Поклонникам голливудских фильмов будет трудно поверить, что за десять лет до начала Второй мировой войны американская «фабрика грёз» находилась под контролем нацистов. Действительно, в 1930-х годах ни одна американская киностудия открыто не нападала на режим Гитлера и нацистскую партию. Что интересно, такую лояльность обеспечивал всего один человек в США. Кто же это был и какими методами он действовал?
Важность Голливуда
В 1930-х годах американская киноиндустрия имела колоссальное влияние на общество. На протяжении этого десятилетия граждане США тратили на кино больше времени, чем на любой другой вид отдыха. К 1937 году киноиндустрия стала четвёртой по величине отраслью в Америке с 2 млрд капитальных инвестиций. Каждую неделю порядка 88 млн американцев ходили в кино. Иными словами, фильмы стали важным ресурсом, оказывавшим огромное влияние на мышление людей.
Министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс хотел сохранять США нейтральными как можно дольше и понимал, что киноиндустрия может в этом помочь. По его мнению, Голливуду достаточно было не снимать картин, показывающих Гитлера или нацистский режим в негативном свете. За помощью и поддержкой Геббельс обратился к Георгу Гисслингу, генеральному консулу Германии в Лос-Анджелесе.
Консул Гитлера в Голливуде
Георг Гисслинг, член НСДАП с 1931 года, был немецким консулом в США в 1927–1941 годах. Важной, если не основной, частью его работы было наблюдение за работой голливудских киностудий — впоследствии его за это часто называли «консулом Гитлера в Голливуде» («Hitler’s Hollywood consul»). Гисслинг ответственно подходил к исполнению своих обязанностей. Сразу по прибытии в Лос-Анджелес он начал анализировать публикации в прессе, посвящённые киноиндустрии. Стараниями Гисслинга многие фильмы, которые несли потенциальную угрозу репутации нацистов, так и не были сняты или подверглись редакции.
Например, научный сотрудник Гарварда Бен Урванд пишет, что в 1933 году журналист Герман Я. Манкевич, который написал сценарий к фильму «Гражданин Кейн», придумал сюжет про преследование Гитлером евреев, в котором предсказал, что это приведёт к их массовым убийствам. Узнав об этом, немецкий консул заявил руководителям киностудий, что если хоть одна из них возьмётся за работу над этой картиной, ей запретят работать на немецком рынке.
Гисслинг никогда не стеснялся, если хотел порезать какую-либо картину или внести в неё правки. Например, после предпросмотра фильма «Шпион с моноклем» Гисслинг составил перечень изменений, которые следовало внести, прежде чем картина выйдет на экраны. В этой ленте, которую продюссировала кинокомпания Fox Studios, действия происходили после Первой мировой войны. Гисслингу не понравилось, как в фильме показаны немецкие офицеры, и он пригрозил запретить этот фильм к прокату в Германии. По словам консула,
«выпуск в прокат фильма с такими персонажами вызовет в Германии недовольство продюсерской компанией и может привести к серьёзным трудностям, которых следует избегать в общих интересах».
Гисслинг против Ремарка
В 1937 году Гисслинг узнал, что Universal studios решила адаптировать к киносценарию роман Эриха Марии Ремарка «Возвращение» (1931) — продолжение нашумевшего произведения «На Западном фронте без перемен». В романе рассказывалось о солдатах, которые пытались выжить в экономическом и политическом хаосе, образовавшемся в Германии после Первой мировой войны. Когда Гисслинг узнал о запланированном фильме, он обратился к цензору Американской ассоциации кинокомпаний Джозефу Брину с требованием закрыть картину. Консул заявил, что фильм, вне всякого сомнения, приведёт к недовольству со стороны правительства Рейха, так как в основу сценария легла ложная история, которая искажает облик германского народа.
Джозеф Брин отказался закрывать работу над фильмом, а Universal Pictures не поддалась на многочисленные запросы Гисслинга о внесении изменений в сценарий. Тогда Гисслинг отправил актёрам и съёмочной группе письмо, в котором сообщил, что любые фильмы, над которыми они будут работать в дальнейшем, попадут под запрет в Германии.
Действия Гисслинга вызвали широкий общественный резонанс. Кто-то из адресатов письма передал послание немецкого консула прессе. Шумиха докатилась до самого министерства иностранных дел Германии, которое вынуждено было заверить Госдепартамент США, что никаких последствий для граждан США не будет. Скандал вскоре улёгся, а Гисслинг остался на своей должности.
Почему американские студии поддавались на угрозы?
Удивительно, но Гисслинг обладал немалым влиянием на американские киностудии. Как же так получилось, что голливудские боссы вынуждены были прислушиваться к его требованиям и идти на уступки? Этот вопрос вызывает жаркие споры историков уже не одно десятилетие. Наиболее очевидный ответ заключается в том, что студии не хотели терять позиции на немецком рынке, и потому Гисслинг обладал властью определять, какие фильмы могут пойти в немецкие кинотеатры, а какие — нет. Историк Университета Брандейса Томас Доэрти заметил, что судить о ситуации нужно в контексте того времени, а в 1930-х годах нацисты ещё не были теми, кем являются сегодня — универсальным символом абсолютного зла.
В сухом остатке получаем, что американские студии довоенное десятилетие не продвигали нацизм, но и не выступали против него.
Что касается самого Гисслинга, то он продолжал следить за деятельностью Голливуда до июня 1941 года, пока президент США Франклин Рузвельт не разорвал дипломатические отношения с Германией. Гисслинг покинул Лос-Анджелес. «Консул Гитлера в Голливуде» скончался 8 января 1965 года в Испании.