Самые дорогие, а скорее бесценные, шедевры именитого импрессиониста, конечно, находятся в музеях (хвала небесам, арт-дилерам и меценатам, жертвовавшим в течение последней сотни лет свои коллекции музеям всего мира!) Трудно себе представить ценник в любой из земных валют, например, под картиной «Впечатление. Восход солнца» или под панно с водяными лилиями из музея Оранжери. Но Моне написал достаточно стогов сена и водяных лилий, чтоб некоторые из них украшали чью-то гостиную.
1. Клод Моне. Стога сена, 1891
Продажа: Sotheby’s, 14 мая 2019 года
Цена: $110.7 млн
Провенанс: первой владелицей картины была Берта Оноре Палмер, которая купила её в 1892 году. Будучи женой богатого чикагского бизнесмена Поттера Палмера, она имела возможность свободно инвестировать в великие произведения искусства. Миссис Палмер впервые увидела пейзаж на масштабной выставке Моне в Париже в 1891 году — и влюбилась в картину. Год спустя она приобрела работу у дилера Поля Дюрана-Рюэля. В том же году она собиралась продать шедевр парижскому музею, но передумала. «Стога сена» вместе с восемью другими работами из этой серии отправились с ней в Соединенные Штаты.
На протяжении всей своей жизни миссис Палмер оставалась восторженным поклонником творчества Моне. Помимо «Стогов сена» она владела четырьмя «Тополями», тремя «Руанскими соборами» и тремя пейзажами из серии «Утро на Сене». После смерти Берты Палмер вся коллекция работ XIX века стала частью собрания её сына и невестки — Оноре и Грейс Палмер.
Весной 2019 года в истории картины произошла очередная историческая «смена караула». Победившая ставка сокрушила предыдущий рекорд, установленный не только для работы самого художника, но и для любого произведения импрессионистов.
О серии картин «Стога сена»: Фермерское поле со стогами располагалось сразу за садом Клода Моне в Живерни. На самом деле изображенные конструкции — это не сложенное сено, а зернохранилища, накрытые коническими крышами. Эти соломенные крыши защищали зерно от влаги и грызунов до самой весны.
В 1890 году Моне 50 лет — и он каждый день в течение полугода (с августа по январь) уходит в поле к западу от своего сада, чтобы совершить одну из самых важных живописных революций. Стога — это первая созданная Моне серия из огромного количества полотен, начало той особой живописной формы, в которой художник будет работать потом в Лондоне, в Руане. «Когда я начинал, все было как всегда. Я думал, что достаточно два холста — один для пасмурного дня и один для солнечного», — рассказывал позже Моне. Когда свет поменялся, он взял еще один холст, потом еще один. К концу января завершенных картин было 25.
Писатель Октав Мирбо, друг Моне, увидел в этой серии грандиозный эффект, выходящий далеко за границы фермерского поля в Живерни. «Это разные состояния сознания планеты, — писал он. — Это драма земли».
Сегодня, чтобы увидеть как можно больше состояний сознания планеты, нужно ехать в Америку, Чикаго и Бостон. Практически вся серия Моне была раскуплена американцами.
1. Клод Моне. Кувшинки в цвету, 1914–1917
Продажа: Christie’s, 8 мая 2018 года
Цена: $84,69 млн
Провенанс: коллекция покойного банкира Дэвида Рокфеллера. Дэвид Рокфеллер Старший был влиятельным американским банкиром, государственным деятелем и глобалистом, внуком нефтяного магната и первого в истории долларового миллиардера Джона Д. Рокфеллера.
Картина Моне в собрании банкира появилась благодаря Альфреду Барру, первому директору MoMA. Тот, согласно семейной легенде, как-то раз в 1948 году вместе с супругой нанес светский визит Рокфеллерам и поразился картинам, которые украшали гостиную. Посредственные работы рядовых художников XVIII века в доме магната?! Вскоре начался отсчет новым работам в собрании Дэвида Рокфеллера и его жены Маргарет (Пэгги). В 1956 году с подачи Барра Рокфеллеры стали обладателями картины Моне — его поздних «Кувшинок…». Продавцом картины выступала галерея Knoedler & Co (о ней скажем ниже), получившая работу в 1955 году от прежних владельцев — парижской Galerie Katia Granoff. А уж им картина досталась от сына художника — Мишеля Моне. Работа прибыла из Живерни.
