В последнее время рекорды цен на аукционах достаточно редки, но талант и экспрессия Тамары де Лемпицкой по-прежнему очень высоко ценятся. Произведения художницы обожают неординарные личности — так, творчеством де Лемпицкой давно и всерьез увлечена знаменитая поп-дива Мадонна. Интересные коллекции ее картин принадлежат звездам Голливуда, актерам Барбре Стрейзанд и Джеку Николсону.
А на нью-йоркских торгах искусством импрессионизма и модернизма Sotheby’s, прошедших 12 ноября 2019 года единственный их рекорд установила картина де Лемпицкой «Розовая туника». При эстимейте в 6−8 млн долларов за полотно было заплачено 13,4 млн. Известно, что картину для своего клиента приобрела глава российского представительства Sotheby’s, но имя покупателя осталось неизвестным.
Мистификация и недосказанность были одними из любимых уловок художницы, благодаря которым она стала знаменитой. Поэтому мы не можем пока сказать достоверно, родилась ли она в Варшаве или в Москве. Русские считают ее своей художницей, поляки — своей, и французы также претендуют на Лемпицку — ведь художественное образование она получила в Париже, и прославилась здесь же, во всемирно признанной столице искусства. Так или иначе, но детство Мария Борисовна Гурвич-Гурска — а по другим источникам, Тамара Розалия Гурвич-Гурска — провела в Москве. Родители развелись, и воспитанием девочки занялась бабушка Клементина Деклер, которая, как и все бабушки маленьких девочек, была уверена: их надо баловать, развлекать и покупать красивые платья.
Рисунок и живопись наряду с музыкой и французским языком были обязательными навыками, которые получали все девушки из хороших семей. Клементина прекрасно играла на фортепиано и смогла увлечь Тамару гармонией звуков. Однако вскоре у девочки появилась еще одна любовь — живопись. Пока Тамара училась в Швейцарии, бабушка и внучка совершали регулярные турне по Европе и обязательно посещали музеи. Полотна прославленных художников постепенно делали свое дело: одаренная Тамара пожелала всерьез учиться рисованию, и в 1914 году приехала в Санкт-Петербург. Здесь девушку взяли под крыло богатые родственники, тетя Стефа и ее муж, банкир и миллионер. Перед Тамарой открылись все двери столицы: театры и музеи, балы и модные гостиные — все было к ее услугам, и кто бы отказался с головой окунуться в веселую, беспечную жизнь?
Рассказывают, что однажды Тамара тайком прокралась на бал-маскарад в костюме пастушки, немало удивив гостей парой живых гусей, которых принесла с собой как аксессуар, дополняющий образ. Здесь она вновь встретила обаятельного красавца Тадеуша Лемпицкого, с которым познакомилась еще в Варшаве. Молодой адвокат, которому прочили хорошую карьеру, привлекал многих красавиц Санкт-Петербурга. Два года спустя Тамара и Тадеуш поженились. Разница возрасте — жених был на 10 лет старше — не имела значения для влюбленной Тамары. А наличие у красавицы-невесты хорошего приданого, которым ее обеспечил богатый дядя, весьма устраивало Тадеуша.
Веселая и обеспеченная столичная жизнь молодой пары закончилась в декабре 1917 года. Тадеуша арестовали, и Тамаре пришлось применить все свое обаяние для того, чтобы вырвать мужа из застенков Ч. К. Правдами и неправдами эта юная энергичная женщина сделала выездные документы, забрала мать Мальвину и увезла семью за границу — вначале в Копенгаген, затем был Лондон, и, наконец — Париж.
Перемены дались нелегко. Добравшись до Парижа, семья Лемпицких была вынуждена довольствоваться малым, существуя на скудные средства, которые выручали от продажи драгоценностей. Вскоре родилась дочь, получившая при крещении имя Мария-Кристина (по другим данным, она родилась еще в России, 16 сентября 1916 года), которую обожающий девочку Тадеуш ласково называл Кизетта. Сам он после нескольких месяцев в тюрьме впал в депрессию и стал все чаще прикладываться к рюмке. В противовес ему, Тамара разглядела новые возможности и, не получив поддержки от мужа, решила вложить средства в собственное развитие. Она поступила в Академию Гран Шомье, где ее учителем стал Морис Дени, а позже — Андре Лот, который уделял начинающей художнице большое внимание и умел оценить несомненный талант. Уже в 1922 году она начала выставлять свои картины в парижском Салоне.
Лемпицкой было нужно признание — ведь от ее усилий напрямую зависело благополучие семьи. Ей надо было выделиться — и она придумывает свой собственный стиль, который радикально отличается от работ конкурентов и который ее учитель Андре Лот назвал «мягким кубизмом». И здесь расчетливость, талант и воображение художницы объединяются для того, чтобы расчистить себе место в рядах собратьев по цеху. Она придумывает себе образ искушенной и талантливой польки, превращается в блондинку, на первые же деньги покупает новый гардероб у лучших парижских модельеров и полностью погружается в светскую жизнь. Экзотика, секс, гламур и загадка — кто же не купится на такой изысканный коктейль? Теперь она Тамара де Лемпицка, модная художница, портретистка, к которой стоят очереди, и одна из центральных личностей светских сплетен. «Я живу на обочине общества, и правила нормального общества не имеют значения для тех, кто находится на обочине» — утверждала художница и назначала гонорары по 50 тысяч франков за портрет.
Слава пришла к Тамаре в 1925 году после Международной выставки современного декоративного и промышленного искусства. Ее картины были представлены на двух главных площадках выставки — в Салоне Тюильри и в Женском салоне. Чистые и ясные цвета, крупная натура — ее картины выделялись в любой экспозиции. На работы Лемпицкой обратили внимание модные журналы, ее имя замелькало на страницах газет. В том же году прошла ее первая большая выставка в Милане, которую для Лемпицкой организовал граф Эммануэле Кастельбарко. Художница написала для этой экспозиции 28 новых работ: за ее популярностью стоял упорный труд и тонкое понимание основных художественных течений, которыми фонтанировал Париж в 1920-е годы.
Как писала впоследствии сама Лемпицка, «я работала по 10 часов подряд, а во время коротких перерывов позволяла себе выпить бокал шампанского или принять расслабляющую ванну». Картинам художницы присущ ясный, немного холодный колорит, чистые цвета, элегантные точные линии. Поздний кубизм приправлен неоклассицизмом. На ее портретах — князья и маркизы, на многочисленных ню — ослепительные красотки, в ее арсенале — эпатажные любовные связи, в друзьях — знаменитые художники Пабло Пикассо и Жорж Брак. Жан Кокто писал о Тамаре: «искусство и высшее общество она любит в равной мере. Что вы всегда увидите в её работах? Свет Караваджо, формы Фернана Леже и губную помаду Шанель». Ни одна заметная вечеринка Парижа не обходилась без Тамары де Лемпицки, щеголявшей в самых умопомрачительных нарядах от Коко и Эльзы Скиапарелли и увешанной бриллиантами — только настоящими, никакой подделки!
Дочь Лемпицких, Кизетта была на попечении матери художницы, Мальвины Деклер. Поглощенная карьерой и светской жизнью Тамара очень редко выкраивала время для общения с дочерью и даже ухитрялась представлять ее как свою младшую сестру. Тем не менее, свои первые награды Лемпицка получила именно за портреты Кизетты. В 1927 году ее работа «Кизетта на балконе» получила первый приз на выставке изящных искусств в Бордо, а два года спустя на выставке в Познани — бронзу за картину «Кизетта на первом причастии». Мальвину эти успехи совсем не вдохновляли, и, как рассказывают, осерчав на дочь, она однажды сожгла всю ее коллекцию дизайнерских шляпок.
Наверняка Мальвина считала, что громкие лесбийские романы, которые смакует вся парижская богема — плохой пример для Кизетты. А Тамара не думала скрывать свою бисексуальность, сплавляя чувства и талант в грандиозных полотнах. В числе дам ее сердца была известная писательница и журналистка Вита Сэквилл-Уэст, а также возлюбленная Виты, пистельница Вайолет Трефусис. Тамара часто завязывала романтические отношения со своими моделями — не стала исключением и певица Сюзи Солидор, неоднократно позировавшая для картин Лемпицкой, и французская писательница и актриса Колетт. Ночной клуб Сюзи Солидор Тамара посещала с завидной регулярностью, равно как и приватные вечеринки «только для женщин». Могла увлечься случайно встреченной девушкой — знаменитые картины «Прекрасная Рафаэла» она писала с юной американки, которую встретила спящей на скамейке… И все-таки главным любовником Лемпицкой был Париж, с которым она слилась в глубоких чувственных объятьях.
Пока Тамара упорно строила карьеру и крутила один роман за другим, ее муж тоже времени даром не терял. Тадеуш познакомился с дочерью владельца фармацевтической фабрики и уехал в Варшаву. В это время художница пишет портрет своего мужа, но когда доходит до левой руки, на которой должно быть обручальное кольцо — оставляет картину неоконченной… После нескольких неудачных попыток сохранить брак Лемпицкие развелись в 1928 году. Тамара переживала разрыв трудно, но в результате сделала из него очередной повод для шумихи вокруг своего имени.
Лемпицка никогда не была одинока, но к выбору постоянных спутников относилась весьма взвешенно. Однажды, вскоре после развода, к ней в студию пришел барон Рауль Кюфнер, видный венгерский землевладелец и богач. Пришел он заказать портрет своей любовницы, танцовщицы Наны де Эрреры, а ушел очарованный красотой, талантом и умом Тамары де Лемпицки. Кюфнер понравился Тамаре, и она «присвоила» себе этого видного, богатого — и женатого — мужчину, который обожал и ее, и ее искусство. К слову, портрет Наны художница все же написала. Работала она долго, позу для своей модели подобрала весьма сложную, а саму танцовщицу, как поговаривали, изобразила «не в лучшем свете» — впрочем, и это она сделала весьма талантливо.
