Бидермайер: простодушный стиль
1,004
просмотров
Строго говоря, бидермайер — не название художественного стиля, а обозначение трёх десятков лет в начале XIX века между наполеоновскими войнами и европейскими революциями. Тем не менее, произведения искусства (особенно прикладного), появившиеся в этот период, оказали влияние и во второй половине XX столетия.

Бидермайер (Biedermeier, бидермейер) — стиль в искусстве в переходный период между неоклассицизмом и романтизмом. Получил распространение в Германии, Австрии, северной Италии и скандинавских странах. Датируется 1815-м — 1848 годами, с момента проведения Венского конгресса после наполеоновских войн и до начала европейских революций в 1848-м. Термин используется в основном для обозначения художественного стиля, процветавшего в литературе, музыке, изобразительном искусстве и дизайне интерьеров. Бидермайер оказал влияние на более поздние стили, особенно те, которые возникли в Вене.

Мир в государстве Карл Шпицвег 1856

Своё название стиль получил уже постфактум, первое употребление термина относится к 1894 году. Это несколько видоизменённое имя вымышленного комического персонажа Готлиба Бидермейера (Gottlieb Biedermaier), чья фамилия переводится как «простодушный господин Мейер». Это мелкий буржуа, который якобы писал наивные стихи и размышления о жизни в еженедельный мюнхенский журнал Fliegende Blätter. Он стал символом комфорта среднего класса, в котором приоритет отдавался семейной жизни и приватным занятиям, вроде написания писем или увлечения личным хобби.

Портрет Готлиба Бидермейера из мюнхенского журнала Fliegende Blätter от 1855 года

Художники, которых ассоциируют со стилем бидермайер

Ни одно хозяйство в период бидермайера не обходилось без фортепиано — неотъемлемой части ставших популярными суаре. Такие вечеринки отражали растущие культурные интересы среднего класса в литературе, танцах, поэзии. Всё это стало темой для живописцев бидермайера, среди которых выделяются Карл Шпицвег, Франц Крюгер, Георг Фридрих Керстинг, Фердинанд Георг Вальдмюллер, Фридрих фон Амерлинг, Фридрих Гауерманн и Павел Федотов.

Мужчина за чтением у лампы Георг Фридрих Керстинг 1814

Живопись бидермейера характеризуется довольно высоким уровнем качества. Содержание и форма образовывали гармоничное эстетическое единство, а творческий дух устремлялся ввысь на крыльях перемен. В пейзажах живописцы постоянно совершенствовались в реалистичности, примером тому могут быть виды острова Пратер и области Зальцкаммергут у Фердинанда Георга Вальдмюллера, написанные в 1830-х годах.

Историческая живопись была не только способом описать прошлое, но и создать сообщение настоящее о настоящем, точно передавая все детали, как на картине «Спор кучеров» (1828) Иоганна Михаэля Недера.

Со своей стороны портретная живопись стремилась реалистично представлять людей с их индивидуальными особенностями («бородавки и всё прочее»). Здесь Вальдмюллер вновь получает самые пышные лавры. В свою очередь Амерлинг создавал фигурные ансамбли с изысканной утончённостью. Он не столько хотел передать сходство, сколько весь образ портретируемого. При этом художник вплетает в композицию историю, как в работе «Рудольф фон Артхабер с детьми» (1837).

Спор кучеров Иоганн Михаэль Недер Живопись, 1828
Рудольф фон Артхабер с детьми Фридрих фон Амерлинг Живопись, 1837
Пейзаж близ Пратера Фердинанд Георг Вальдмюллер Живопись, 1850,
Розы и серебряная посуда Фердинанд Георг Вальдмюллер
Портрет Александра Аркадьевича Суворова Франц Крюгер
Чтение Карл Шпицвег Живопись, 1875,
Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик) Павел Андреевич Федотов
Богумил Дэвисон в образе Ричарда III. Фридрих фон Амерлинг

В свою очередь изображения цветов и фруктов отличаются высочайшим художественным мастерством и основаны на глубоких научных наблюдениях.

Тем не менее, самые значительные успехи были достигнуты в жанровой живописи. Художники вдохновлялись жизнью крестьян, буржуазии или рабочих, — и передали нам художественные свидетельства повседневной жизни того времени и особых праздничных случаев. Герои «Утра праздника Тела Христова» Вальдмюллера переживают детские радости, а его же композиция «Ранняя весна в Венском лесу» (второе название — «Собиратели хвороста») документирует ежедневную работу и быт крестьянского населения. Сцена «Кончина Фидельки» Павла Федотова иллюстрирует разнообразие и глубину человеческих характеров.

Восхитительная палитра живописцев соотносится с теорией цвета Гёте, который нашёл связь между определёнными оттенками и настроением. Например, он рекомендовал красить стены в зелёный и серый для создания комфортной атмосферы.

Утро праздника Тела Христова Фердинанд Георг Вальдмюллер Живопись, 1857
Ранняя весна в Венском лесу Фердинанд Георг Вальдмюллер Живопись, 1861,
Кончина Фидельки Павел Андреевич Федотов Рисунки и иллюстрации, 1844
Возвращение с охоты Фридрих Гауерманн Живопись
Пара у окна Георг Фридрих Керстинг

В Дании период бидермайера соотносится с «датским Золотым веком», временем творческого всплеска, когда творили такие художники, как Кристофер Вильгельм Эккерсберг, его ученики Вильгельм Бендз, Кристен Кёбке, Константин Хансен, Вильгельм Марстранд, а также неоклассический скульптур Бертель Торвальдсен. В этот же период получает развитие датская архитектура в неоклассическом стиле. В частности, Копенгаген обрёл новый облик благодаря зданиям, спроектированным Кристианом Фредериком Хансеном и Михаэлем Готтлибом Биндесбёллом.

Бидермайер: прикладное искусство и дизайн

Однако наиболее значительное влияние бидермайер оказал на дизайн интерьеров. В мебели предшественниками стиля были ампир и период Директории, она отличалась удивительной простотой, практичностью и функциональностью. Стиль ампир подразумевал пышность, использование тёмного дерева и гор аксессуаров из позолоченной бронзы.
Бидермайер — в этом смысле более тесно отождествлявшийся с Директорией — ассоциируется со светлой древесиной из местных лесов (вишня, ясень и дуб), не обременённой металлическими украшениями. Поверхности украшали естественные прожилки, узлы или акценты «под эбеновое дерево» для контраста; иногда использовалась инкрустация, хотя и скромная. Отличительной чертой мебели бидермайера является её чрезвычайно сдержанный геометрический внешний вид. Некоторые предметы получили новые роли, например, центральный стол, который ранее был изолированной центральной частью интерьера, стал семейным столом, вокруг которого проходили вечерние мероприятия.

В целом, стиль бидермайер служил наглядным свидетельством конфликта идей между классицизмом и романтизмом, который продолжался в течение первой половины XIX века. Со временем стиль бидермейера был «романтизирован» в соответствии со вкусами заказчиков из растущего среднего класса, стремящихся продемонстрировать обретённое новое богатство: прямые линии превратились в изогнутые и змеящиеся, простые поверхности всё чаще украшались не только натуральными материалами, гуманистические формы стали более фантастическим, мебельщики начали экспериментировать с текстурами.

Семейство Натансон Кристофер Вильгельм Эккерсберг Живопись, 1818
Семья Ваагепетерсен Вильгельм Бендз Живопись, 1830
Группа датских художников в Риме Константин Хансен Живопись
Пейзажист Фредерик Сёдринг Кристен Кёбке Живопись, 1832
Семья Николай Вильгельм Марстранд
Натюрморт с цветами Йозеф Лауэр Живопись, 1839
Интерьер Вильгельм Бендз
Фермер у поля в Верхней Баварии Карл Шпицвег Живопись, 1870-е

Мебель и образ жизни в период бидермайера стали темой на выставки в Венском музее прикладного искусства в 1896 году. Этот элегантный причудливый стиль настолько понравился многим посетителям экспозиции, что пережил взлёт популярности среди европейских краснодеревщиков вплоть до возникновения ар-деко. Простота и элегантность бидермайера повлияли также лидеров Венского сецессиона и Венских мастерских, а позже — на различные направления Баухауза. Первоначальный акцент на лёгкость, утилитаризм и индивидуальность способствовал возрождению стиля бидермайер к 1970-м годам.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится