И, наверное, правы были парижане, когда говорили, что если бы Лемпицкой не было, ее следовало бы выдумать. А ведь мало кто из них тогда догадывался, что стать к мольберту эту женщину заставила вовсе не любовь к искусству, а большая нужда и страх перед нищетой и голодом.
Уж очень нестандартной была судьба Тамары де Лемпицкой (1898-1980) — русско-польской эмигрантки, которая, несомненно, была поп-звездой своего времени, а её картины, вошедшие в историю «ревущих 20-х», были откровенным вызовом, провокацией и порнографией. Если провести параллели, то её можно сравнить с Lady Gaga: тот же эпатаж, нарциссизм, показная бисексуальность и неуемная жажда славы. Загадочная мадам Лемпицка собственноручно слепила свой неповторимый образ и стремительно ворвалась в богемную жизнь Парижа практически из ниоткуда, сразу же покорив его своим необычным художественным талантом и эпатажем.
Сделать заказ у Лемпицкой считалось в довоенном Париже истинным шиком: портрет стоил по тем временам баснословных денег - в среднем около пятидесяти тысяч франков. И только очень состоятельные люди могли позволить себе такую роскошь. Иметь свой портрет от мадам Лемпицкой это было символом удачливости, аристократичности и хорошего вкуса. Парижская знать - консулы, бароны, герцоги и банкиры наперебой перекупали друг у друга даже право оказаться вначале длинного списка ожидания своего портрета от эпатажной художницы.
Весь Париж с восхищением говорил, что Тамара в своей студии стоит за холстом не в каком-то перемазанном красками рабочем халате, а в модном изысканном платье и дорогих украшениях. Иногда она дополняла свой образ даже перчатками и шляпой, что приводило в особый восторг позирующих моделей.
Создавая имидж, Тамара скопировала свой экстравагантный образ с актрис немого кино: она подражала их манере одеваться, носить меховые накидки, томно и драматически закатывать глаза, принимать картинные позы и изящно скрещивать ноги. Художницу нередко останавливали на улице с просьбой дать автограф, путая с какой-то кинозвездой. Она же, царственно улыбаясь и, ничуть не смущаясь, ставила неразборчивую подпись.
Как все начиналось
Никто не знал, что еще совсем недавно эта женщина проклинала свою судьбу, своего супруга и убогую жизнь, которой ей пришлось жить в Париже: унизительную, невыносимую, мерзкую. Маленький номер дешёвого отеля, в котором было не развернуться, крикливая новорожденная малышка Кизетт и сутки напролет лежащий на диване муж, топящий свою беспомощность в алкоголе.
О такой ли жизни мечтала Тамара, когда бежала из революционной России во Францию со своим мужем Тадеушем, которого правдами и неправдами вытащила из российской тюрьмы и маленькой дочерью. Она и предположить не могла что ее ждет в этом блистательном городе, в каких условиях ей придется прозябать и бороться за выживание. Тадеуш, некогда успешный адвокат, уже не мог содержать молодую жену с дочерью. Тамаре пришлось распродать все свои драгоценности, которые успела прихватить с собой. Женщина была в полном отчаянии. На мужа надежды никакой. Ей самой нужно было решать, как выживать дальше.
Подсказка пришла сама собой. Волею случая в руках отчаявшейся женщины оказался глянцевый журнал, забытый кем-то в холле отеля. В нем Лемпицкую не на шутку заинтересовал женский портрет неизвестного художника, который не так давно был продан на аукционе за весьма солидную сумму. И нашу героиню тут же осенило: вот чем надо заниматься, вот что нужно продавать! Да-да. Портреты. Живопись. Вот то, на чем можно заработать хорошие деньги! Воображение в считанные секунды нарисовало перед взором молодой женщины радужные картины обеспеченного будущего. Однако мысль - как же она начнет рисовать, не имея должного образования, тут же отрезвила Тамару.
Но тут ей припомнился забавный случай, как будучи 12-ти летним подростком, она позировала художнику, приглашенному в их варшавский дом её матерью. Ей тогда пришлось позировать около трех часов, застыв в неудобной позе. После окончания сеанса «модель», сгорая от нетерпения, подбежала к мольберту, и увиденное буквально ввело её в истерику. Она категорически заявила, что совершенно не похожа на себя и, что она сама сейчас покажет маститому художнику как нужно рисовать.
Тамара тут же усадила на стул младшую сестру Адриенну и взялась за дело. Не прошло и часа, как вымазанная с головы до ног пастелью девочка с гордостью продемонстрировала своим домашним портрет младшей сестренки, без сомнений имеющий большее сходство с оригиналом, чем творение приглашенного живописца.
Путь к себе
И теперь, поставив на кон живопись, Лемпицкой нужно было учиться. Узнав, что в художественной Academie de la Grande Chaumiere дают бесплатные уроки живописи, она пришла в мастерскую Мориса Дени, затем ее постоянным учителем стал Андре Лот, мастер фигуративной живописи. Выбирая направление в творчестве, Лемпицка не польстилась на модный по тем временам авангард, ассоциирующийся с нищетой и убожеством. Куда более был привлекателен для неё неоклассицизм с тонким налетом посткубизма. Её целью стали портреты, за которые, несомненно, платят гораздо больше.
И теперь в тесном номере отеля стало еще теснее: почти все его свободное пространство занимал мольберт, буквально везде лежали краски и стояли банками с кистями. А первые портреты начинающей художницы были написаны с мужа и малышки Козетты.
Первые заработанные гонорары от продажи картин Тамара спустила на формирование своего имиджа, совершенно забыв о муже и дочери. После очередной удачной сделки, на полученные деньги она обязательно покупала себе, к примеру, браслетик или же серьги с подвеской, пока не стала унизана украшениями от щиколоток до самой макушки. Лемпицка даже завела правило, которому следовала всю свою жизнь- жить для себя...
На вершину славы
Первый настоящий триумф пришел в 1925 году, когда работы начинающей художницы были представлены на парижской Международной выставке декоративного искусства. Необычные картины и их автор стали центром внимания прессы и папарацци — а это уже признание, успех и слава! Жизнь стремительно менялась: теперь семья Лемпицкой жила в большой квартире на левом берегу Сены. А она сама стала абсолютно своей среди парижской богемы.
Манеры аристократки и умение плевать на условности, а также роскошные наряды и светские мероприятия стали составляющей её жизни. Но живопись по-прежнему оставалась важным аспектом, приносящим и благосостояние, и славу. Так, переосмыслив популярный в тот период архитектурный стиль ар-деко, Лемпицка выработала собственную художественную манеру и попала в точку: чувственный, эротичный и в то же время рекламный стиль был воспринят публикой с большим восторгом. Картины Тамары синтезировали в себе "четкость кубизма и меланхолию Ренессанса", но их самой главной изюминкой была та томящаяся загадочная сексуальность, которая продолжает, кружить голову поклонникам творчества художницы по сей день.
О личном и сокровенном
Личная жизнь художницы была не менее легендарной, чем её творчество. Взлетев на вершину славы, мадам Лемпицка прибавила к своей фамилии приставку «де», чтобы подчеркнуть аристократизм, оставила дочь Кизетту на воспитание Тадеушу и пустилась во все тяжкие. Она без разбору заводила романы на стороне, а также со своими натурщиками и натурщицами. Она обожала женскую красоту. И поэтому основными персонажами ее полотен в основном были женские образы. Так, модель для своей картины «Прекрасная Рафаэла» Тамара повстречала в парке: девушка, скорее всего проститутка, ночевала там на скамейке. Привлекательная внешность незнакомки поразила Лемпицкую, и она, распахнув перед ней дверцу своей машины, увезла на несколько лет в другую жизнь.
В итоге все похождения Тамары закончились разводом с Тадеушем. Кизетту же забрала ее мать, переживавшая за судьбу внучки. А сама Лемпицка вскорости станет баронессой, выйдя замуж за состоятельного барона Рауля Куффнера.
Казалось бы, цель достигнута, чего еще желать? Она баснословно богата, знаменита и любима. Однако на пороге стояла война, внесшая свои коррективы в судьбы миллионов. Исклюением не стала и Тамара. Но это уже совершенно другая история...
Р.S.
Напрасно горевала в конце жизни королева модерна, что ее времена навсегда прошли. В наши дни стоимость картин Тамары Лемпицкой на арт-рынке составляет миллионы долларов. Их коллекционируют, похищают, они продолжают расти в цене и считаются хорошим вложением капитала.
Женщины во все времена боролись за право быть признанными, и яркий тому пример судьба самой дорогой на сегодня художницы мира Натальи Гончаровой, картины которой 100 лет тому назад арестовывали прямо на выставках..