Кабинет раритетов нидерландского художника-графика Маурица Эшера
850
просмотров
В течение XVII века среди элиты вошло в моду создание «кабинетов редкостей». Три столетия спустя начинающий график Мауриц Корнелис Эшер тоже организовал себе такую — хоть и небольшую — комнату. Сейчас её уже не существует, но, к счастью, мы можем изучить сокровища художника по фотографии, дошедшей до наших дней. О чём говорят все эти предметы?
Мауриц Корнелис Эшер

«Кабинеты редкостей» в XVII столетии представляли собой винегрет из рисунков, картин, научного инструментария, природных объектов и диковинок — как естественных, так и искусственных. Мы знаем, как выглядели эти комнаты и витрины: многие мастера того времени специализировались на изображении кунсткамер (или «вундеркамер», «комнат чудес»). Владелец выставлял коллекцию в отдельной комнате, чтобы продемонстрировать свои интересы, своё богатство, чувство стиля и эрудицию.

Собирание было способом произвести впечатление: «видите, только истинный человек разумный может создать хороший кабинет редкостей». Успешная коллекция представляла собой энциклопедическое отражение творения и творчества. В закрытом мирке своей сокровищницы владелец мог ненадолго представить себя повелителем и хозяином большого мира. В конце концов, всё лучшее из земной жизни было в пределах его досягаемости.

Итальянский аристократ и фармацевт Ферранте Императо одним из первых разместил кабинет редкостей на фронтисписе каталога своей коллекции 1599 года «Dell'historia natural».

Кабинеты редкостей стали предшественниками музеев, какими мы их знаем сейчас, с одним существенным отличием: они не были открыты для публики. Коллекционер частенько предоставлял доступ в его святая святых посетителям, но лишь, на кого стремился произвести впечатление. Любопытствующий пекарь с соседней улицы в этот круг обычно не входил. Со временем различные собрания, которые начались как кунсткамеры, расширились до общественных коллекций и музеев. Подробнее о них читайте в нашем материале «Эксцентричные „кабинеты редкостей“, которые пленили ренессансную Европу».

У Эшера тоже был свой кабинет раритетов, маленький, по общим меркам, но всё же был. В юном возрасте он собирал артефакты и репродукции работ, которые находил красивыми или вдохновляющими, и с благоговением развешивал их в своей комнате. Нам повезло, что её фотография, сделанная в 1915 году, когда художник жил в Арнеме, до сих пор сохранилась. Коллекция 17-летнего Эшера напоминает доску на Pinterest.

На фотографии кабинета редкостей Эшера можно идентифицировать репродукции картин Рембрандта (1), Мемлинга (2, 5, 6 и 8), Гольбейна Младшего (3), Яна ван Эйка (4) и Дюрера (7).

В первую очередь бросается в глаза поразительное количество ранних нидерландских и фламандских картин. Юный Мауриц явно был поклонником Ганса Мемлинга и Яна ван Эйка — он поместил в рамки несколько репродукций их работ — а также Ганса Гольбейна Младшего, Альбрехта Дюрера и Рембрандта. Кроме того, можно рассмотреть множество японских картин, марионетку из театра ваянга (индонезийский и малазийский театр теней), мебель из цельного дерева и множество предметов из китайского фарфора. Лучи, падающие слева, освещают аккуратно расставленные на столе объекты. Такие столы сейчас кажутся нам ужасно маленькими, но Эшер наверняка с удовольствием писал на нём письма и рисовал.

Далее картины старых мастеров, репродукции которых висели в комнате Эшера (в порядке нумерации на фото)...

Синдики, или Портрет избранных членов цеха суконщиков Рембрандт Харменс ван Рейн 1662
Портрет мужчины из семьи Леспинетт или Человек, молящийся перед пейзажем Ганс Мемлинг 1480,
Портрет Роберта Чизмена Ганс Гольбейн Младший 1533
Маргарет ван Эйк, жена художника Ян ван Эйк
Мужчина с римской монетой (Портрет Бернардо Бембо) Ганс Мемлинг 1470-е
Диптих Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове Ганс Мемлинг 1487 Альбрехт Дюрер. Четыре апостола (Иоанн, Петр, Марк, Павел) Четыре апостола (Иоанн, Петр, Марк, Павел) Альбрехт Дюрер 1526, 204×148 см Ганс Мемлинг. Триптих Яна Флоренса Триптих Яна Флоренса Ганс Мемлинг 1479, 107.5×48 см Рембрандт Харменс ван Рейн. Синдики, или Портрет избранных членов цеха суконщиков Синдики, или Портрет избранных членов цеха суконщиков Рембрандт Харменс ван Рейн 1662, 191.5×279 см
Четыре апостола (Иоанн, Петр, Марк, Павел) Альбрехт Дюрер 1526
Триптих Яна Флоренса Ганс Мемлинг 1479,

Ну и что? Вы, вероятно, зададитесь вопросом, какое значение имеет этот тривиальный обзор интерьера? Это ж не журнал для дома и стиля жизни, не так ли? Ответ таков: эта комната даёт нам беспрецедентное понимание молодого Эшера. Интерьер в конечном итоге является отражением того, кто в нём живёт. Как и в этом случае.

Что эта фотография может рассказать нам о молодом художнике? Прежде всего, что комната Эшера не была типичным для юноши захламленным помещением с парочкой незамысловатых постеров с красивыми девочками над кроватью. Это был серьёзный молодой человек, который использовал пространство для демонстрации и развития своих серьёзных интересов. Неудивительно, ведь он происходил из привилегированной семьи и, естественно, получил хорошее образование.

Его отец Джордж Арнольд Эшер был инженером-гидравликом с научным складом ума. Он много лет проработал в Японии и пытался привить детям свой интерес к окружающему миру. Мауриц, пятый ребёнок, интересовался не только изобразительным искусством, но и музыкой, астрономией, фотографией и даже плотницким делом. Ему был предоставлен доступ к столярной мастерской — тёмной комнате, которую он превратил в свой кабинет редкостей.

Натюрморт и улица Мауриц Корнелис Эшер 1937

Предметы в этом интерьере, которые Эшер тщательно собирал и с гордостью фотографировал, — не просто юношеские капризы. Многие объекты, собранные молодым художником, получили постоянную «прописку» в его студиях, когда он переехал в Италию, и после возвращения в Нидерланды много лет спустя. Он больше никогда не делал столь подробные снимки своего рабочего места, но многие из этих артефактов появляются на других фотографиях.

Поразителен ещё один момент: Эшер уже в 17 лет очень чётко отдавал предпочтение определённой группе художников. Среди них особо выделялись мастера позднего средневековья и раннего модерна, которые искренне практиковали искусство как способ заработка. На протяжении всей жизни вкус Эшера не менялся. Когда он посетил Музей Прадо в более позднем возрасте, то отметил, что в первую очередь его интересовали ранние нидерландские картины.

Мауриц Корнелис Эшер: Бесконечные вариации.

Его не очень тянуло к убеждённым авангардистам своего времени, например, кубистам и дадаистам, и это видно по этому интерьеру. То есть комната Эшера не была миниатюрным эхом парижского салона, демонстрирующим актуальность и характерные черты современного искусства. Вместо этого она была (возможно, подсознательно) отсылкой к кунсткамерам коллекционеров прошлого, хотя и была дополнена предметами японского искусства, а собрана в XX веке.

Насколько незначительной казалась бы фотография интерьера, эта комната — отголосок того, что восхищало Эшера. В случае с таким откровенным человеком как он, это юношеское усердие даёт представление о его образе мышления в молодые годы. Это взгляд в его личный художественный канон и подарок искусствоведам.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится