В 1453 году турецкий султан Мехмед II захватил Константинополь. После этого крестоносное движение в Европе обрело новый стимул. На протяжении следующей половины столетия папы и монархи не раз провозглашали благую цель освобождения земель бывшей Византии от мусульманского владычества. Как правило, эти призывы оставались не более чем риторическими оборотами, но иногда дело доходило и до организационных мероприятий. Например, папа римский Пий II от всей души желал отправить рыцарей против османского султана и даже выражал готовность сопровождать их в походе. Посмотрим, почему же затея понтифика так и не воплотилась в жизнь.
Военные успехи Мехмеда II
Взятие византийской столицы было не вершиной, а лишь началом длинной череды воинских успехов Мехмеда II. На протяжении почти 30 лет султан продолжал давление на христианский мир, раз за разом подчиняя своей власти новые провинции и города. Фокус сопротивления туркам сместился в Центральную и Восточную Европу. Например, организованный за десять лет до падения Константинополя Варненский крестовый поход возглавляли правители Венгрии и Польши. Всё бо́льшую озабоченность турецкими успехами выказывали правившие в австрийских землях императоры.
В Западной Европе ближайшей целью турок могла стать Италия, для соприкосновения с которой им нужно было завершить подчинение Балкан. Постепенно эта цель становилась реальностью. В 1458–1459 годах османы покорили Сербию, в 1463 году — Боснию. Как реакция на неповиновение морейского деспота Фомы Палеолога в 1458–1460 годах был завоёван полуостров Пелопоннес, а несколько лет спустя покорились албанские земли.
Серьёзной попыткой остановить турецкое продвижение стала оборона Белграда в 1456 году, идейным вдохновителем которой был францисканец Джованни Капистрано. Не касаясь этой интересной военной кампании, отметим, что её успех повлиял на рост оптимистичных настроений в папской курии и пробудил надежды на возвращение завоёванных турками земель.
Мантуанский конгресс
Избранный в августе 1458 года папой римским Пий II немедленно приступил к реализации витавшей в воздухе идеи крестового похода против Османов. Прежде всего понтифик анонсировал общеевропейский конгресс, созыв которого он запланировал на 1 июня 1459 года в Мантуе. Было объявлено, что европейские государи и их представители соберутся, чтобы договориться о плане совместных боевых действий против турок.
К сожалению Пия, европейские монархи не так уж сильно вдохновились идеей нового крестового похода (sancta expeditio contra Turcum). Некоторые делегации пришлось ждать ещё четыре месяца спустя намеченной даты начала конгресса. В открывшей общую сессию 3-часовой речи Пий II обратил внимание на угрозу со стороны турок-мусульман и призвал христиан подчинить свою волю защите веры. Понтифик пообещал лично сопровождать крестоносцев на полях сражений. Правитель Римини Сиджизмондо Малатеста, порочный и блистательный кондотьер, пояснил присутствующим, что основные тяготы войны лягут на итальянцев, тогда как от жителей других стран ожидается прежде всего денежный вклад. Между тем понтифик большие надежды возлагал на императора Фридриха III и французского короля Людовика XI. Задача обеспечить участие в крестовом походе немцев и французов легла на папских легатов.
Практическая работа по любой военной операции должна была начаться с решения финансовых вопросов. Немедленно после завершения работы в Мантуе в январе 1460 года Пий II издал буллу Execrabilis, а затем ряд других документов, предусматривавших сбор на нужды похода 1/13 от дохода мирян и 1/10 от дохода клириков. В целом папа рассчитывал на армию численностью в 80 000 солдат. От Германии легат Виссарион Никейский ожидал 42 000 вооружённых человек. Тем, кто отправится в поход на восьмимесячный срок, а также тем, кто окажет помощь, даровалась 3-летняя индульгенция.
Насколько Пий II был очарован идеей крестового похода, демонстрирует его секретное письмо венецианскому дожу в 1461 году и выступление перед рабочей группой из нескольких кардиналов в марте 1462 года. Пий II объяснил шести «князьям церкви», что надеется на непосредственное участие в предприятии герцога Бургундского Филиппа Доброго. Осенью следующего года понтифик публично озвучил проект похода.
Морейское восстание
Большие надежды в реализации своего замысла Пий II возлагал на морейского деспота Фому Палеолога. Отказав султану в выплате дани и напав на брата-соперника Деметрия, который признавал верховенство Османа, Фома «вызвал огонь на себя». Султан Мехмед II лично во главе армии отправился на Балканы, чтобы усмирить непокорного вассала. Терпя поражения и теряя города один за другим, Фома обратился за помощью к папе.
Одновременно с подготовкой к всеобщему крестовому походу Пий II призвал итальянцев оказать помощь братьям по другую сторону пролива Отранто. В своём письме восставшим грекам и албанцам Пий ободрял их, превознося деспота Фому. К сожалению, собранное понтификом войско насчитывало всего 300 солдат. Сто из них были наняты супругой миланского герцога, а оставшиеся содержались за счёт папы. К осени 1460 года эти силы под командованием Джанноне де Кремона и Дота де Сиена высадились на Пелопоннесе.
Приободрившийся Фома на какое-то время перешёл от обороны к наступлению. Его воины вместе с прибывшими итальянцами атаковали Патры, сумели захватить нижний город и приступили к осаде турецкого гарнизона цитадели. Однако вскоре между греками и итальянцами начались ссоры, соперничество и зависть. Пробыв на Пелопоннесе какое-то время, итальянские солдаты осознали, насколько многочисленны турки и сколь трудную задачу представляет собой война с ними. В конце концов Фома был вынужден отступить от стен Патрской крепости в Леондари.
Вскоре против войск брата выступил Деметрий. Перед лицом совместных боевых действий турецких военачальников и Деметрия Фоме пришлось обратиться к султану с просьбой о мире.
Начало венецианско-османской войны
В ситуации краха Морейского деспотата Венеция была не прочь расширить свои греческие владения, включив в них весь Пелопоннес. