Исчезнувшая Атлантида и Сантаринская катастрофа (ч.1)
838
просмотров
Есть загадочные истории, которые у всех на слуху. Но когда история вроде бы известна всем, её подробности перестают пересказывать и они незаметно стираются. Трудно найти человека, который никогда не слышал о сгинувшей Атлантиде, но так ли уж хорошо помнят детали и происхождение этого предания? Возможно, будет нелишним освежить их в своей памяти.

История, рассказанная Платоном

Почти две с половиной тысячи лет назад древнегреческий философ Платон (427 — 347 гг. до н.э.) записал легенду о могущественном древнем государстве, заселённом потомками бога Посейдона, достигшем невиданного расцвета, но затем погибшем в морской пучине. О происхождении атлантов Платон сообщил следующее:

Платон на фреске работы Рафаэля в станце делла Сеньятура Ватиканского дворца

«...Посейдон, получив в удел остров Атлантиду, населил ее своими детьми, зачатыми от смертной женщины, примерно вот в каком месте: от моря и до середины острова простиралась равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а опять-таки в середине этой равнины, примерно в пятидесяти стадиях от моря, стояла гора, со всех сторон невысокая. На этой горе жил один из мужей, в самом начале произведенных там на свет землею, по имени Евенор, и с ним жена Левкиппа; их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и отец её скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней. Произведя на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон взрастил их и поделил весь остров Атлантиду на десять частей, причем тому из старшей четы, кто родился первым, он отдал дом матери и окрестные владения как наибольшую и наилучшую долю и поставил его царем над остальными, а этих остальных — архонтами, каждому из которых он дал власть над многолюдным народом и обширной страной».

Информация об Атлантиде содержится в двух платоновских диалогах: «Тимей» и «Критий». Вышеприведенный отрывок взят из «Крития», значительная часть которого посвящена истории и общественному устройству таинственного древнего государства. К сожалению, этот диалог не дошёл до нас полностью. В «Тимее» имеется пара абзацев, где говорится о местонахождении Атлантиды, хотя основная тема диалога не имеет к ней никакого отношения.

Согласно «Критию» атланты были могущественным и воинственным народом. Они подчинили своей власти многие племена. Но покоренные земли не могли сравниться богатством и красотой с их родиной, ибо Посейдон был щедр к своим детям:

«Многое ввозилось к ним из подвластных стран, но большую часть потребного для жизни давал сам остров, прежде всего любые виды ископаемых твердых и плавких металлов, и в их числе то, что ныне известно лишь по названию, а тогда существовало на деле: самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова и по ценности своей уступавший тогда только золоту. Лес в изобилии доставлял все, что нужно для работы строителям, а равно и для прокормления домашних и диких животных. Даже слонов на острове водилось великое множество, ибо корму хватало не только для всех прочих живых существ, населяющих болота, озера и реки, горы или равнины, но и для этого зверя, из всех зверей самого большого и прожорливого. Далее, все благовония, которые ныне питает земля, будь то в корнях, в травах, в древесине, в сочащихся смолах, в цветах или в плодах,— все это она рождала там и отлично взращивала».

Так мог выглядеть город атлантов

Обитатели Атлантиды были сведущи во многих искусствах и ремёслах, они построили в своей земле многочисленные дворцы, храмы, каналы, гавани и верфи. Дворец верховного царя был возведён в том самом месте, где некогда обитал сам Посейдон со своей возлюбленной. Место это было окружено  кольцевыми каналами, первые из которых, согласно преданию, были делом рук самого бога. Впоследствии атланты продолжили строительство:

 «Прежде всего они перебросили мосты через водные кольца, окружавшие древнюю метрополию, построив путь из столицы и обратно в нее.  От моря они провели канал в три плетра шириной и сто футов глубиной, а в длину на пятьдесят стадиев вплоть до крайнего из водных колец: так они создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань, приготовив достаточный проход даже для самых больших судов. Что касается земляных колец, разделявших водные, то вблизи мостов они прорыли каналы такой ширины, чтобы от одного водного кольца к другому могла пройти одна триера; сверху же они настлали перекрытия, под которыми должно было совершаться плавание: высота земляных колец над поверхностью моря была для этого достаточной... На этих кольцах соорудили они множество святилищ различных божеств и множество садов и гимнасиев для упражнения мужей и коней. Все это было расположено отдельно друг от друга на каждом из кольцевидных островов; в числе прочего посредине самого большого кольца у них был устроен ипподром для конских бегов, имевший в ширину стадий, а в длину шедший по всему кругу... Верфи были наполнены триерами и всеми снастями, какие могут понадобиться для триер, так что всего было вдоволь. Так было устроено место, где жили цари. Если же миновать три внешние гавани, то там шла по кругу начинавшаяся от моря стена, которая на всем своем протяжении отстояла от самого большого водного кольца и от гавани на пятьдесят стадиев; она смыкалась около канала, выходившего в море. Пространство внутри нее было густо застроено, а проток и самая большая гавань были переполнены кораблями, на которых отовсюду прибывали купцы, и притом в таком множестве, что днем и ночью слышались говор, шум и стук...  Камень белого, черного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон  оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьем из олова, а стену самого акрополя — орихалком, испускавшим огнистое блистание».

Атлантида по описанию Платона

Миф об Атлантиде будоражил воображение многих поколений, сюжет об исчезнувшей цивилизации широко использовали и используют писатели-фантасты, образ атлантов охотно эксплуатируют  всевозможные оккультисты, а бесчисленное множество учёных  пытается установить, что в действительности скрыто за рассказанной Платоном историей.

 Если верить автору диалогов, он пересказал семейное предание, у истоков которого стоял выдающийся афинский государственный деятель Солон (640 — 559 гг. до н. э.), бывший предком Платона, жившего на два столетия позже. Этот уважаемый афинянин совершил путешествие в Египет, где был любезно принят жрецами богини Нейт, которую  отождествляли с Афиной Палладой, покровительницей  родного города Солона.  Египетские жрецы, хранители традиции, значительно превосходившей по древности эллинскую,  поведали греческому мудрецу о канувшей в небытие державе, а заодно просветили его насчёт некоторых страниц истории его собственных предков.

 Платон утверждал, что события, о которых рассказали египтяне, имели место за 9 тысяч лет до визита Солона. В диалоге «Тимей» о них сказано следующее:

 «Через море это в те времена возможно было переправиться, ибо еще существовал остров, лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами . Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые, и с него тогдашним путешественникам легко было перебраться на другие острова, а с островов - на весь противолежащий материк, который охватывал то море, что и впрямь заслуживает такое название (ведь море по эту сторону упомянутого пролива является всего лишь заливом с узким проходом в него, тогда как море по ту сторону пролива есть море в собственном смысле слова, равно как и окружающая его земля воистину и вполне справедливо может быть названа материком). На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении».

Одна из версий расположения Атлантиды

Казалось бы, Платон оставил нам весьма пространное и точное географическое описание. Но в действительности отрывок из «Тимея» даёт современному читателю очень мало  информации о настоящих размерах и местонахождении Атлантиды. Прежде всего, совершенно непонятно, что означает «превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые». Что конкретно подразумевалось под Ливией и Азией? Согласно  объяснению, которое традиционно даётся в популярной литературе,  Ливия — греческое название всей Африки, а под Азией подразумевается полуостров Малая Азия. Но ведь очевидно, что Платон не мог иметь ввиду весь Африканский континент, тем более, что как его соотечественники, так и поведавшие историю египтяне имели весьма смутное представление о его размерах. В исторических трудах античности зафиксирована одна-единственная успешная попытка обогнуть Африку, предпринятая в VII в. до н. э. финикийскими мореплавателями. История этой экспедиции пересказана Геродотом, но «отец истории» не приводит сколько-нибудь точных размеров континента, а лишь говорит, что путешествие сопровождалось длительными остановками и длилось два года. Повторных попыток пройти по тому же маршруту  не было. Логично предположить, что под Ливией в данном случае подразумевается какая-то часть Северной Африки, чьи границы очерчены достаточно чётко, но где конкретно они проходят, можно лишь гадать. Аналогично обстоят дела с Азией. Понятно, что речь идёт не об Азии в её современных границах. Что касается предположения, что речь идёт об полуострове Малая Азия, то оно совершенно произвольно. С таким же успехом, это может быть любой другой географический объёкт восточной части Средиземноморского региона.

Что касается, упомянутых в описании Геракловых столпов,  они тоже не слишком проясняют вопрос. Даже если действительно, как это принято считать, имеются в виду скалы Гибралтарского пролива, из текста довольно сложно понять, находился ли мифический остров, по ту или по эту сторону пролива, в Атлантическом океане или Средиземном море. Но дело в том, что Геракловы столбы Платона  — совсем не обязательно Гибралтар. Да,  это название закрепилось за проливом соединяющим Средиземное море с Атлантическим океаном, но так могли называться и другие географические объекты известные грекам. Для античности вообще характерны блуждающие названия. К примеру, наряду с проливом Босфор, соединяющим Средиземное и Черное моря существовал Босфор Киммерийский (современный Керченский пролив). Десяток городов, разбросанных по всему Средиземноморью, мог носить одно и тоже имя. Некоторые атлантологи  высказывали предположение, что Геракловыми столпами Платона мог оказаться  как раз один из Босфоров и помещали Атлантиду в Крыму.  Существовали и более экзотические варианты.

Наряду с географическими названиями в платоновских диалогах имеется и описание местоположения, но оно довольно запутанное, и, как может убедиться читатель, ни к одной из популярных версий не подходит идеально, а с некоторыми натяжками подходит слишком ко многим.  Так, если предположить, что Геракловы столпы — Гибралтарский пролив, то  «море по эту сторону упомянутого пролива», которое «является всего лишь заливом с узким проходом в него» - это  Средиземное море, а «море по ту сторону пролива» которое «есть море в собственном смысле слова» - Атлантический океан. В этом случае странно выглядит упоминание о материке, со всех сторон охватывающего это «море в собственном смысле слова», о котором, к тому же упоминают, как о чём-то само собой разумеющемся. Даже если допустить, что греки времён Солона или Платона имели какие-то сведения об Америке, врядли эти знания были широко распространены. Согласно традиционным античным представлениям Океан опоясывает землю со всех сторон.

Если отождествлять Геракловы столпы с Босфором или Дарданеллами, то «море в собственном смысле слова»  - это Чёрное море. Оно больше похоже на платоновское, тем, что со всех сторон окружено материком, но гораздо меньше Средиземного, и тогда непонятно, почему последнее называют заливом.  Впрочем, допущение, что кто-то из пересказывавших эту историю имел неправильное представления о размерах Понта Эвксинского менее фантастично, чем версия, о мосте из островов , пересекающем Атлантику.

Возможно также, что в текст закралась грамматическая ошибка, в следствие которой он был не вполне верно понят, и Чёрное море подразумевается под «заливом», а Средиземное — под «морем в собственном смысле слова».

Наконец, Геракловы столпы Платона можно поместить где-то на южной оконечности Апеннинского  либо Балканского полуострова. Если в древности между этими полуостровами и африканским побережьем существовало несколько островов, восточная часть Средиземного моря вполне могла восприниматься как отдельное море или залив. Такая картина в общих чертах соответствует нарисованной в «Тимее», но поиск подходящего места  можно и продолжить.

Из всего вышесказанного следует, что сколько-нибудь точной информации о местонахождении Атлантиды мы не имеем, а имеем лишь простор для предположений.

Так обстоит дело с местом действия, ни чуть не лучше мы осведомлены о его времени. Правда в диалогах указана дата гибели легендарной державы — 9 тыс. лет назад (с момента беседы Солона со жрецами Нейт), но тут же приводится деталь, этой дате противоречащая. Служитель богини рассказывает греческому мудрецу, о войне атлантов с афинянами:

«И вот вся эта сплоченная мощь была брошена на то, чтобы одним ударом ввергнуть в рабство и ваши и наши земли и все вообще страны по эту сторону пролива. Именно тогда, Солон, государство ваше явило всему миру блистательное доказательство своей доблести и силы: всех превосходя твердостью духа и опытностью в военном деле, оно сначала встало во главе эллинов, но из-за измены союзников оказалось предоставленным самому себе, в одиночестве встретилось с крайними опасностями и все же одолело завоевателей и воздвигло победные трофеи.

Тех, кто еще не был порабощен, оно спасло от угрозы рабства; всех же остальных, сколько ни обитало нас по эту сторону Геракловых столпов, оно великодушно сделало свободными».

 Согласно археологическим данным  город Афины возник никак не раньше II тыс. до н. э., попытки соорудить первые ирригационные сооружения в долине Нила относятся к V тыс. до н. э. Приходится признать, что либо описанная греческим философом война -  вымысел, либо дата названа неверно. Разумеется, есть и другой путь, по которому чаще всего идут не слишком взыскательные любители всего таинственного: считать дату, указанную Платоном бесспорной истинной, и объявить что поколения археологов ошибались, оценивая возраст  древних цивилизаций.

Никто не спорит, что наши знания по древней истории весьма фрагментарны, известен ряд случаев, когда новые археологические открытия буквально переворачивали с ног на голову устоявшиеся научные представления. Но одна единственная дата в одном единственном произведении едва ли может перевесить результаты многочисленных научных исследований, которые утверждают, что 11 тыс. лет назад на Земле ещё не было государств и человек только-только начал осваивать земледелие и скотоводство, предки Солона ещё не пришли на Балканский полуостров, а долина Нила была малопригодна для жизни человека. Проще предположить, что дата ошибочна. Это более чем вероятно, если вспомнить, каким образом дошла до нас легенда об Атлантиде.  В диалогах Платона — это рассказ персонажа, передающего историю, которую он слышал десятилетним мальчиком от своего деда.  Дед излагает семейное предание, в основу которого положен рассказ Солона двухсотлетней давности. Солон передаёт то, что слышал от жреца богини Нейт, с которым он, не зная египетского языка, общался через переводчика. Жрец рассказывает предание глубокой древности, причём его первоисточник нам абсолютно неизвестен.  Очевидно, что при таком «испорченном телефоне» история не просто может содержать ошибки и неточности, она не может их не содержать, и лишь те её детали, что находят подтверждение в других источниках, достойны доверия.

 Тем не менее, подтверждения эти необходимо искать, потому что известны примеры, когда историкам пришлось  раскаяться в своём пренебрежении  к народным преданиям. Сомнительно, чтобы  история войны афинян и атлантов возникла на пустом месте. Врядли является чистым вымыслом и драматический рассказ о её окончании:

«Но позднее, когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные  сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину. После этого море в тех местах стало вплоть до сего дня несудоходным и недоступным по причине обмеления, вызванного огромным количеством ила, который оставил после себя осевший остров".

 Кстати, упоминание о сохранившейся до времён Солона   несудоходности моря - лишний аргумент в пользу того, что катастрофа произошла не столь уж давно, а также важная примета, для тех, кто захочет найти место, где погрузилась в пучину таинственная земля. Если две с половиной тысячи лет назад остатки затонувшего острова мешали проходить кораблям, то геологи и сегодня способны обнаружить его следы, так что геологические исследования морского дна всегда были важной составной частью атланталогии.

Продолжение следует: Исчезнувшая Атлантида и Сантаринская катастрофа (ч.2)

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится