Собор Св. Эгидия и «Часовня Апокалипсиса» находятся в городке Клагенфурт (Клагенфурт-ам-Вёртерзе).
История большого труда началась в 1989 году, после того, как 59-летний художник-австриец в аэропорту Тель-Авива (Израиль) случайно познакомился со священником-соотечественником Карлом Воскитцем. Мужчины подружились, и в течение двадцати лет Эрнст Фукс ежегодно тратил два — три месяца на работу в приходе своего приятеля, оформляя масляной живописью часовню в церкви святого Эгидия.
Неудивительно, что именно тема Апокалипсиса захватила художника, была близка ему. Картины неясного, но грандиозного и мистического будущего явственно перекликаются с фантастическим реализмом как основным направлением творчества Эрнста Фукса.
Фантастический реализм, или сюрреализм «под старину» — уникальное направление в изобразительном искусстве, возникшее в Вене (Австрия) в 1948 году. В основу легли традиции немецкого Возрождения, а также интерес создателей жанра к мистике и религии. Основателями стали Эрнст Фукс и Рудольф Хауснер. Пик популярности венского фантастического реализма пришелся на 1960-е годы. Симбиозом с не менее популярной в те времена психоделикой стал так называемый виженери арт (visionary art).
«Мир зазеркалья, возвышенных пространств и глубин человеческой души» — так называет работу своего друга Карл Воскитц. Как «устрашающе прекрасную» характеризует ее издание Кleine Zeitung.
В небе этого фантастического мира проносятся реактивные самолеты, в океане бесконечно тонет пробитый айсбергом «Титаник», где-то поблизости архангел Михаил вонзает копье в семиглавого дракона, астронавты и их огромная ракета находятся прямо над вавилонской блудницей, а Авраам приносит Исаака в жертву под рев мощных мотоциклов…
Завершать росписи мастеру помогали ассистенты. Известный современный художник Олег Королев, работающий также в стиле «виженари арт — фантастический реализм», в 2004 году участвовал в этом масштабном проекте.
…А появилась эта грандиозная затея буквально за обеденным столом. Священник из Клагенфурта-ам-Вёртерзе Маркус Майр (его чертами в росписи часовни наделен пророк Иоанн, изображенный с длинным свитком Книги Откровений) рассказывает, что эскиз своего будущего творения Эрнст Фукс нарисовал на салфетке, сидя за столиком в венском ресторане. Кроме того, мастер разработал проект волнообразного пола из каррарского мрамора, который «течет» из алтаря.
Сам художник остался доволен своим детищем: «Получилось даже лучше, чем я думал. Все очень просто. Это мой шедевр».
«…Культовый персонаж австрийского арта, подписывающий работы не иначе, как „Огненный Лис“ (Feuer Fuchs), всю жизнь старательно оправдывал звание безбашенного творца. На его счету сотни провокаций и мистификаций, множество жен, а еще — 28 детей…»
Еще одна австрийская церковь, ставшая «холстом» для Эрнста Фукса, расположена в городке Таль
Реконструировать ее хотели еще в 1970-х годах, но тогда у общины не нашлось денег. В 1987 году епископ Иоганн Вебер призвал прихожан храма святого Якова пожертвовать средства на модернизацию церкви. Побывавшие в здании говорят о фантастических цветах и формах, а также потрясающих световых эффектах, которых достиг Эрнст Фукс.
Справка: Эрнст Фукс родился в 1930 году в Вене, в семье иудея и христианки. В связи с «аншлюсом» Австрии гитлеровской Германией отец бежал из Европы. Мальчика — как полукровку — отправили в концентрационный лагерь. Мать была лишена родительских прав. Чтобы спасти сына, она пошла на формальный развод, а в дальнейшем крестила ребенка. Он стал католиком и придерживался этой религии всю жизнь.
Изобразительным искусством занимался с ранней юности. По окончании войны поступил в Венскую академию изобразительных искусств. Двенадцать лет прожил в Париже, долго перебивался случайными заработками, но именно там в итоге получил всемирное признание.
Эрнст Фукс занимался не только живописью: работал художником в театре и кино, реализовал скульптурные и архитектурные проекты, писал стихи, философские эссе и даже стал дизайнером автомобиля BMW 635CSi.
Умер в ноябре 2015 года.
Эрнст Фукс — художник особый, со своей философией и более чем оригинальным видением. Его работа «Три мистерии святого Розенкранца», созданная для современного католического храма в Вене (Rosenkranzkirche, Hetzendorf), поначалу вызвала возмущение и протест.
Прихожане требовали убрать из церкви работы Фукса, которые показались им не только странными, вызывающими, но даже богохульными
Впрочем, противники Эрнста Фукса постепенно успокоились, а его произведения не только остались в этом храме, но и стали одной из достопримечательностей австрийской столицы.
Адрес «Часовни Апокалипсиса» («Apocalypse Chapel», «Fuchs Chapel»): St. Aegidius' Parish Church, Klagenfurt. Pfarrhofgasse 4, 9020 Klagenfurt (Австрия).