Версаль: от охотничьего замка до достояния республики
879
просмотров
Версаль – это целое собрание дворцов около Парижа, в котором проживали французские короли. Он находится, примерно, в 16 километрах к юго-западу от столицы Франции. Это величественный комплекс. Он всегда поражал воображение людей. Архитектура его великолепна.

У Версаля богатая политическая история. Для многих людей Версаль – символ богатства. Он неотрывно связан с историей Франции, её подъёма и культуры, центра моды и кровавого падения монархического строя. Своё название дворец получил от названия посёлка Версаль, возле которого он находится. Этот посёлок был немного больше деревни, но меньше города. Но с размещением там королевской резиденции и строительства дворцового комплекса там стало проживать шестьдесят тысяч человек. Он стал одним из самых крупных городских французских центров. В нём сосредоточилась вся королевская власть.

Версаль – охотничий замок

Версаль – охотничий замок Версальский дворец. Pierre Patel, 1668 год

Короли во Франции очень любили охоту. Их привлекало поселение Версаль. Они часто охотились в его окрестностях. Французский король Людовик XIII приобрёл эти земли в своё владение. На этой земле он построил охотничий замок. Вокруг этого замка не было сельскохозяйственных угодий. Вокруг бродило множество диких зверей. Этот замок служил охотничьим домиком. В нём во время охоты легко мог расположиться не только король, но и вся его свита.

Версаль и Король-Солнце

Новое назначение Версаль получил, когда к власти пришёл Людовик XIV, его ещё называют Король-Солнце. Он радикально изменил замок. Всё правительство Франции при нём перебралось туда. Правление Людовика XIV было долгим, целых 72 года. За это время охотничий замок стал дворцом, у которого было два крыла: южное и северное. Рядом с ним были построены ещё несколько зданий. В них были министерства. Версаль строили, чтобы удивить всех. Он должен был производить впечатление. Всё в этом дворце подчёркивало, что в нём живёт Король-Солнце, абсолютный монарх. В свей архитектуре дворцового комплекса размещены эмблемы солнца. Это символизирует короля.

Внутри дворца и вокруг него расположено множество скульптур, стены украшают картины. Всё это радует короля. Здания окружают сады. В наши дни один из них посажен в форме звезды. На территории дворцового комплекса есть много фонтанов. В них вода подаётся под давлением, поэтому вода взлетает высоко вверх. Сады и фонтаны, как и изображения солнца, символизировали абсолютную власть Людовика XIV. Сейчас по звёздным садам водят экскурсии. Фонтаны – это великолепные работы инженеров, настоящее чудо. Но во времена Короля-Солнца были проблемы с водоснабжением, поэтому фонтаны работали только по особым случаям.

Людовик XIV принимает принца де Конде в Версале. Жан-Леон Жером, 1878 год.

На западе от садов находится канал. Его длина составляет целую милю. На этом канале демонстрировали военные суда, по нему плавали гондолы, привезённые в дар из Венеции. Ими управляли гондольеры. Это было очень важно для Людовика. Такав был его стиль. Дворец Версаль показывал всем своим видом величие Франции, богатство нации и силу власти. Это повышало статус Франции в Европе. Его стиль был примером для европейцев. Франция диктовала моду в искусстве, служила примером для подражания. Во дворце был Зеркальный зал. Все его стены были в зеркалах, сделанных во Франции, а не привезённых из Италии. Этим Людовик демонстрировал всему миру, что французские мастера ничуть не хуже итальянских.

При Людовике XIV правительство переехало в Версаль. Этим монарх преследовал некоторые цели. Например, в Версале он и правительство были защищены от народных волнений и беспорядков. Второй выгодой переноса правительства в загородный дворец стало то, что дворяне вынуждены были селиться около короля, а не создавать очаги власти вдалеке от Парижа. Они меньше могли плести интриги и бросать вызов правителю.

После переезда правительства, Луи полностью посвятил себя работе над дворцом. Он построил себе Трианон, некое убежище, в которое вельможи могли попасть только по приглашению. Во дворце было триста пятьдесят жилых комнат разного размера и многокомнатных квартир. Размещались в этих помещениях люди соответственно рангу. Чем выше по статусу вельможа, тем лучше и комфортнее помещение. Слуги размещались на чердаке или в коморках под лестницами.

Спальня Людовика располагалась на верхнем этаже в центре. Это была самая главная дворцовая комната. В ней совершались две церемонии: укладывание спать и пробуждение. Во время этих ритуалов обязательно присутствовали доверенные придворные. Его церемониально раздевали и одевали. Это было почётно. Король был центром Вселенной. Всюду его сопровождали придворные. Во дворце была церемониальная лестница, выполненная в стиле барокко. Каждый попавший во дворец старался быть замеченным. Трон короля находился в зале Аполлона. Также там имелась королевская часовня.

А. Бенуа. «Версаль. Прогулка короля»

Версаль после Людовика XIV

При Людовике XV начали строительство королевской оперы. Там проходили балы. Оркестр находился на сцене. На остальном месте можно было свободно танцевать. Три тысячи свечей освещали этот зал. Но опера редко использовалась из-за скудности финансов Франции.

Версаль вобрал стили барокко и рококо. Но дворцы отличались архитектурой от итальянских. Людовик XIV не хотел сравнения стилей. Он уволил итальянского архитектора, который строил Лувр. Стиль, в котором построен Версаль, некоторые эксперты называют «французским классицизмом». Его дворцы отличаются от итальянской архитектуры в стиле барокко. Потолки Версальских дворцов украшены изображениями римских богов. Сам Людовик XIV изображён в виде Аполлона. Все залы украшены картинами побед короля, эпизодами его жизни.

Рядом с Трианоном находится поместье Марии-Антуанетты. В нём находилась небольшая ферма, снабжающая королевский двор свежими продуктами. Также она построила грот с кроватью из мха, на которой можно было отдыхать. Ей не очень нравилось быть королевой. Она была венской принцессой. У неё было простое воспитание. Жизнь королевы её угнетала. Она была женой Людовика XVI. По её приказу построили «Храм любви». Но всё равно она не могла быть собой.

«Парижский мир», групповой портрет работы Бенджамина Уэста (1738—1820). Слева направо: Джон Джей, Джон Адамс, Бенджамин Франклин, Генри Лоуренс, Уильям Темпл Франклин. Члены британской делегации отказались позировать Уэсту, и портрет остался

Связь с Соединёнными Штатами Америки и мировыми войнами

В Версале Бенджамин Франклин и Людовик XVI подписали договор. По этому соглашению Соединённые Штаты получили военную поддержку от Франции. Этот договор имеет название «дымоход Франклина». Это соглашение положило конец революционной войне на территории Америки. Музеем Версаль стал при короле Луи-Филиппе. В одном из залов была размещена картина с изображением осады Йорктауна. Позднее, в 1920 году американский миллионер Джон Д. Рокфеллер младший оплатил реставрацию крыши Версаля.

Достояние республики

После Французской революции и казни Людовика XVI и Марии-Антуанетты, Версаль стало контролировать республиканское правительство. Часть интерьера было продано. А пришедший к власти Наполеон оборудовал для себя квартиру в Трианоне. Там была большая комната с картой. Когда версаль стал музеем, в нём постарались восстановить всю его величественную обстановку. В XIX веке, когда Франция была побеждена Пруссией, в Версале был провозглашён императором германии Вильгельм I. Это было унижение для Франции. Но в 1919 году был триумф: в Версале подписали договор о репарации Германии, который официально закончил Первую мировую войну.

В настоящее время Версаль самый посещаемый музей во Франции. Людей со всего мира привлекает его величественная архитектура, сады и фонтаны. Туристы знакомятся с культурой Франции.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится