История военных комиксов на Западе: от карикатур Первой мировой войны до графических романов современности
0
0
0
488
просмотров
На постсоветском пространстве многие до сих пор воспринимают комиксы исключительно как детскую литературу, а интерес к ним взрослых нередко считается дурным вкусом. Подобные мнения устарели, ведь комиксы уже давно эволюционировали во вполне серьёзный и заслуживающий уважения жанр современного искусства, который затрагивает самые сложные вопросы, в том числе проблемы войны и мира. Как возникли и развивались военные комиксы Европы и США?

В ХХ веке комиксы совершили впечатляющую эволюцию от низкого жанра массовой культуры, рассчитанного на детей и малообразованную публику, до полноценных произведений искусства. Менялись как стиль и тематика рисованных историй, так и отношение к ним общества. По объективным причинам эти процессы не затронули СССР, и аудитория постсоветского пространства оказалась в положении догоняющих. Кое-что из упущенного удалось наверстать, но жители бывших советских республик во многом ещё остаются в плену стереотипов, воспринимая комиксы как несерьёзное развлекательное чтиво.

Эта статья даёт краткий обзор развития комиксов военно-исторической тематики в Европе и США с начала ХХ века до наших дней. Из-за огромных объёмов темы её невозможно исчерпывающе раскрыть в одном материале — для этого нужны целые исследования. Поэтому мы опишем лишь некоторые ключевые явления, произведения и персоналии. Попробуем разобраться, каким образом комикс на военную тематику превратился из орудия прямолинейной пропаганды в произведение искусства.

Военная манга — целый мир огромных размеров, требующий отдельного рассказа. Страница из манга «Зипанг» Кайдзи Кавагути

Горничные, супергерои и фронтовики

В годы Первой мировой войны возможности печатных СМИ использовались в полной степени всеми развитыми государствами. Грандиозный конфликт сразу же потребовал активного использования пропаганды и мобилизации масс. Правительства всех воюющих стран стремились объяснить, что именно они сражаются за правое дело, отчаянно боролись за симпатии со стороны общественного мнения как своих граждан, так и нейтралов. Это вызвало бешеный спрос на доступные и доходчивые пропагандистские материалы, охватывающие все категории граждан от мала до велика. Одним из средств работы с публикой стал молодой и стремительно развивавшийся жанр комикса.

Фактически военный комикс родился именно в годы «Великой войны». Юмористические и пропагандистские иллюстрации с подписями использовались повсеместно — из них нам лучше всего знакомы российские лубки. К созданию полноценных историй в картинках ближе всего подошли французы. Например, художник Жозеф Пиншон, ещё до войны начавший рисовать иллюстрированные рассказы об обаятельной горничной Бекассин, «мобилизовал» свою героиню. В 1916-1918 годах он с успехом издавал большой комикс-сериал «Бекассин на войне». Известны и другие французские комиксы военных лет, рассчитанные как на взрослых, так и на детей.

Один из серии комиксов «Бекассин на войне», в которых патриотка-горничная помогает французским солдатам

Развитие индустрии комиксов в современном понимании продолжилось в межвоенный период, и центром её стали США. Не будем углубляться в тему американской супергероики, скажем лишь, что к 1939 году она уже стояла на прочной коммерческой основе и стала настоящим культурным феноменом. Вторая мировая война пришлась на «Золотой век» американских комиксов, когда издатели и авторы были невероятно активны, а их творения пользовались огромной популярностью. Как и в годы Первой мировой, с началом войны срочно и в больших количествах потребовалась яркая доступная пропаганда для широких слоёв населения — рассказы в картинках идеально соответствовали этой роли. Авторитетный британский исследователь военных комиксов Майк Конрой не без иронии отмечает:

«Вторая мировая война стала золотой жилой для издателей комиксов. Комиксы с супергероями удовлетворяли желания каждого солдата и печатались для ДжиАй миллионами. Почти каждый издатель последовал примеру Капитана Америки, нарядил своего персонажа в красные, белые и синие цвета флага США и заставил его выполнять патриотический долг».

Об изначальной сути комиксов про Капитана Америку лучше всего говорит обложка первого же номера. Что примечательно, он вышел ещё до вступления США в войну (март 1941 года)

Помимо упомянутого Капитана Америки (патриотического персонажа, специально придуманного ещё до вступления США в войну), были «мобилизованы» все супергерои — от известных и ныне, вроде Супермена и Бэтмена, до полностью забытых. Однако популярностью в военные годы пользовалась не только имевшая самое отдалённое отношение к реальности супергеройская фантастика, но и военные комиксы, основанные на реальных событиях. Журналы подобной тематики выходили как по инициативе издательств, так и по государственному заказу — например, серия «Военные комиксы победы» (War Victory Comics) возникла в 1942 году под эгидой Министерства финансов США и рекламировала продажу военных облигаций.

Самым известным из «реалистических» комикс-сериалов военного времени стал выпускавшийся в 1941-1950 годах журнал «Правдивые комиксы» (True Comics), рассказывавший о «настоящих героях» и их подвигах на войне. Справедливости ради, подача материала оставалась прямолинейной пропагандой, даже если сюжеты и были привязаны к действительности. Некоторые из выходивших в журнале комиксов были посвящены союзникам США — так, в осеннем выпуске 1945 года вышла рисованная история под названием «Воздушный ястреб. Полковник Александр Покрышкин — русский ас из асов».

Обложка журнала True Comics (осень 1945 года), в котором вышел комикс про Александра Покрышкина
Страница из комикса «Воздушный ястреб»

Как из чтива для мальчишек выросли военные драмы

После 1945 года военно-приключенческие комиксы оказались одним из магистральных направлений американской массовой литературы. Интерес к ним подогревала начавшаяся Холодная война, в которой бывшие союзники стали вероятными противниками, а затем и «горячая война» на Корейском полуострове. В 50-е годы американский рынок печати буквально заполонили однотипные журналы и сборники различных издательств, рассказывавшие о доблести американских солдат, моряков и лётчиков. О содержании подобного чтива говорят уже одни названия изданий: «Сражающаяся армия», «Сражающиеся морпехи», «Наша армия на войне», «Наши сражающиеся силы», «Усыпанные звёздами военные истории» (Fightin' Army, Fightin' Marines, Our Army at War, Our Fighting Forces, Star Spangled War Stories) и так далее. Некоторые из комиксов посвящались не только современности, но и более отдалённым событиям — войне США за независимость, покорению Дикого Запада, Гражданской войне между Севером и Югом.

Военные комиксы позиционировались, прежде всего, как развлекательное чтиво для мальчиков. Реализм абсолютного большинства опусов, печатавшихся в подобных журналах, был весьма относителен и заключался, главным образом, в том, что героями выступали «обычные» американские военные, а не только супергерои. Сюжеты же были наполнены увлекательными лихими приключениями (как правило, выдуманными), преисполненными жестокости, незамысловатого ура-патриотизма и шокирующего по нынешним временам расизма. Выступавшие главными противниками японцы, корейцы, китайцы, а позднее и вьетнамцы, изображались не иначе как желтокожими уродами, заслуживающими лишь позорной смерти. Отношение общества к подобной литературе, её стилю и содержанию начало постепенно меняться только в годы Вьетнамской войны на фоне возникновения индустрии альтернативных независимых комиксов.

Бравые янки истребляют «коммуняцких крыс». Обложка одного из бесчисленного множества жестоких шовинистических военных комиксов (журнал War Battle, июль 1952 года)
Подобный взгляд на Вьетнамскую войну (журнал Super Green Beret, апрель 1967 года)

Большинство из классических журналов и серий военных комиксов дотянули до 80-х годов, когда они массово закрылись. Символом новой эпохи стало появление совсем других комикс-сериалов, рассчитанных на взрослую аудиторию и соответствующих вкусам новых поколений. В 1987 году издательство Marvel запустило серию «Нам» (The `Nam — имеется в виду Вьетнам), над которой работали ветеран Вьетнамской войны сценарист Даг Мюррей и художник Майкл Голден. Комикс с успехом публиковался до 1993 года, предложив серьёзный и по-настоящему реалистичный взгляд на войну и участие в ней американских солдат. Похожий по концепции и стилистике проект «Вьетнамский журнал» (Vietnam Journal) другого ветерана, художника и сценариста Дона Ломакса печатался независимым издательством Apple Comics в 1987-1991 годах и также приобрёл буквально культовый статус.

«Нам» предложил совершенно другой взгляд на войну, став началом новой эпохи в военных комиксах (№5, апрель 1987 года)
Солдат на войне наконец-то был показан живым человеком с его чувствами и переживаниями (№20, июль 1988 года)
Противник больше не выглядел карикатурным ничтожеством (№22, сентябрь 1988 года)

Интересным явлением стоит назвать британские военные комиксы, появившиеся в 50-е годы и достигшие расцвета в два последующих десятилетия. Великобританию, как и США, захлестнула волна популярности «военных комиксов для мальчиков», различные издательства начали массовый выпуск журналов и сборников соответствующей тематики. Самыми известными оказались такие издания как «Коммандо» (Commando), «Победитель» (The Victor), «Варлорд» (Warlord), «Еженедельник боевых картинок» (Battle Picture Weekly). При концептуальной схожести с американскими «собратьями» эти журналы имели свои оригинальные особенности, позволяющие говорить о британской школе военного комикса.

«Военные комиксы для мальчиков» (популярные также в Канаде, Австралии и Новой Зеландии) концентрировались на показе, главным образом, Второй мировой и реже Первой мировой войн. В некоторых выпусках можно было найти другие сюжеты британской истории — Средневековье, похождения пиратов, Наполеоновские войны, Фолклендская война. От американских аналогов эти произведения изначально отличались гораздо более серьёзным тоном и стремлением к относительному правдоподобию показанных событий. Многие из комиксов основывались на реальных событиях, подвигах военных Британской империи, но даже выдуманные сюжеты воздерживались от откровенной фантастики и супергеройства. Мотивы шовинизма и расизма не принимали столь гротескных форм, как у американских авторов. Наконец, в британских военных комиксах массово использовалась чёрно-белая графика.

Относительный реализм британских военных комиксов можно назвать секретом их долголетия. Антология «Анзаки на войне» журнала Commando (2007 год)

Подобно американским аналогам, классические «военные комиксы для мальчиков» в 80-е годы погрузились в кризис жанра, погубивший большинство изданий. Исключением стал журнал Commando, благополучно печатающийся с 1961 года до наших дней. Как и в США, кризисные явления сопровождались рождением новых по стилю и атмосфере произведений, наметивших дальнейшие перспективы развития. Для британской школы комиксов знаковым явлением стал эпический комикс «Война Чарли» (Charley`s War) сценариста Пэта Миллса и художника Джо Колкхуна, печатавшийся в журнале Battle Action (бывший Battle Picture Weekly) с 1979 по 1986 год. Повествование о судьбе молодого британского солдата в годы Первой мировой войны и сейчас впечатляет размахом и откровенностью в показе мрачных реалий Западного фронта.

«Война Чарли» заслужила славу «лучшего британского военного комикса» (обложка современного издания 2018 года)

Современные стандарты изображения войн в комиксах затронули и супергероику. Эти процессы хорошо видны на примере героя Marvel полковника Ника Фьюри. Он появился на свет в 60-е годы как фронтовик Второй мировой, бравый командир отряда элитных рейнджеров армии США. Постепенно полковник стал более серьёзным и неоднозначным персонажем, а современный взгляд на его личность зафиксирован в комикс-сериале «Фьюри: Моя война прошла давно» 2012 года (Fury: My War Gone By) сценариста Гарта Энниса и художника Горана Парлова. Там весьма реалистично и серьёзно показано участие Фьюри в различных вооружённых конфликтах Холодной войны (Вьетнам, Куба, Никарагуа). Старому солдату приходится выполнять самую грязную и неблагодарную работу, которая не только разрушает патриотические иллюзии, но и травмирует его психику.

Пятьдесят лет эволюции Ника Фьюри. От сержанта, лихо сражающегося за правое дело…
…до полковника, ветерана грязных войн, разочаровавшегося в своей

Слово берут независимые авторы

Развитие военных комиксов кардинально повысило требования к их серьёзности, историческому правдоподобию и художественной ценности. Взгляд на жанр как на непритязательное развлекательное чтиво отошёл в прошлое уже к 80-м годам. Изменилась роль художников и сценаристов. Если ранее это были своего рода ремесленники, создававшие приключенческие истории, не воспринимаемые читающей публикой всерьёз, то к концу ХХ века авторы комиксов наконец-то вышли из тени. Их творчество начало рассматриваться как полноценное творческое высказывание, имеющее самостоятельную ценность.

Всё это привело к тому, что одним из самых востребованных форматов военно-исторического комикса стал авторский графический роман как цельное и законченное художественное произведение, обладающее уникальными сюжетом и рисунком. Первым подобным произведением на Западе был прославленный «Маус» (Maus) американца Арта Шпигельмана. Первый короткий комикс о своём отце, пережившем Холокост польском еврее, Шпигельман издал в 1972 году. В 1980 году он начал печатать в независимом журнале Raw полноценный графический роман эпического размаха, полное издание которого затянулось до 1991 года.

Самая заметная деталь графического стиля «Мауса» — это, конечно же, изображение героев в виде антропоморфных животных

На момент появления «Маус» был уникальным в своём роде произведением, полностью изменившим представления западной публики об историческом комиксе и его возможностях. Графический роман пробудил горячий интерес у читателей, вызвал оживлённую дискуссию среди интеллектуалов, удостоился благосклонных отзывов ведущих критиков и авторитетных СМИ. В 1992 году «Маус» получил Пулитцеровскую премию по литературе (особое упоминание), что стало знаменательным событием — впервые рисованная история удостоилась столь высокой награды. Триумф Шпигельмана символически означал выход комиксов из гетто «низкого стиля», что имело важнейшие последствия.

В 90-е годы жанр авторского графического романа, в том числе на военно-историческую тематику, быстро и прочно прописался в большой литературе — в первую очередь, на английском и французском языках. Приведём лишь несколько примеров, ставших современной классикой. В 1993 году француз Жак Тарди издал книгу «Это была окопная война» (C'était la guerre des tranchées), основанную на воспоминаниях деда автора о Первой мировой войне. Арт Шпигельман восторженно отозвался о мрачном и зловещем произведении: «Это Ад, а не книга». Британские сценарист Робби Моррисон и художник Чарли Эдлард в 1998 году выпустили другой потрясающий графический роман о Первой мировой — «Белая смерть» (White Death), также с впечатляющей силой передающий мучения фронтовиков.

Кошмары Первой мировой в графике Жака Тарди (фрагмент из книги «Это была окопная война»)
Мрачная, гнетущая и безумная атмосфера «Белой смерти»

Американский журналист и художник Джо Сакко выступил в роли основателя жанра своеобразной рисованной журналистики. В 1993-1995 годах он печатал уникальный графический роман «Палестина» (Palestine) — документальный рассказ об арабо-израильском конфликте, основанный на материале, собранном во время визитов на Западный берег реки Иордан и в Сектор Газа. Рассказ о военно-политических конфликтах современности Сакко продолжил графическим романом «Горажде — безопасная зона» (Safe Area Goražde, 2000). Темой книги стала гражданская война в Югославии, в её основу вновь легли личные впечатления автора от пребывания в Боснии.

Жестокая откровенность в сочетании с экспрессивной графикой — характерная черта творчества Джо Сакко (фрагмент из книги «Горажде — безопасная зона»)

Среди множества примеров удачных авторских комиксов современности стоит упомянуть получивший всемирную известность рассказ женщины о революции и войне — графический роман «Персеполис» (Persepolis, 2000-2004) француженки иранского происхождения Маржан Сатрапи. Глазами девочки, девушки-подростка, а затем и молодой женщины показаны падение шахского режима в Иране, Исламская революция и последовавшая за ней Ирано-иракская война. Книга несёт в себе определённую идейную нагрузку и выражает субъективное мнение автора о пережитом (что совершенно естественно для мемуаров), но обладает бесспорными художественными достоинствами и оригинальным стилем. Кроме того, в 2007 году «Персеполис» получил удачную и близкую к оригиналу анимационную экранизацию, удостоенную ряда престижных наград, включая приз жюри Каннского кинофестиваля.

Официальный трейлер анимационного фильма «Персеполис»

Если говорить о военных комиксах на постсоветском пространстве, то они проникают в культуру буквально на наших глазах. На русский язык переведён ряд произведений, имеющих общепризнанную репутацию современной классики («Маус», «Палестина», «Персеполис» и другие), но многие книги всё ещё ждут перевода. Предпринимаются попытки создания оригинальных произведений, хотя они всё ещё находятся на уровне экспериментов. Несомненно, в этом вопросе есть к чему стремиться и на что равняться, поэтому нельзя не приветствовать стремление познакомить публику с заслуживающим внимания зарубежным творчеством или попытки создать собственный качественный контент.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится