не случайно, а сознательно противостоят опасным преступникам.
Что же в этом плохого? Критики уверены, что подобные сюжеты вселяют в маленьких читателей ложное чувство уверенности в своих силах. А это может довести до опасной ситуации.
На самом деле, детям нравятся сюжеты, в которых их ровесники одолевают опасных дядек, именно потому, что дети хорошо осознают, насколько сами слабы и беззащитны. Кроме того, по-скандинавски рациональная Линдгрен чётко различает сказки и реалистичные повести. Дети справляются сами только там, где действуют волшебные существа, вроде сверхсильной Пеппи или летающего тролля Карлсона. И Расмус, и Калле с компанией нуждаются в помощи взрослых, чтобы справиться с преступниками. Это при том, что они сами действуют очень активно!
Но самая странная претензия — предположение, что Линдгрен прославляет самоубийство. В качестве аргументов критики приводят сцены из «Братьев Львиное Сердце» и повести про Пеппи.
В первой книге один из братьев решается отдать свою жизнь, чтобы младший его брат во время пожара выжил. Правда, малыш всё равно обречён — он болен туберкулёзом и вскоре умирает. Братья оказываются после смерти в волшебном мире и узнают, что если умрут снова, то просто перейдут в следующий мир.
Одна из трактовок этого сюжета состоит в том, что книга написана как для смертельно больных детей, так и для тех, кто считает, что по их вине умер другой ребёнок. Это книга-утешение. А приключения превращают её из обычной сказочки от взрослых в повесть, которую хочется читать.
Пеппи в последней сцене своих приключений съедает волшебную пилюлю, чтобы никогда не вырасти и не повзрослеть. Сцена очень грустная, почти трагичная. Видимо, поэтому некоторые взрослые считают, что Пеппи приняла яд.
Дети воспринимают сцену далеко не так фаталистично. Во-первых, мимо их внимания не проходит, что пилюля Пеппи больше всего похожа на витаминку. Во-вторых, трагичность сцены для них именно в том, что волшебная пилюля никак не подействует. Пеппи вырастет, потому что это неизбежно. Это немного и прощание самих маленьких читателей с самой беззаботной частью своей жизни. Впереди — подростковый период с его войнами за популярность и новыми требованиями.