Через год после развода, в 1929-м, художница написала одну из самых своих знаменитых картины — «Автопортрет», или «Тамара в зеленом Бугатти», где изображает себя за рулём роскошной спортивной машины. Элегантная, независимая и эмансипированная, здесь она выглядела идеальной ролевой моделью для продвинутых читательниц журнала «Die Dame», поэтому редактор тут же заказала Лемпицкой ее автопортрет для обложки следующего номера издания.
К тридцати годам Тамара де Лемпицка стала миллионершей. Она купила квартиру в Париже, на улице Мешен, которую для нее обустроил архитектор-модернист Роберт Маллет-Стивенс. Оставив дочь на попечение матери, Лемпицка по приглашению американского нефтепромышленника Руфуса Буша в 1929 году приехала в США. Она не только нарисовала портрет невесты Буша, но и устроила показ своих работ в Институте Карнеги в Питтсбурге. Этот вояж был весьма успешным для карьеры Лемпицкой, однако финансово оказался провальным — все заработанные деньги были потеряны после краха фондового рынка.
В 1930-е годы Лемпицка достигла вершины своей карьеры. Ей позировали король Испании Альфонсо XIII и королева Елизавета Греческая, ее картины стали приобретать музеи. Великая депрессия не стала помехой для упрочения финансового положения Тамары — ей по-прежнему хорошо платили за портреты. После кончины жены барон Кюфнер сделал Лемпицкой предложение, и Тамара, подумав, согласилась — но на своих условиях: оба оставались вольны в своих предпочтениях, без ревности и осуждений. Рауль подумал — и тоже согласился. Свадьба состоялась в феврале 1934 года в Цюрихе, а их счастливый брак продолжался почти три десятилетия.
Тамара де Лемпицки была дама умная и дальновидная, и когда после союза Венгрии и Германии в 1938 году земельные владения Кюфнера оказались под угрозой, художница настояла, чтобы муж продал все и перевел деньги в банки Швейцарии. Впереди была Америка. Оставив Мальвину и Кизетту во Франции, супруги уехали в Лос-Анжелес, где Тамара тут же развернула большую рекламную кампанию, вслед за которой последовал роскошный прием на вилле в Беверли-Хиллс. О «баронессе с кисточкой» писали все газеты, а голливудские звезды выстраивались в очередь за портретами. Через два года Тамаре удалось добиться приезда дочери — в оккупированной фашистами Франции стало очень опасно. В 27 лет Кизетта вышла замуж и переехала в Хьюстон, а Тамара с Раулем в 1943 году перебрались в Нью-Йорк.
После Второй мировой Тамара и Рауль вернулись в Европу. К тому времени на смену ар деко пришли новые течения, зажигались новые звезды мировой величины… Попробовав силы в сюрреализме, Тамара не стала слишком углубляться в это направление, хотя продолжала писать — натюрморты, пейзажи, абстрактные работы… Художница в очередной раз доказала, что ничто ей не чуждо, и на некоторое время сосредоточила силы на оформлении стильных интерьеров для богатых клиентов. Когда муж художницы скончался в 1961 году, это очень ее подкосило — и духовно, и физически. Тамара переехала к дочери в США, помогала ей воспитывать детей, и понемногу старела. Но делала это с присущим ей блеском — и в окружении молодых поклонников ее таланта.
Стиль ар-деко вновь вошел в моду, и в 1972 году в парижской галерее Люксембург прошла ретроспективная выставка Тамары де Лемпицки. Ее не просто вспомнили — ее опять боготворили, а цены на картины взлетели до небес. Но вместо того, чтобы отдаться новой волне восторгов и почитания, художница на следующий год оставляет США и переезжает в Мексику, в городок Куэрнавака. Впрочем, и это можно понять: окруженную роскошными природными ландшафтами и культурными памятниками, Куэрнаваку с ее чудесным климатом называют «город вечной весны» — идеальное место для того, чтобы элегантно встретить старость, стараясь глядеть в зеркала как можно реже. Тем более, что в свои 76 лет Лемпицка ухитрилась еще раз покорить сердце мужчины — ее последним спутником жизни стал мексиканский скульптор Виктор Контрерас.
Пять лет спустя, в 1979 году, к ней переехала дочь Кизетта, чтобы поддержать хворающую мать. Тамара де Лемпицки оставалась верна себе до самого конца. Согласно завещанию художницы, ее прах развеяли над вулканом Попокатептель. Так экстравагантно — и так символично: угасший огонь — к угасшему огню.