Почему ширмы?
Имея вековую историю, ширма так и остается самой загадочной и самой обделенной вниманием деталью интерьера. На родине, в Китае, верили, что у ширмы есть душа, ей придавали глубокое эстетическое значение. Ширма здесь считалась источником вдохновения, импульсом для интеллектуальной деятельности и воплощением красоты. Их украшали традиционными пейзажами, бытовыми сценками, записывали изречения мудрецов и поэтические строки.
Китайцы изготавливали ширмы по особой технологии с использованием лакового декора. Сырьем для этого им служило лаковое дерево Rhusvemicifera, распространенное в диком виде только в Китае. Из него получался настоящий восточный лак, не имеющий ничего общего с его европейской имитацией.
Среди лаковых ширм самыми лучшими считаются коромандельские, появившиеся в эпоху Мин, и славящиеся своим прорезным декором, перламутром и черным лаком. Работа архисложная: одного только лака могло наноситься до 200 слоев, затем тонкая ручная резьба, инкрустация… Плюс волнение души мастера, трепетно относившегося к каждой работе, а также особый настрой, философия: каждая работа «вбирала» в себя еще и опыт, мудрость предков.
Это загадочное слово «коромандель»
Что же означает термин «коромандель»? Коромандельскими ширмы стали называться по месту их массового экспорта на Коромандельский берег полуострова Индостан. Оттуда их перегружали на ост-индские суда и отправляли в Европу. Хотя побережье Индии и не имеет никакого отношения к производству ширм, его название стало ассоциироваться с товаром, который вскоре покорил воображение европейцев.
Вдохновение для Великой Мадемуазель
Красота коромандель смогла покорить икону стиля, женщину с взыскательным вкусом, раз и навсегда изменившую женский облик — Коко Шанель.
«Когда я впервые увидела коромандельскую ширму, я вскрикнула: „Как это красиво!“ Ни одна другая вещь никогда не вызывала у меня такой реакции»
Пристрастил Шанель к древнему китайскому искусству любовь её жизни Артур Кейпел, или просто «Бой». Некоторые из ширм украшали изображения любимой Коко камелии. Сегодня этот цветок — одна из самых узнаваемых эмблем Дома CHANEL. В нежной, изящной камелии много притягательного и общего с самой Габриэль, а главное, камелия — первый цветок, подаренный ей Боем.
«Я влюблена в китайские ширмы с 18 лет… Я чуть было не упала в обморок от восторга, когда впервые увидела коромандель в китайском магазине… И первое, что я купила, были эти самые ширмы…»Из книги «Одинокая Шанель» Клод Делэ
У Коко Шанель собралась целая коллекция из 32 коромандельских ширм. Они украшали её апартаменты на улице Камбон и сюит в отеле «Риц» в Париже. Габриэль возила ширмы с собой повсюду: она старалась (особенно после смерти Боя) окружить себя ими, где бы ни останавливалась. Тем не менее, часть коллекции впоследствии раздарила.
Примечательно, что Великая Мадемуазель использовала ширмы не по назначению. Снятые с петель, они покрывали стены вместо обоев, маскировали ненавистные Шанель двери — символ всех ушедших и не вернувшихся, — и превращали помещение в лабиринт.
«Шанель — это не мода. Шанель — это стиль».
А стиль — это тонкое искусство индивидуальности. Габриэль виртуозно сочетала противоположности как в своем характере, в творчестве, так и в интерьере. Она легко смешивала эпохи и стили, придавала новизну старому, находила идеальный баланс между прошлым и будущим. И китайские ширмы в квартире царящего барокко на улице Камбон не выглядят странно. Наоборот, коромандельское искусство придает европейскому дизайну особый шарм.
«Если приглядеться как следует, то можно потеряться в замысловатых сюжетах, заблудиться среди лодок и мостиков, грациозных женщин, склонившихся над водой, змеев и драконов, рассекающих небо над единорогами и слонами, среди деревьев с белой, как кружево, листвой и вечно цветущих камелий» — Жюстин Пикарди, биограф Шанель.
Ширмы, став частью фирменного стиля Шанель, продолжали его формировать. Принт в виде коромандельского узора скрывался на подкладке жакета из коллекции Haute Couture, представленной в 1958 году.
Ширмы то и дело украшали модные показы, служили фоном для рекламных снимков кампании. И продолжают вдохновлять Дом CHANEL на новые творения…
Драгоценные узоры
В 2018 году вдохновляющая история коромандельских ширм воплотилась в коллекции высокого ювелирного искусства Les Coromandels de Chanel. Лаковая поверхность створок с райскими птицами, художественными пейзажами, узорами, фирменной камелией благодаря искусной работе мастеров превратилась в драгоценности. Всего 59 предметов, из которых 24 — уникальны, выполнены в одном экземпляре. Это самая восточная коллекция из всех, что можно увидеть у Chanel.
Коромандель — удивительная техника. Она позволяет имитировать любые поверхности, любые фактуры. Chanel умело воспользовались этими трюками, чтобы создать несколько украшений с эффектом «дерева».
По форме украшения напоминают китайский веер с жемчужной нитью. В них учтены главные характерные черты коромандельских ширм: черный лак, перламутр, традиционный узор. Кажется, будто это осколки от одной из тех самых ширм на улице Камбон. Вся коллекция выдержана в едином ритме повторяющихся прямоугольных створок.
Качественная вещь требует творческого подхода, терпения, энергии и мастерства… Эти принципы Коко свято чтят и используют для создания моделей высокого ювелирного искусства по сей день. Каждое изделие создается исключительно вручную, что заряжает его особой энергетикой и делает его ещё более уникальным.
Узоры на украшениях делятся на три главные темы. «Флора» представлена камелиями из сапфиров и цаворита, «фауна» — объемными птицами, «минералы» — это турмалин и изумруды, рубиновые бусы и насыщенный черный оникс. Ну, а бриллиантовый графический узор с сине-зеленой эмалью отсылает к эпохе ар-деко и времени расцвета Дома Chanel.
Запах лаковых ширм
Старинные деревянные вещи всегда обладают характерным запахом. Именно его в 2012 году попытался воспроизвести парфюмер Кристофер Шалдрейке, создавая духи Coromandel. В верхние ноты этого восточного аромата вошли цитрусы, горький апельсин, нероли, в средние — жасмин, роза, пачули, ирис, а базу составили ладан, олибанум, бензоин, древесные ноты, мускус, таитянская ваниль и белый шоколад.
Главную роль по задумке автора здесь играют пачули, так что аромат в целом можно охарактеризовать как «пудровые пачули». Не случайно сегодня многие ароматы обыгрывают в своем составе пачулиевые ноты, чувственные и томные, рисующие в воображении образы Востока. Аромату придается некий аристократизм, и в то же время налет плесени, что дает Коромандель тот самый запах старинной ширмы.
Коромандель в миниатюре
На что только не идут дизайнеры в порыве творческих экспериментов! Уместить фрагменты коромандельского узора с огромных ширм на маленьких циферблатах наручных часов удалось выдающейся художнице-эмалеру Аните Порше. Первая коллекция появилась в 2012 году и продолжилась в двух последующих годах, охватив почти два десятка сюжетов. А их на коромандельских ширмах ещё великое множество, так что работа вряд ли закончилась (фото ниже).
По обыкновению, циферблаты для Mademoiselle Prive Coromandel Порше создавала в технике «горячей эмали» (Grand Feu) — редкой, чрезвычайно сложной и требующей времени и терпения.
Помимо композиции на циферблате, безель (вращающееся кольцо циферблата) и заводная головка часов покрыты бриллиантовым паве — украшением уникальной красоты. Его ещё называют «снежным»: огромное количество (а именно 692) маленьких драгоценных камней переливаются и напоминают сплошной снежный покров.
Сотни часов усердной работы, творчества, терпения — и снова в каждой из вариаций коромандельских ширм найден баланс между изяществом и практичностью — все по заветам Мадемуазель Коко.