Деконструктивизм: нарушение идеалов.
237
просмотров
Деконструктивизм — странный, но очень креативный стиль архитектуры XX века. Впервые появился в конце 1980-х годов, главным образом в Лос-Анджелесе (штат Калифорния), а также в Европе. Деконструкция поощряет радикальную свободу формы и открытое проявление сложности в здании, а не строгое внимание к функциональным проблемам и элементам традиционного дизайна (таким как прямые углы или сетки).

Общие определения

Деконструктивистская архитектура — часть постмодернистского авангардного искусства. Стала возможной благодаря использованию программного обеспечения для проектирования, разработанного в аэрокосмической промышленности. Она противостоит упорядоченной рациональности геометрии, отдавая предпочтение непрямолинейному дизайну, в результате чего искажается внешний вид конструкции и нарушается модернистский идеал «форму определяет функция».

Некоторые интеллектуалы считают, что деконструктивистская философия противостоит постмодернистскому искусству, хотя не совсем ясно, какие практические последствия это имеет. В конце концов, архитектор-деконструктивист должен подчиняться законам науки, нравится ему это или нет.

Художественный музей Вейсмана Фрэнк Оуэн Гери 1993

Самым известным представителем деконструктивизма считается Фрэнк Оуэн Гери, один из ведущих американских архитекторов эпохи постмодерна и лауреат Притцкеровской премии. В число его выдающихся единомышленников входят Заха Хадид, Даниэль Либескинд, Рем Колхас, Бернар Чуми и Питер Айзенман.

К самым известным зданиям в стиле деконструктивизма относятся «Танцующий дом» в Праге, Музей Гуггенхайма в Бильбао и Музей поп-культуры в Сиэтле, спроектированные Фрэнком Гери; отель Porta Fira в Барселоне, спроектированный Тойо Ито; Публичная библиотека Сиэтла, разработанная Ремом Колхасом; киноцентр UFA-Palast в Дрездене, разработанный австрийским архитектурным бюро Coop Himmelb (l)au.

История

Деконструктивизм привлёк всеобщее внимание, когда на архитектурном конкурсе в Парке ла-Виллет в Париже в 1982 году были выставлены работы Жака Дерриды, Питера Эйзенмана и Бернара Чуми (который и победил в этом конкурсе). Шестью годами позже Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал показ «Деконструктивистская архитектура». На нём демонстрировались проекты Фрэнка Гери, Даниэля Либескинда, Питера Эйзенмана, Захи Хадид, Рема Колхаса, Бернара Чуми и Coop Himmelb (l)au. В следующем году был открыт Центр искусств Векснера при университете Огайо — первое крупное общественное здание, спроектированное в стиле деконструктивизма Питером Эйзенманом.

Центр искусств Векснера, Огайо. Архитектор — Питер Эйзенман.

Со времени возникновения деконструктивизма некоторые архитекторы, которые были связаны с ним, переключились на другие стили. Однако термин остался, и его философия мятежного дизайна проникла как в современную американскую архитектуру, так и в европейские проекты.

Некоторые эксперты видят его связь с конструктивизмом — движением, которое впервые появилось в России благодаря таким художникам, как Владимир Татлин, Любовь Попова и Эль Лисицкий, но другие специалисты отрицают такую связь. Третьи утверждают, что деконструктивистское движение частично основано на концепциях, выдвинутых философом-постструктуралистом Жаком Дерридой. Ещё один важный, если не определяющий труд для деконструктивистов — «Сложность и противоречие в архитектуре» (1966) Роберта Вентури, американского архитектора и лауреата Притцкеровской премии.

Портовый дом Заха Хадид 2016

Характеристики деконструктивизма

Деконструктивистская архитектура характеризуется наружными манипуляциями, фрагментацией и непрямолинейными формами, которые искажают и нарушают архитектурные условности, касающиеся структуры и оболочки. В ней намеренно сопоставляются элементы, которые кажутся противоречащими друг другу, чтобы бросить вызов традиционным идеям гармонии и даже стабильности. Короче говоря, деконструктивизм противостоит почти всем традиционным стилям проектирования зданий. Тем не менее, это на самом деле не более чем серия постмодернистских «импульсов», а не последовательное движение или стиль в дизайне.

Образцы деконструктивистской архитектуры

Вот краткие описания десяти наиболее значительных деконструктивистских зданий.

Музей дизайна Витра, Вайль-на-Рейне, Германия
Разработал Фрэнк Гери
Завершён в 1989 году

Музей дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне Фрэнк Оуэн Гери 1989

Музей представляет собой абстрактную конструкцию из кубических и волнообразных форм. Там хранится одна из самых больших коллекций мебели в мире, представляющая большинство периодов и стилей с XIX века до нынешней эпохи. Музей дизайна Витра — первое здание Фрэнка Гери, построенное в Европе. Американец сотрудничал с Гюнтером Пфайфером. Строение — один из нескольких архитектурных изысков в кампусе мебельной компании Vitra.

Киноцентр UFA-Palast, Дрезден, Германия
Разработала Coop Himmelb (l)au
Завершён в 1997−98 годах

Состоит из двух взаимосвязанных корпусов — киноцентра с восемью кинотеатрами, рассчитанными на более чем две тысячи зрителей, и Кристалла — стеклянного корпуса, функционирующего как фойе и общественное пространство. Кристалл, который разработчики из Coop Himmelb (l)au описали как «урбанистический коридор», используется как место проведения общественных мероприятий.

Киноцентр UFA-Palast, Дрезден. Разработчик — Coop Himmelb (l)au.

Публичная библиотека Сиэтла, Вашингтон
Разработали OMA / Рем Колхас
Завершена в 2004 году


Эта 11-этажная новаторская конструкция с ломаным фасадом из стекла и стали содержит внутри непрерывную 4-этажную систему стеллажей под названием «Книжная спираль». Она позволяет читателям просматривать всё собрание библиотеки, не поднимаясь по лестницам и не переходя в другие части здания. На момент открытия книжные шкафы «Спирали» содержали 780 тысяч книг, но были рассчитаны на 1 миллион 450 тысяч томов (без дополнительных полок).

Публичная библиотека Сиэттла, фасад. и Публичная библиотека Сиэттла, интерьер.

Еврейский музей, Берлин, Германия
Разработал Даниэль Либескинд
Завершён в 2001 году

Этот пример искусства Шоа представляет собой уникальную зигзагообразную структуру, заключённую в тонкое цинковое покрытие, в котором прорезаны окна, снаружи напоминающие раны и шрамы. Через музей проходит огромная искусственная трещина, символизирующая утрату тысяч берлинцев во время Холокоста.

Еврейский музей, Берлин.

Штаб-квартира CCTV, Пекин, Китай
Разработала OMA
Завершена в 2008 году


В этом необычном образце деконструктивистской архитектуры размещается штаб-квартира Центрального китайского телевидения. Президент Китая назвал небоскрёб «странным»: это не обычная башня, а кольцо из шести вертикальных и горизонтальных блоков. Несмотря на критику, в 2013 году конструкция получила награду как лучшее высотное здание от Совета по высотным зданиям и городской среде (CTBUH). Компания OMA (Office for Metropolitan Architecture) была основана в 1975 году голландским архитектором Ремом Колхасом и греческим дизайнером Элиёй Зенгелисом совместно с Зоей Зенгелис и Маделон Вризендорп.

Штаб-квартира CCTV, Пекин.

Парк ла-Виллет, Париж, Франция
Разработал Бернар Чуми
Завершён в 1984−87 годах


Оригинальный символ деконструктивистского дизайна, Парк ла-Виллет в Париже, характеризуется странной сетью ярко-красных структур, предназначенных не для отдыха, а для интерактивности и исследований. Вместе с тематическими садами, детскими игровыми площадками и другими объектами, посвящёнными науке и музыке, в нём насчитывается около 25 зданий, пешеходных дорожек, мостов и ландшафтных садов, которые были созданы в течение 15-ти лет.

Парк ла-Виллет, Париж.

Центр искусств Векснера, Огайо
Разработал Питер Эйзенман
Завершён в 1989 году

Это пятиэтажная конструкция под открытым небом с белыми искусственными подмостками, предназначенными для того, чтобы весь комплекс выглядел как «незавершённое строительство». В здании нет узнаваемой точки входа, а внутри, как говорят, некоторые посетители испытывают головокружение из-за «сталкивающихся плоскостей». В этом смысле Центр искусств Векснера остаётся одним из самых бескомпромиссных образцов деконструктивистской архитектуры, ставящим абстрактные теории превыше удобства и функциональности.

Центр современного искусства в Цинциннати, Огайо
Разработала Заха Хадид
Завершён в 2003 году


Центр Лоис и Ричарда Розенталей в Цинциннати — одна из лучших галерей современного искусства, представляющая гипермодернистскую живопись, скульптуру, архитектуру, фотографию, перформансы и новые медиа. Был спроектирован одним из пионеров деконструктивизма Захой Хадид — женщиной-архитектором, родившейся в Ираке и получившей британскую Притцкеровскую премию.

Центр современного искусства в Цинциннати, Огайо.

Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес
Разработал Фрэнк Гери
Завершён в 2003 году


Проект был запущен в 1987 году, но окончательные разработки для него были представлены только в 1991-м. Строительство началось в 1992 году, закончилось в 2003-м и обошлось инвесторам в 274 миллиона долларов США. Концертный зал, состоящий из серии изогнутых форм, вмещает 2265 человек и является домом для филармонического оркестра Лос-Анджелеса. Здание испытывало ряд технических проблем.

Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес и «Танцующий дом», Прага

«Танцующий дом» (официально — Nationale-Nederlanden Building), Прага
Разработали Владо Милунич и Фрэнк Гери
Завершён в 1996 году


Это необычное здание рядом с рекой Влтавой, получившее название «Танцующий дом» или «Джинджер и Фред», было удостоено награды «Дизайн года» от журнала «Тайм». Оно не слишком гармонирует с готическими, барочными и модернистскими домами, которыми знаменита Прага. Однако спустя несколько лет конструкция вошла в число одних из самых интересных зданий в городе. Проект интерьера разработала чешско-британский архитектор Эва Иржична.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится