Юная любовница хозяина Олимпа
Пришедшая в современный мир из Древней Греции богиня Ио имела весьма туманное происхождение. По одним источникам, она была дочерью речного бога Инаха, по другим же − одного престарелого, но весьма любвеобильного царька. Приводятся и другие варианты. Впрочем, это дело житейское, ведь известно, что даже мать ребенка не всегда может с уверенностью назвать имя отца.
Так или иначе, но свое отрочество богиня Ио провела в храме Геры – всесильной покровительницы брака, которая по неосмотрительности взяла ее в штат своих жриц. Вела себя юная девица вполне благопристойно, пока не влюбилась в ее мужа − верховного бога и хозяина Олимпа, Зевса, поражавшего своей мужской красотой всех без разбора представительниц слабого пола. Тот не заставил себя долго уговаривать, и между ними завязалась любовная интрижка − одна из тех, что в разных вариантах повторяются со времен мироздания.
Неудавшаяся хитрость
Чтобы усыпить бдительность жены, а возможно, желая придать роману некоторую пикантность, Зевс на время превратил возлюбленную в корову − белую и прекрасную, каких свет не видывал. Однако Гера, зная наклонности мужа, быстро раскусила его и обрушила на головы любовников свой праведный гнев.
Высказав мужу все, что говорят в подобных случаях, и пригрозив «уйти к маме», она потребовала, чтобы в знак раскаяния он отдал ей «эту мерзкую развратницу». Тот малодушно согласился, и несчастная богиня Ио оказалась во власти Геры, не пожалевшей сил, чтобы отомстить ей со всей беспощадностью, на которую способна любившая, но обманутая женщина.
Чудище, сраженное Гермесом
В довершение бед Гера приставила к своей пленнице всевидящего стража – многоглазого великана Аргуса, который постоянно изводил бедняжку пустыми придирками. Возможно, история богини Ио на этом бы и закончилась, если бы не совесть, проснувшаяся в душе ее прежнего любовника.
Видя, на какие страдания он обрек несчастную девицу, Зевс поручил своему сыну Гермесу (тоже, надо сказать, изрядному ловеласу) убить великана и освободить пленницу. Не переча отцу, он выполнил его поручение, предварительно усыпив чудище своими речами. Надо заметить, что искусство наводить сон на слушателей не только не утрачено в наши дни, но и доведено некоторыми ораторами до совершенства.
Месть Геры
Узнав о случившемся, Гера пришла в неописуемый гнев. Прежде всего она наложила на беглянку заклятие, в силу которого та была обречена навек оставаться в облике коровы. Кроме того, силой волшебства создала страшного овода – гигантское насекомое, которое должно было повсюду преследовать богиню Ио и, беспощадно жаля, причинять ей нестерпимые мучения.
Тщетно покусанная корова бежала от злого овода. Не нашла она спасения ни в древнем городе Додоне, славящемся изысканным храмом, некогда возведенным в честь виновника ее бед – Зевса, ни на просторах Азии, где тщетно мечтала обрести покой, ни на берегах морей, ни в долинах рек. Повсюду мерзкое насекомое из семейства «паразитических двукрылых» (так принято выражаться в научном мире) преследовало свою жертву.
Луч надежды, блеснувший во льдах Скифии
Лишь в пределах далекой северной страны Скифии луч надежды забрезжил для порядком уже отчаявшейся богини Ио. Древняя легенда повествует, о том, что в то время, когда она достигла полярных широт, там к одной из скал был прикован ее земляк Прометей – могучий титан, подаривший людям огонь, и обреченный за это на страдания, причиняемые орлом, который день и ночь терзал его грудь. Понимая как никто другой проблемы своей соотечественницы, он утешил ее предсказанием, что избавление от бед ожидает ее на берегах Нила.
Услышав эту радостную весть, Ио поспешила в Египет, а в след за ней полетел изрядно озябший и покрытый инеем овод. От мороза он стал еще злее и бросался на беглянку подобно бешеному псу. О том, сколько и каких мучений ей довелось претерпеть по дороге, составители легенды умалчивают, позволив вообразить это самим читателям. Однако со всей определенностью сообщается, что на берегу великой африканской реки роман между богиней Ио и Зевсом получил неожиданное и счастливое продолжение.
Плод любви, вызревший на берегу Нила
Истосковавшись по своей прежней пассии, громовержец изрядно напрягся и силой колдовства сумел разрушить чары, которыми опутала ее коварная Гера. Мерзкий овод издох, а коровья шкура, столь долго скрывавшая под собой нежную девичью кожу, вдруг растаяла и явила миру прежнюю Ио, сияющую своей неземной красотой.
Зевс, истомившийся без женской ласки (супруга не торопилась вернуть ему свою прежнюю благосклонность) поспешил заключить ее в свои объятия − столь жаркие и страстные, что по истечении известного срока она подарила ему сына Эпафа. Этому плоду любви, вспыхнувшей между богиней Ио и Зевсом, мифы Древней Греции приписывают честь быть первым царем Египта. Он же, согласно общепринятой версии, является родоначальником могучего и славного племени героев, наиболее известным представителем которого стал легендарный Геракл.
Две версии одного события
А куда же смотрела ревнивица Гера? В этом вопросе мнения позднейших комментаторов расходятся. Например, древнеримский поэт Овидий утверждал, будто ему доподлинно известно, что она сама сняла проклятие с Ио, и сделала это после того, как муж раскаялся и поклялся никогда больше не нарушать супружескую верность. Ох не верится в его искренность, ох, не верится! К тому же и встречу с возлюбленной, закончившуюся рождением сына, Зевс назначил не в родных Афинах, а в чужом для него Египте, то есть подальше от жены.
Есть и еще одна версия события, происшедшего на берегу Нила. Она никогда не пользовалась особой популярностью у греков вот по какой причине: злые языки утверждали, что будущего ребенка Зевс зачал еще до того, как его подруга обрела человеческий облик. Иными словами, акт любви он совершил не с женщиной, а с коровой. Гера же узнала о столь странной фантазии супруга и, чтобы избежать огласки и позора, поторопилась вернуть рогатой сопернице ее прежнее обличье. Впрочем, некоторые полагают, что она это сделала, исключительно из сострадания к будущему ребенку, на Зевса же она давно махнула рукой.
Послесловие
Любопытно, что после того как «хеппи энд» увенчал историю, описанную в нашей статье, юная любовница Зевса стала отождествляться греками с богиней Луны Селеной. Поводом к этому послужила видимая в определенные периоды двурогая форма земного спутника, вечно странствующего по небу в окружении бесчисленных звезд, так похожих, по мнению древних эллинов, на глаза великана Аргуса. Имя же богини, как утверждают исследователи, произошло от древнеегипетского слова «iw» (ио), что в переводе означает «корова».
Ее любовные похождения, ставшие сюжетом одного из наиболее известных и популярных древнегреческих мифов, обрели новое звучание в произведениях классиков античной драматургии. Так, история любви всемогущего громовержца и юной жрицы легла в основу трагедий Эсхила, Херемона и Акция, а также вдохновила Платона, Анаксилая и Анаксандрида на создание весьма популярных в свое время комедий. Имя богини Ио не забыто и в наши дни. Его носит ближайший из четырех самых крупных спутников Юпитера.