3. Клод Моне. Стог сена, 1891
Продажа: Christie’s, 2016 год.
Цена: $81 447 500
Провенанс: В начале 1891 года Моне пригласил в Живерни Поля Дюран-Рюэля, чтобы показать новую серию работ — стога сена в разное время года, при разной погоде и разном освещении. Решено было устраивать выставку. Успех был грандиозным: большинство картин были куплены здесь же, в галерее Дюран-Рюэля, впервые Моне получал по несколько тысяч франков за одно полотно.
Первым владельцем этой картины стала легендарная американская галерея Knoedler & Co, старейшая и известнейшая, она появилась в Нью-Йорке до всех американских музеев и крупных коллекций. Основанная в Америке в 1848 году, на тогда еще провинциальном рынке искусства, Knoedler & Co была сначала филиалом французской галереи Goupil & Cie. Позже Майкл Нойдлер (Michael Knoedler), руководитель американской ветви, выкупил филиал и стал владельцем.
Когда агент американской галереи приехал к Клоду Моне смотреть «Стога», художник предложил пять на выбор и сопроводил демонстрацию очень редким для него признанием: «Я верю в то, что преуспел, а я нечасто говорю это о своей работе». Картина сменила еще нескольких владельцев в Америке, Швейцарии и Франции, прежде чем в 2016 году установила новый для Моне аукционный рекорд.
Knoedler & Co уже в XXI веке оказалась в центре серьезного скандала: сразу несколько коллекционеров, купивших в галерее картины Марка Ротко и Джексона Поллока за круглые миллионные суммы, обнаружили, что владеют мастерскими подделками. Самая старая и значительная галерея Америки закрылась в 2011 году.
4. Пруд с водяными лилиями, 1919
Продажа: Christie’s, 2008 год.
Цена: $80 451 178
Провенанс: картину из рук самого художника получили владельцы парижской галереи «Бернхайм-Жен», братья Жосс и Гастон Бернхайм-Жен. Каждые выходные, уезжая на лимузине в свой загородный дом на морском побережье, Бернхаймы заезжали по пути в Живерни, позавтракать с Моне, посмотреть на его новые картины, выбрать несколько для покупки, а на обратном пути завозили Клоду свежие креветки, которые тот очень любил. Сын Жосса Бернхайма Анри вспоминал позже, что иногда его отец складывал в ящик, прикрепленный к крыше лимузина, картину из своей личной коллекции — показать Моне и насладиться его реакцией.
Владельцами картины были позже Мари-Луиз Дюран-Рюэль и Нортон Саймон, чья частная коллекция стала основой художественного музея в Пасадине (Калифорния). Покупатель, заплативший за картину рекордные 80 млн., участвовал в аукционе 2008 года по телефону и пожелал остаться неизвестным.
О картине: Это полотно не случайно в течение 8 лет возглавляло список самых дорогих картин Моне, проданных с аукционов. «Пруд с водяными лилиями» — одна из четырех масштабных работ (размер 1×2 метра), которые Моне выполнил как эскизы (при этом вполне доработанные и завершенные) к своему проекту «Декорации». Одна из них находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, вторая была продана за 12 млн. долларов с аукциона в 1992 году, а третья сохранилась в виде двух кусков — кто-то из неразборчивых обладателей решил из одной картины сделать две поменьше. Эта четвертая.
Слово «декорации» впервые прозвучало именно по отношению к этой картине и трем работам из того же цикла. А неистовство, отчаяние и гордость художника, мечтающего подарить своей стране к окончанию Первой мировой войны нечто великое, проявились сначала на этих подготовительных картинах, а позже — убаюканные и пережитые — стали мощным источником вдохновения для гениальных панно, которые сейчас находятся в музее Оранжери.
5. Водяные лилии, 1906
Продажа: Sotheby’s, 2014 год.
Цена: $54 071 001
Провенанс: Поль Дюран-Рюэль — талантливый маршан и главный меценат импрессионистов в то время, когда еще никто их не покупал. Несколько десятков лет он оставался абсолютным монополистом на покупку картин Клода Моне, выплачивая ему кроме стоимости картин еще и дополнительную ренту, чтобы оставить за собой все права на картины и предотвратить безоглядные грошовые продажи ради куска хлеба. Но когда, наконец, к Моне пришла слава, монополия Дюран-Рюэля закончилась. Когда в 1909 году Дюран-Рюэль решил устроить в своей галерее выставку Моне под названием «Водяные лилии», художник долго увиливал, спрятался в Венеции, а потом объявил, что если Поль хочет выставку — пожалуйста, но только пусть выкупит для нее все необходимые картины. Столько денег у Дюран-Рюэля не было — и он предлагает братьям Бернхайм купить будущую экспозицию напополам. Так и вышло, что эта картина сначала принадлежала двум галереям: Дюран-Рюэля и братьев Бернхайм-Жен, и только позже Поль выкупил ее для своей галереи, а затем и в личную коллекцию. Новый владелец, как и два предыдущих, пожелал остаться неизвестным.
О картине: В действительном на сегодняшний день топ-10 самых дорогих картин Клода Моне — пять картин с водяными лилиями. Все они написаны в те годы, когда Моне было далеко за 60, а чаще — за 70. Не многие художники-импрессионисты в старости (почти все дожили до седин, букета болезней и запоздалого признания) смогли совершить по-настоящему новаторский и мощный переворот по отношению к себе молодому и по отношению к искусству в целом. Моне один такой.
Из этих бесконечных зарисовок пруда постепенно и настойчиво испаряется предметность: нет первого, второго и последующих планов, нет источника света и перспективы, сами лилии — как маячки, за которые цепляется взгляд. Но настоящий повод, смысл и сюжет — переменчивая, манящая глубина воды. Арт-дилер Рене Гимпель вспоминал, как впервые увидел вблизи сразу много картин с кувшинками Моне: «В этой бесконечности воде и небу не было начала и конца. Это было, как если бы мы присутствовали на одном из первых часов рождения мира».
6. Водяные лилии, 1905
Продажа: Sotheby’s, 2015 год.
Цена: $54 010 000
Провенанс: В истории продаж этой картины — традиционный для поздних работ Моне зачин: совладельцами и первыми покупателями были галереи Дюран-Рюэля и Бернхайм-Жен. Они продали полотно в Кунстхаус Цюриха, потом 20 лет им владели швейцарские коллекционеры Эмиль и Альма Штауб-Терлиндер, а еще спустя 20 лет картина попала в собрание одной из самых влиятельных и скандальных галерей в мире — галереи Вильденштейн. Это целое поколение арт-дилеров, представители которого кроме чистой коммерции всегда проводили титаническую исследовательскую работу. Внук основателя арт-династии Даниэль Вильденштейн признан во всем мире как ученый, составивший самый полный каталог работ Моне, писем и документальных свидетельств его жизни. Нью-йоркское отделение галереи со временем начало специализироваться на продажах, а парижское отделение было переименовано в Институт Вильденштейн, там хранятся больше 100 тысяч фотографий произведений искусства и обширные архивы. Говорят, когда в ХХ веке умирал какой-то художник, представитель галереи оказывался в его доме раньше, чем врач или нотариус.
Из галереи картина «Водяные лилии» была продана в частную коллекцию в 1955 году и с тех пор ни разу нигде не появлялась. Новый владелец, заплативший за картину 54 млн., проживает в Америке и пожелал остаться неизвестным.
О картине: Даниэль Вильденштейн, изучивший столько работ Моне, что равных ему знатоков в мире еще не было и вряд ли будут, утверждал: с 1905 по 1907 год в творчестве художника происходит самый важный перелом и самая глубокая трансформация. Именно в 1905 из его пейзажей впервые уходит перспектива и линия горизонта. Это взгляд человека, низко опустившегося над водой и всматривающегося в движение всей этой тяжелой массы. Картины 1905 года покрыты плотным, насыщенным красочным слоем, вода на них редко отражает светлое небо, не блестит и не переливается. Это вода-пропасть, вода-бездна.
7. Водяные лилии, 1905
Продажа: Christie’s, 2012 год.
Цена: $43 762 500
Провенанс: Картину, как и десятки других изображений водных лилий, купили совместно галереи Поля Дюран-Рюэля и братьев Бернхайм-Жен для выставки Клода Моне. Уже через год полотно оказалось в Америке у частного покупателя, сменило еще нескольких владельцев и вело вполне скучную и традиционную жизнь шедевра. Вплоть до последней продажи, состоявшейся в 2012 году на аукционе Christie’s.
В тот год многие американские миллионеры расстались с жемчужинами своих коллекций. Американское налоговое законодательство ужесточилось — и богачи решили избавиться от некоторых шедевров, чтоб не разориться на их хранении. С того же аукциона, что и данная картина Моне, ушли две работы Марка Ротко и один из вариантов «Крика» Эдварда Мунка. Но хозяйка «Водяных лилий» вовсе не собиралась сэкономить на этой продаже, напротив, она занималась благотворительностью. С 1979 года владельцами «Водяных лилий» были Этель Стронг Аллен и ее муж Герберт Аллен. В 2012 году уже бывшая вдовой Этель умерла — и завещала эту картину Моне (и еще по одному полотну Сислея и Писсарро) частной школе Hackley в Нью-Йорке, где учились три поколения ее семьи. Не сразу пришедший в себя директор школы предположил, что это пожертвование должно побить все рекорды благотворительных взносов, когда-либо преподнесенных учебным заведениям Нью-Йорка. Деньги, конечно же, пошли на развитие образовательных программ.
О картине: Выставка 1909 года в галерее Поля Дюран-Рюэля была рекордной: никогда еще столько изображений одного и того же мотива не собиралось в пределах одной экспозиции. На стенах галереи — только водная поверхность и цветы на ней, 48 картин из серии «Кувшинки» и в том числе эта, написанная в 1905 году. И никогда раньше Моне не получал столько лестных отзывов. Критики захлебывались от восторга и сравнивали серию картин Моне то с последними квартетами Бетховена, то с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле. Для посетителей и коллекционеров эта выставка тоже оказалась удивительным шансом — после нее художник написал еще больше ста картин с изображением пруда в Живерни, но ни одну из них больше не захотел показать на выставке или продать. Практически все они после смерти художника попали в музеи.
8. Железнодорожный мост в Аржантее, 1873
Продажа: Christie’s, 2008
Цена: $41 480 000
Провенанс: Трудно себе представить более грандиозное начало для провенанса — эта картина была представлена на Второй выставке импрессионистов в 1876 году. Именно об этой выставке критик Альбер Вольф писал: «Я лично знаком с некоторыми из этих несносных импрессионистов. Все они очаровательные молодые люди, искренне убежденные в своей правоте и воображающие, что нашли собственный путь в искусстве. Общение с ними вызывает такую же скорбь, какую я испытал недавно, поглядев в Бисетре на беднягу сумасшедшего. Зажав в левой руке лопату, он упер один ее конец себе в подбородок наподобие скрипки и водил по ней палкой, словно смычком, уверяя окружающих, что исполняет „Венецианский карнавал“ — вещь, которая, по его словам, принесла ему бешеный успех среди знатоков. Следовало бы поставить этого виртуоза перед входом на выставку — тогда балаган на улице Ле-Пелетье обрел бы полную завершенность».
Первым владельцем картины стал оперный певец, знаменитый Жан-Батист Фор, один из немногих в те годы любителей новой живописи. Он купил полотно на знаменитом провальном аукционе в отеле Друо, где художники-импрессионисты решили продать по несколько полотен и заработать по несколько сотен франков на хлеб. Покупатели не сильно спешили платить, несколько картин купили ради рам. Но Фор и еще Гюстав Кайботт спасли ситуацию — купленные ими картины позволили хотя бы окупить затраты на холст и краски.
У картины внушительный список продаж и приобретений. Новый владелец, заплативший за полотно рекордный на тот момент для Моне 41 млн., пожелал остаться неизвестным.
О картине: В списке самых дорогих картин Моне эта — самая ранняя. Работы импрессионистов этого периода чаще хранятся в музеях и несут особую историческую ценность: наполняют залы лучших мировых выставок необузданной и витальной энергией грандиозного переворота в мировой живописи. Такой пейзаж, например, в 1873 году был вызовом, наглым и единогласно заклейменным позором дурновкусия. А главное — это оскорбление самого понятия «пейзаж», который должен изображать первозданную природу и позволять зрителю мысленно уноситься подальше от агрессивного города. А все эти заводы с дымящими трубами, монстрообразные мосты и гудящие паровозы, уродующие истинную красоту природы, вызывали негодование салонных критиков и, по их искреннему убеждению, не достойны были не то что кисти, даже взгляда со стороны художника. А Моне, на которого мост произвел ошеломляющее впечатление своей новаторской жесткостью и смелостью, сделал его еще и самым знаменитым мостом во французской живописи.
9. Здание парламента, на закате, 1900-1901
Продажа: Christie’s, 2015
Цена: $40 485 000
Провенанс: Поль Дюран-Рюэль с нетерпением ждал возвращения Моне из Лондона с обещанными видами на Парламент и два моста через Темзу. Ждал еще в 1900 году. Но художник не доволен набросками, он снова намерен ехать в столицу Великобритании через год. И снова не доволен. Еще несколько лет он дорабатывает эскизы в мастерской. Дюран-Рюэль получит обещанные лондонские циклы только в 1904, но ожидание возместится сполна — уже через неделю картина «Здание парламента, на закате» будет продана. Она побывает с тех пор в частных коллекциях в Гавре, Париже, Нью-Йорке и Японии. Предпоследний владелец, британский магнат и владелец нескольких топовых брендов одежды, Филипп Грин купил эту картину в 2001 году за 14 млн., а продал спустя 14 лет за 40 млн.
О картине: «Погода меняется постоянно из-за облаков и сильного ветра… Эти эффекты превосходны, но они длятся не более 5 минут, и это сводит меня с ума. Нет более неподходящей для художника страны, чем эта», — жаловался в письме из Лондона Моне. По утрам из гостиничного номера он писал мосты Ватерлоо и Чаринг-Кросс, во второй половине дня отправлялся в больницу Сент Томас, где ему с удовольствием предоставили террасу для ежедневных пленэров. Моне одновременно работает над 65 холстами — «гораздо больше, чем я смогу закончить», — но иначе невозможно, состояния природы и солнечные моменты сменяют друг друга с невероятной скоростью. Самый бесценный и дерзкий эффект именно этой картины — яркое красное свечение, прорывающееся между облаками и написанное одним взмахом кисти.
Сегодня из всей серии «Здание парламента» только 5 картин (включая эту) находятся в частных коллекциях, а остальные 14 — в собраниях музеев: Метрополитен в Нью-Йорке, парижский д’Орсэ, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве и других.
10. Водяные лилии, 1904
Продажа: Sotheby’s, 2007 год.
Цена: $36 724 350
Провенанс: Гюстав Жеффруа был одним из тех нескольких отважных критиков, которые первыми разглядели гениев в Клоде Моне, Огюсте Ренуаре и Поле Сезанне. Он отваживался писать восторженные рецензии на их работы в то время, как большинство зрителей и критиков называли это мазней и смеялись. Однажды Моне сел и написал письмо-благодарность критику газеты «Жюстис» за положительный отзыв, а много лет спустя познакомился с ним совершенно случайно, в Бель-Иле, куда оба приехали за вдохновением в 1886-м. С тех пор Жеффруа и Моне стали друзьями, а Гюстав — первым биографом, написавшим о жизни художника прямо с его слов и многословных, увлекательных писем.
Эта картина провела у Жеффруа три загадочных года. В аукционном провенансе указано: мол, была дана самим художником ему взаймы. Что бы это ни значило, три года Жеффруа наслаждался живописью, которую искренне любил. Потом картина недолго принадлежала сыну Клода Моне Мишелю и затем очень долго, почти столетие, неизвестному коллекционеру, потомки которого и продали ее в 2007 году.
О картине: Когда в 1900-х Моне работал над своим любимым мотивом, он еще не думал о «Декорациях» и об овальном зале музея, стены которого полностью покроются водными пейзажами без берегов и границ. Художник робко фантазирует о человеке, который бы захотел окружить себя «Кувшинками» в собственном доме: «Я бы хотел использовать тему водяных лилий для украшения гостиной: располагаясь вдоль стен, окутывая весь интерьер целиком, он будет производить иллюзию бесконечного целого, водной поверхности, без горизонта и без берега. Нервы, расстроенные работой, обретут здесь свой покой, следуя примеру стоячей воды. А если бы кто-нибудь пожил в этой комнате, она бы стала его убежищем для спокойной медитации в центре цветущего аквариума…» Наверняка, человек, заплативший 36 миллионов за это полотно, каждый вечер успокаивает расстроенные работой нервы, глядя на эту стоячую воду.
11. Большой канал, 1908
Продажа: Sotheby’s, 2015 год.
Цена: $35 567 406
Провенанс: Как же страдал Моне, когда узнавал о продаже своих работ «варварам», непонятным, шумным, щеголяющим пачками денег американцам. Но Дюран-Рюэль с патриотическими чувствами Моне не церемонился. Бывало, что целая выставка из его галереи разъезжалась по домам богатых американских поклонников импрессионизма. Первый владелец этой картины из венецианского цикла — Хант Хендерсон — был сахарным магнатом из Южного Орлеана и собрал лучшую на юге Америки коллекцию произведений искусства (Ренуар, Дега, Пикассо, Джорджия О’Киф). Пока Хендерсон собирал вполне уже привычных и любимых в Америке импрессионистов, ему, как учредителю и попечителю Isaac Delgado Museum of art (нынешний Художественный музей Нового Орлеана), и его завидной коллекции были несказанно рады в музее и любезно предлагали устраивать выставки. Но со временем Хант начал пугать директора музея своими неожиданными художественными вкусами и приобретениями: Пикассо для городского музея — это уж слишком. Сахарный магнат Хендерсон не церемонился — забрал все свои картины домой, развесил по стенам и передал по наследству детям. Сейчас, когда на аукционе появляется картина из собрания Ханта Хендерсона, это событие вызывает невероятный ажиотаж и рекордные ставки.
О картине: Уезжая в 1908 году в Венецию, 68-летний Моне ворчал, что придется покинуть Живерни, где ему и так неплохо пишется. Но этот город бросил художнику вызов — знаменитая венецианская дымка, окутывающая каждый предмет, здание, воду, небо была новым измерением, в котором он напишет свой цикл. Теперь один и тот же вид меняется не в зависимости от времени суток, как это было в «Стогах» или «Руанском соборе» — Моне пишет Большой канал в одно и то же время суток, ровно по 2 часа каждый день, и каждый раз свет преломляется сквозь эту невидимую оболочку-дымку по-разному. Время дня перестало быть тем фактором, который влияет на изменчивость мотива. Здесь свет, отражаясь от огромной водной поверхности, словно разжижает старинные каменные стены.
Моне привез из Венеции 37 полотен и еще три года никому их не показывал и дописывал в мастерской.
12. Мост Ватерлоо в пасмурную погоду, 1904
Продажа: Christie’s, 2007
Цена: $35 539 140
Провенанс: В галерее Поля Дюран-Рюэля лондонский цикл Моне долго не задержался. Этот вид на мост Ватерлоо купил русский банкир и страстный коллекционер Михаил Рябушинский. Ему было слегка за 20, когда он начал собирать живопись в своем особняке, ему было 29, когда его коллекция насчитывала сотню шедевров и когда он купил «Мост Ватерлоо» Клода Моне. Ему было 37, когда в России произошла революция. Часть коллекции Рябушинский спрятал у себя дома, а часть отдал на хранение в Третьяковскую галерею. Бывший русский промышленник и банкир эмигрировал в Англию, а его коллекция разошлась по музеям: Третьяковская галерея, Русский музей, Государственный музей им. Пушкина. А вот «Мост Ватерлоо» оказался в галерее вездесущих Вильденштейнов.
Картина выбирала себе во владельцы исключительных личностей: сэр Александр Корда — первый в истории Великобритании режиссер, получивших рыцарское звание и снявший фильм «Рембрандт» (1936), который даже сегодня называют лучшей историей жизни художника в кино.
Корда купил картину в галерее Вильденштейн, а за несколько лет до смерти подарил еще одной знаменитости. Доктор Генри Лакс был кардиологом-новатором, изобрел тест для выявления атеросклероза и провел важное исследование по диабету, например.
О картине: Клод Моне приехал в Лондон вместе с женой Алисой, чтобы навестить сына, сделал несколько набросков и понял, что вернется сюда снова. Раскрывая по утрам окно гостиничного номера в Savoy, он видел с одной стороны мост Ватерлоо, а с другой — мост Чаринг-Кросс. Как раз за мостом Ватерлоо каждое утро вставало солнце, если оно, конечно, в этот день было видно. Разумеется, Моне помнил о Тернере с его световыми эффектами, он восхищался поэтичными и почти абстрактными ноктюрнами Уистлера, его сводила с ума переменчивая лондонская погода — писать этот город было невероятно сложно и до изнурения захватывающе. Из Лондона в Живерни измотанный и больной Моне вез 8 ящиков холстов, 80 штук сплошных набросков — и ни один не закончен. На просьбы Дюран-Рюэля продать ему хоть одну картину из лондонской серии Моне резко отвечает: никаких продаж! Ему необходимо, чтобы все холсты были перед глазами в мастерской, только так, работая со всеми сразу, он сможет их завершить. Через пару лет.