История любви Эндрю и Бетси Уайетов в картинах
1,020
просмотров
Они были одной из самых влиятельных пар в истории американского искусства XX века. Их брак продлился семь десятков лет и может считаться образцом супружеской жизни. Однако в отношениях Эндрю и Бетси Уайетов были моменты, которые так и остались загадкой для современников.

Дочь Маги

«…Это моя жена Бетси. Я долго работал над [этой картиной] и знал, что это не то. Тогда я входил в попечительский совет Смитсоновского института — очень престижно. Но Бетси это не понравилось, она говорила, что из-за всех этих советов страдает моя работа. Однажды утром я уехал в Вашингтон, и Бетси разозлилась, просто пришла в ярость. Я всё время думал о том, как румянец высоко поднимается по её щекам. Я понял, что уловил её. Цвет этих щёк под угольно-чёрными волосами и эта шляпа придают портрету остроту реальности […] Это больше, чем просто изображение красивой женщины. Кровь закипает».

Дочь Маги Эндрю Уайет 1966

Так художник Эндрю Уайет писал о портрете «Дочь Маги», созданном 1966 году. Он изобразил свою любимую жену в три четверти, стоящей прямо. Она держится с достоинством и отводит взгляд от зрителя. На её голове старинная шляпа для верховой езды с завязками, свободно свисающими по сторонам лица — они практически служат рамой для картины. Она одета в коричневое платье со стоячим воротником, которое почти сливается с чуть более светлым фоном. На её щеках играет слабый румянец, а на губах — едва уловимая улыбка. Её прекрасные глаза подчёркнуты невидимым источником света слева.

Бетси Уайет в течение семи десятков лет была соратником, бизнес-менеджером и музой своего мужа Эндрю, а также главным архивистом его работ. Она познакомила супруга с героиней его самой знаменитой картины «Мир Кристины» (1948), позировала для фигуры, ползущей по полю к дому, и дала работе её название. Вряд ли Эндрю Уайет достиг бы своего положения, известности и славы, если бы однажды не встретил Бетси Мерл Джеймс, чьей матерью была Элизабет «Мага» Джеймс (вот почему портрет называется «Дочь Маги»).

Эндрю и Бетси Уайеты в Чаддс Форд, ок. 1940 года
Эндрю и Бетси Уайеты в 1960-х
Бетси Уайет в конце 1950-х
Эндрю и Бетси Уайеты в 1982 году
Эндрю и Бетси Уайеты на пресс-конференции в 1983 году
Бетси Уайет (слева) подписывает свою книгу «Уайеты» в 1982 году
Члены семьи Уайетов в 1969 году. Бетси и Эндрю Уайеты - крайние слева

Сын Ньюэлла

Эндрю Уайет родился в 1917 году в городе Чеддс-Форд, штат Пенсильвания. Его отцом был Ньюэлл Конверс (Н. К.) Уайет — один из величайших иллюстраторов Америки. Эндрю был самым младшим ребёнком в семье, и три его сестры и брат также блистали талантами. Самую старшую, Генриетту, часто называют одной из самых значительных художниц XX века. Вторая дочь, Кэролайн, также пошла по стопам отца, а младшая Энн стала одарённым музыкантом. Натаниэль, старший брат Эндрю, был инженером-механиком и изобретателем.

Будучи иллюстратором, Ньюэлл Конверс Уайет прилично зарабатывал, и семья жила в достатке. Эндрю не отличался крепким здоровьем — одна болезнь сменяла другую — и ему приходилось много времени проводить дома, брать у отца уроки рисования. Между ними была заметная разница: Уайет-старший был крупным человеком и обладал безграничным запасом энергии, чем резко контрастировал со своим слабым и хрупким сыном. Позже Эндрю Уайет вспоминал своё детство: «Па держал меня почти в тюрьме. Просто привязал к себе в своём мире и никого туда не пускал. Меня практически заставили сидеть в Шервудском лесу с Девой Мэриан и разбойниками [Робина Гуда]…»

Автопортрет с палитрой Ньюэлл Конверс Уайет 1909

Н. К. Уайет прославился, сделав рисунки к знаменитому «Острову сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона — ещё до того, как Эндрю стал подростком. За этим последовали другие известные романы, такие как «Последний из могикан» Джеймса Фенимора Купера и «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. Под руководством родителя Эндрю освоил акварель, вдохновился сельскими пейзажами и впитал художественные традиции семьи Уайет. Вскоре юноша увлёкся историей искусства и полюбил не только работы мастеров Возрождения, но и американских художников, таких как Уинслоу Хомер.

В 1937 году в возрасте 20-ти лет Эндрю удостоился своей первой персональной выставки акварелей в Macbeth Gallery в Нью-Йорке. Она имела оглушительный успех, и все представленные работы были проданы. Теперь Уайет-младший сам был уверен, что карьера художника — это то, о чём он мечтал. Впрочем, ранний триумф не успокоил его, как многих талантливых людей. Молодой человек был чрезвычайно самокритичен и ко многим работам относился с раздражением, считая их слишком поверхностными.

Мёртвая чайка Эндрю Уайет 1938
Остров Литтл Колдуэлл Эндрю Уайет 1940
Посмертная маска Авраама Линкольна Эндрю Уайет 1934
Чарли Эрвин Эндрю Уайет 1937
Мост в Мартинсвилл Эндрю Уайет 1939
Долина Брендивайн Эндрю Уайет 1940
Транспорт для лобстеров Эндрю Уайет 1937
Ферма зимой Эндрю Уайет XX век

Когда Эндрю встретил Бетси

Эндрю Уайет познакомился с 17-летней Бетси Мерл Джеймс 12 июля 1939 года, в день, когда ему исполнилось 22 года. Девушка была младшей из трёх дочерей художника Мерла Джеймса, который работал в газете «Буффало Курьер-Экспресс». В 1930-х годах семья выезжала на лето к друзьям на Бёрд-Пойнт, мыс в штате Мэн. Там их соседями были фермер Альваро Ольсон, который выращивал чернику, и его отчасти парализованная сестра Кристина, в детстве пострадавшая от полиомиелита. Бетси дружила с Кристиной, и в первую же встречу с Эндрю отвезла юношу к ней.

Мир Кристины Эндрю Уайет 1948

Как ни странно, тогда на Эндрю Уайета наибольшее впечатление произвела не Кристина, а её жилище — побитый ветрами трёхэтажный дом из обшивочных досок с крутыми крышами, стоящий на прибрежном мысе. Однако позже Кристина и Эндрю подружились, и на протяжении последующих 30-ти лет её дом и она сама стали героями многих его картин, включая три прекрасных портрета — «Кристина Ольсон» (1947), «Мисс Ольсон» (1952) и «Анна-Кристина» (1967). Женщина даже позволила ему превратить одну из комнат в их фермерском доме в студию.

Хотя Бетси не была художником, Эндрю постоянно спрашивал её мнение о своих работах. На одном из первых свиданий он пригласил её в мастерскую и показал свои акварели. Бетси указала лежавшую на полу работу темперой, выполненную в 1936 году и позже названную «Молодой швед», и сказала, что хотела бы видеть больше таких картин. И Уайет стал мастером этой техники. «Если бы она не подтолкнула его к работе темперой, он бы никогда не стал таким художником, каким был», — сказала внучка Уайетов Виктория.

Кристина Ольсон Эндрю Уайет 1947
Анна-Кристина Эндрю Уайет 1967
Молодой швед Эндрю Уайет 1938
Дом Ольсонов Эндрю Уайет 1954
Спальня Кристины Эндрю Уайет 1947
Чайник Кристины Эндрю Уайет 1968
Альваро и Кристина Эндрю Уайет 1968
Конец Ольсонов Эндрю Уайет 1969

Через год после первой встречи Эндрю и Бетси поженились и поселились в старой сельской школе, стоящей на земле Уайетов. У Бетси был сильный характер, и она оказала на мужа почти такое же влияние, как его отец. В первые дни брака она посчитала, что ей нужно бороться с Ньюэллом Конверсом за внимание супруга. Впоследствии Бетси рассказала Ричарду Мериману, биографу Эндрю Уайета, о своей битве с тестем: «Я участвовала в заговоре с целью свергнуть короля-узурпатора с трона. И я это сделала. Я посадила на трон Эндрю…"

После гибели свёкра Бетси составила и отредактировала книгу «Уайеты. Письма Н. К. Уайета, 1901−1945 годы», которая побудила искусствоведов к переоценке его карьеры.

По течению Эндрю Уайет 1982

В 1943 году у Эндрю и Бетси родился первый ребёнок, Николас. Второй сын, Джейми, появился на свет три года спустя и со временем сам стал известным художником. Через 18 лет после женитьбы супруги купили старую мельницу XVIII века на берегу реки Брендивайн в Пенсильвании. Бетси, обладавшая острым умом и талантом к дизайну, принялась восстанавливать её, превратив в дом и студию. Её постоянно тянуло к побережью штата Мэн, где они с Эндрю провели часть своего детства, и за десятилетия они купили три острова — Южный, Аллен и Беннер. Для Бетси они стали чистым холстом, где она смогла реализовать свой творческий потенциал и страсть к сохранению исторической архитектуры Новой Англии. Её тщательно подобранные интерьеры изображены на многих картинах и акварелях Эндрю Уайета.

Николас Эндрю Уайет 1955
Вдали от дома Эндрю Уайет 1952
Её комната Эндрю Уайет 1963
Полуденная любовь Эндрю Уайет 1992
Наветренная сторона Эндрю Уайет 1965
Время ведьм Эндрю Уайет 1977
Сборщик ежевики Эндрю Уайет 1943
Охотник Эндрю Уайет 1943
Весенний выпас Эндрю Уайет 1967
Портрет Генри Тила Эндрю Уайет 1945
Несущиеся по воздуху Эндрю Уайет 1996
Воскресший (Автопортрет) Эндрю Уайет 1949
Автопортрет Эндрю Уайет 1945
Портрет отца, художника Эндрю Уайета Джейми Уайет 1969
Портрет Джейми Уайета Энди Уорхол

Тайна Хельги

Трудно сказать, чем руководствовался Эндрю Уайет, выбирая натурщиков для своих картин. Искусствовед Ванда Корн называет его «метафорическим реалистом», подразумевая, что он предпочитал людей, напоминавших ему некие аспекты жизни или фрагменты истории, которыми интересовался. Сам Уайет говорил: «Разница между мной и многими художниками заключается в том, что я должен лично контактировать с моими моделями… Я должен влюбиться. Поразиться. Это случилось, когда я увидел Хельгу».

Любовники Эндрю Уайет 1981

Художник познакомился с Хельгой Тесторф, когда она работала медсестрой у Карла Кёрнера, соседа, которого Уайет писал десятилетиями. Он предложил ей позировать ему в 1971 году, и за следующие 14 лет написал 45 картин и сделал 200 рисунков, на которых она предстала как одетой, так и обнажённой. Сеансы были тайной даже для их супругов, как и работы художника. Эндрю Уайет говорил, что Хельга привлекла его «всеми своими немецкими качествами, решительной походкой, полуприлегающим пальто и заплетёнными светлыми волосами».

В августе 1986 года существование работ было обнародовано, и в арт-мире разразилась настоящая буря. Бетси утверждала, что узнала о них за год до этого от мужа, который раскрыл секрет, когда боялся умереть от гриппа. И когда журналисты поинтересовались, что это за картины, миссис Уайет сделала серьёзную паузу, а затем произнесла волшебное слово «любовь».

Косы (из серии "Хельга") Эндрю Уайет 1979

«Чего она ждала? Чтоб я всю жизнь писал старые лодки?! — говорил Уайет. — Нет, я знаю, я — змея в овсе… Я — мастер уверток…»

Сразу два ведущих американских издания — Time и Newsweek — решили поместить историю Эндрю Уайета и Хельги Тесторф на свои обложки. Такой чести не удостаивался ещё ни один художник, включая Пикассо. Но репортёров, которых отправили готовить статьи, ждало разочарование. Они потратили немало усилий на поиски Хельги, но когда нашли, новоявленная «американская Мона Лиза» отказалась давать интервью. «Я пруссачка, я не говорю о секретах!», — заявила она и скрылась за спинами разъярённого мужа, враждебно настроенных детей (их у четы Тесторф было четверо) и парочки доберманов.

Обложка журнала Time, посвящённая истории Энди Уайета и Хельги Тесторф

Никто не нашёл никаких свидетельств о том, что между Уайетом и Хельгой когда-либо был роман. Если картины и были о Любви, как туманно намекнула Бетси, то любовь эта была слишком обобщённой. Мало того, позже подтвердилось подозрение, что жена художника знала о портретах Хельги и даже владела несколькими. Будучи администратором Эндрю, она вряд ли могла упустить из виду четверть тысячи работ на протяжении трети совместной жизни. После того, как буря улеглась, новый владелец картин с Хельгой подарил Бетси часть из них. Именно жена Уайета дала название «Любовники» той, которая сейчас считается самой известной в серии.

Ночная тень Эндрю Уайет 1979
Бабье лето Эндрю Уайет 1970
Переполнение Эндрю Уайет 1978
Убежище Эндрю Уайет 1964
Чёрный бархат Эндрю Уайет 1972
Дневные грезы (из серии "Хельга") Эндрю Уайет 1980
Барак (из серии "Хельга") Эндрю Уайет 1976
Прусачка (из серии "Хельга") Эндрю Уайет 1974
Дублёнка (из серии "Хельга") Эндрю Уайет 1973
В саду (Хельга в саду) Эндрю Уайет 1970

Хельга до самой смерти Уайета оставалась с ним, служа медсестрой, массажисткой и помощницей. В 2007 году художника спросили, будет ли она приглашена на празднование его 90-летия. Он ответил: «Да, конечно. Теперь она часть семьи. Я знаю, это шокирует всех вокруг, и мне это нравится».

По завещанию Хельга унаследовала фермерский дом в штате Мэн, который принадлежал Ньюэллу Конверсу, и до сих пор выращивает там чернику и делает варенье.

Её муж умер в 2015 году, а саму женщину часто можно встретить в «фирменных» нарядах её любимых белого и золотого цветов на открытии выставок в Музее искусств Брэндивайн-Ривер.

Виктория Уайет, внучка художника, и Хельга Тесторф на открытии выставки 2017

Режиссёр и её актёр

В 1966 году Эндрю Уайет сказал своему биографу Ричарду Мериману: «Бетси гальванизировала меня тогда, когда я нуждался в этом. Она превратила меня в художника, которым я бы не стал в противном случае… она заставила меня более ясно видеть, чего я хотел».

Бетси была и самым преданным куратором Эндрю, организовывая его выставки и проводя бесконечные дни за составлением каталога его работ. Однажды она сказала тому же Ричарду Мериману: «Я словно режиссёр, и у меня величайший актёр в мире».

Опушка леса Эндрю Уайет 1954
Жареные каштаны Эндрю Уайет 1956
Далёкий гром Эндрю Уайет 1961
Троицын день Эндрю Уайет 1989
Индюшиный пруд Эндрю Уайет 1944
Зима 1946-го Эндрю Уайет 1946
Лунное безумие Эндрю Уайет 1982
Автопортрет. Снежный холм Эндрю Уайет 1989
Доктор Син Эндрю Уайет 1981
Карл и Анна Кёрнеры Эндрю Уайет 1971
Флаг битвы Эндрю Уайет 1987
Морские сапоги Эндрю Уайет 1976
Истоптанные сорняки Эндрю Уайет 1951
Моя молодая подруга Эндрю Уайет 1970
Песчаная коса Эндрю Уайет 1953
Ветер с моря Эндрю Уайет 1947
Над проливом Эндрю Уайет 1960

После смерти Эндрю Уайета в 2009 году Бетси подарила его студию Музею искусств Брэндивайн-Ривер, который был организован и открыт при её участии. Сейчас она является национальным историческим памятником и открыта для публики в зависимости от сезона. Сама Бетси Джеймс Уайет тихо скончалась 21 апреля 2020 года на 99-м году жизни. Она похоронена рядом с мужем в усадьбе Ольсонов.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится