«Стирание» памяти
Археологи опровергли общепринятое мнение, что наибольшим уважением в древности пользовались люди из аристократических семей, здоровые и крепкие. В Египте в царской гробнице обнаружили останки мужчины и женщины, которые жили почти 5 тысяч лет назад. Они были карликами. Считалось, что человек невысокого роста, находясь близко к земле, способен услышать голоса богов; в связи с этим он пользовался всеобщим уважением. В Перу нашли останки мужчины, который страдал от тяжелого заболевания и ходил, согнувшись. Характерно, что он был похоронен с почестями. Во многих племенах бытовало мнение, что карлики связаны с потусторонним миром. Жители Южной Америки наделяли их магической силой.
В Древнем Египте, помимо уважения к карликам, заупокойный культ отличался другими необычными для нас деталями. К переходу в потусторонний мир египтяне готовились всю жизнь. Не только приятным, но и полезным подарком считался гроб. В жизнеописании египетского вельможи встречается: «Я просил у величества моего господина, чтобы мне, был доставлен известняковый гроб из мемфисских каменоломен Ра-ay. Он (гроб) прибыл в резиденцию на большом грузовом судне вместе с крышкой, гробничной плитой с нишей… Никогда не было сделано подобного ни одному другому слуге, так как я пользовался расположением его величества, так как я был угоден его величеству, так как его величество полагалось на меня». Считалось, что после смерти человека часть его души переходит в статуи. Именно поэтому расхитители гробниц стремились причинить скульптурам вред; они полагали, что в этом случаи умерший не сможет отомстить обидчикам. Так, например, у многих древнеегипетских статуй отсутствуют носы. Воры разбивали их намеренно, чтобы лишить сверхъестественной силы. С этой же целью повреждали мумии.
Кроме того, как выяснили ученые, египтяне портили гробницы, чтобы уничтожить память об умерших. В храме Телль-Эдфу на юге Египта была обнаружена 3500-летняя гробница с изображением мужчины и женщины, а также иероглифами с их именами и родом занятий. Вандалы пытались уничтожить иероглифы. Археологи полагают, что это было сделано намеренно. В Древнем Египте стирание имени означало, что кто-то хочет уничтожить память о человеке и «стереть его существование в загробной жизни».
Из ритуальных практик древних народов с особой жестокостью обставлялись человеческие жертвоприношения. Масштабным было принесение человеческих жертв богам у ацтеков и майя. Ацтеки во время некоторых праздников лишали жизни несколько тысяч людей. Считалось, что богам требуется человеческая кровь, чтобы поддерживать существование. Испанский миссионер Бернандино де Саагун так описывал кровавый ритуал: «Вырвав сердце у жертвы и наполнив похожую на бутылку тыкву его кровью, которую забирал себе главный палач, подручные скатывали кубарем труп по крутым ступеням пирамиды. Тело оставалось лежать на небольшой площадке внизу. Через некоторое время к нему подходили старики, которых называли «кваквакильтин», и уносили его в храм своего племени, где расчленяли, а потом съедали (…) Когда труп оказывался внизу, на земле, ему отрубали голову, протыкали ее железным штырем».
В некоторых племенах людей помещали в конструкцию в виде человеческой фигуры, после чего поджигали. Кроме того, в ряде регионов был распространен обычай жертвоприношения при начале строительства. «В Британской Новой Гвинее… девять человек туземцев поднялись по реке Сприби, чтобы построить себе лодку. Когда последняя была готова, туземцы принялись искать жертву, кровью которой они должны были крестить лодку согласно своему обычаю. Они встретили одного несчастного туземца с реки Сприби, которого и убили», — писал французский антрополог Люсьен Леви-Брюль.
«Божьи жемчужины»
Среди необычных для нас верований выделяется культ принца Филиппа на острове Танна в Республике Вануату. Этот культ возник в 1950-х. Островитяне объявили Филиппа сыном горного духа и почитали его божественную фигуру. Портреты принца — самое ценное, что есть у местных жителей. «Иногда мы слышим его голос», — рассказал в одном из интервью один из почитателей принца. Культ распространен среди примерно 10 тысяч человек. Стоит также отметить, что на острове Танна нет электричества, водопровода и школ. Исследователи полагают, что культ возник как противопоставление миссионерам, оказывавших на местных жителей огромное давление. Эти верования являются синтезом старых традиций и элементов западной культуры. Относительно недавно на острове Танна узнали, когда Филипп отмечает день рождения, и теперь эта дата является праздничной.
Необычное для нас верование было распространено в Средние Века. Вши тогда считались… «божьими жемчужинами», что отражает общее положение дел с гигиеной в этот период истории. Для монаха, например, было почетно обзавестись паразитами. Вши превращались в своеобразный «признак» святости. Отношение к паразитам было настолько лояльным, что они не мешали дамам блистать своей красотой. «В Монтайю почти не бреются, умываются лишь слегка, не купаются и не принимают ванн. Давить друг у друга вшей было знаком доброй дружбы», — писал французский историк Эммануэль Ле Руа Ладюри.