Эндрю Ллойд Уэббер известен всему миру как автор невероятно успешных мюзиклов — «Иисус Христос — суперзвезда», «Призрак Оперы», «Эвита» и, конечно же, «Кошки». А ещё последние полвека он страстно коллекционирует викторианскую живопись. Друзья часто шутят, что композитор пишет мюзиклы, чтобы собрать побольше картин — и это правда. Коллекционирование — это его настоящая страсть с юности.
Свой первый предмет — рисунок Данте Габриэля Россетти — Эндрю Ллойд Уэббер купил ещё подростком за 12 фунтов стерлингов. В 15 лет он увидел в одном из магазинов «Пылающий июнь» Фредерика Лейтона, но не смог убедить бабушку одолжить ему 5 фунтов, недостающие для покупки.
После выхода рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» у композитора появились деньги на серьёзные приобретения, и в течение 1970-х и 80-х годов его коллекция стала расширяться. Тогда он собирал работы прерафаэлитов, их последователей и соратников.
А в 1990-х, после оглушительного триумфа своих мюзиклов, Уэббер начал покупать более дорогие произведения. Он заплатил 5 миллионов долларов за «Садовую скамейку» Джеймса Тиссо и 6 миллионов — за «Святую Сесилию» Джона Уильяма Уотерхауса.
В обоих случаях это были ценовые рекорды для картин викторианских художников.
Но всё-таки самой большой любовью Уэббера всегда оставались прерафаэлиты. И главный среди них — Эдвард Коли Бёрн-Джонс: в коллекции музыканта хранится более сорока его предметов, картин, гуашей, акварелей и рисунков.
В собрании прославленного композитора есть даже один из трёх наборов гобеленов «Святой Грааль» (ещё один полный цикл находится в Городской художественной галерее Бирмингема, а третий разделён). Композитор также владеет этюдами к таким знаменитым произведениям, как «Зеркало Венеры», «Король Кофетуа и нищенка» и «Плач».
Неудивительно, что Эндрю Ллойд Уэббер решил выставить в Друри-Лейн две работы своего любимого художника. Одна из них — это триптих «Поклонение волхвов и пастухов» (1861), а вторая — «Глубины моря» (1886).
Триптих был создан в 1860 году для церкви Святого Павла в Брайтоне. Однако после завершения этого варианта (он сейчас хранится в музее Тейт и считается важнейшей полноформатной работой «раннего Бёрн-Джонса») художник «обнаружил, что композиция центральной панели слишком сложна, чтобы чётко читаться на расстоянии». Поэтому он решил написать вторую, более лаконичную версию. Этот триптих был установлен в церкви в 1861 году и находился там до 1975 года.
Не менее примечательна вторая картина, на которой русалка утаскивает на глубину тонущего моряка. Она победно улыбается, не подозревая, что её возлюбленный уже мёртв. Эту жутковатую сцену Бёрн-Джонс написал в начале 1886 года и тем же летом показал в Королевской академии художеств — это был единственный показ там работ художника.
Для «Глубин моря» Бёрн-Джонс арендовал студию, которую построил его коллега Генри Холидей, когда писал «Дочерей Рейна» из оперы Вагнера. Там был оборудован резервуар со стеклянной панелью, наполненный прозрачной сине-зелёной водой. Прерафаэлит, известный своим перфекционизмом, смоделировал в нём морскую пучину для своей сцены.
Загадочная, почти провокационная улыбка русалки и торжествующий взгляд — ни человеческий, ни дьявольский — неизбежно вызывают вопрос о том, кто позировал Бёрн-Джонсу. Его жена Джорджия заявила, что и она, и художник «всегда ассоциировали картину со странным очарованием» Лоры Литтелтон, жены британского политика Альфреда Литтелтона. Она умерла через год после свадьбы, родив сына.
Но леди Элизабет Льюис, подруга Бёрн-Джонсов, рассказывала свою романтическую теорию. По её словам, на картине изображена девушка, которую художник встретил в лесу. «Он был как под заклинанием, и когда мы вернулись домой, сразу же нарисовали её по памяти, — писала аристократка. — Он был уверен, что это была русалка, выплывшая из колодца».
В коллекция Уэбера не только Бёрн-Джонс представляет собой «собрание в собрании». Не обошлась и без целых блоков произведений Россетти, Милле, а также Тиссо (8 работ в коллекции) и Уотерхауса (12 работ). Как отметил в статье о коллекции Уэбера Кристофер Вуд, как могло получаться, что столь значительные работы не находятся в коллекции музея Тейт? Ответ прост: когда музеи не могут себе позволить приобретать дорогостоящие работы, у коллекционеров появляется шанс.
И как может британец со средствами, одержимый викторианской эпохой, пройти мимо шедевра художника-безумца, преступника Ричарда Дадда?
В 2011 году был создан фильм «Страсть по прерафаэлитам», в котором Уэбер представляет картины из музейных собраний и своей коллекции, рассказывает об эпохе, движении и мастерах.
Коллекция Эндрю Ллойда Уэббера состоит не только из работ прерафаэлитов и других викторианских художников. Они «разбавлены» произведениями как XVIII, так и XX веков. В числе первых, например, панорама Каналетто «Лондон. Вид на здание Конной гвардии со стороны Сент-Джеймсского парка» (ок. 1749). Между 1746-м и 1755 годами художник проводил время в Англии, где писал подобные виды Лондона. В коллекции Ллойда Уэббера также есть большой портрет «Принц Уэльский (позже Георг IV)» Джошуа Рейнольдса и две картины Эдвина Ландсира. А XX век представлен работами Стэнли Спенсера и Лоуренса Лаури.
В своё время Ллойд Уэббер владел «Портретом Анхеля де Сото», который Пабло Пикассо написал в свой «голубой период». Композитор купил его, чтобы продемонстрировать, что картины Пикассо того времени показывают влияние Бёрн-Джонса, которым, как известно, молодой испанец восхищался.
В 2010 году Ллойд Уэббер продал это полотно на аукционе за 34,7 миллиона фунтов стерлингов, которые направил на «пользу искусству и культурному наследию Великобритании».
В целом же картины раскрывают эклектичный вкус композитора, который говорит, что его собрание — это «очень личная коллекция, основанная на собственных предпочтениях».
Картины Бёрн-Джонса, которые Эндрю Ллойд Уэббер передал театру Друри-Лейн, будут выставлены вместе с другими работами прерафаэлитов в Южном кофейном зале рядом с Большим салоном. Полюбоваться ими можно будет в дневное время — эта территория в конце года откроется как общественное пространство.
Но не только викторианские произведения украсят обновлённое здание, построенное в 1812 году на месте прежнего Друри-Лейн (тот, в свою очередь, был театром с 1663 года, и это делает его старейшим постоянно используемым театральным объектом в мире).
На верхнем этаже представлены гризайли (росписи с трёхмерным эффектом, выполненные градациями одного тона), созданные современным художником Йеном Кэрни. На них можно увидеть как сюжеты знаменитых постановок («Моя прекрасная леди») так и современные сцены: на одной из них Эндрю Ллойд Уэббер слушает репетицию Роджерса и Хаммерстайна. А в боковых коридорах можно увидеть портреты Элтона Джона, Наоми Кэмпбелл и не только.
Но самые завораживающие картины, по мнению очевидцев, находятся в центральном холле. Их автор — 35-летняя уроженка России Мария Крейн, которую называют «миллениалом с рукой старого мастера». Ллойд Уэббер, решивший продвинуть растущий творческий талант, заказал ей серию сцен из пьес Шекспира. Эти образы сочетают историческую технику исполнения и отчётливое современное видение.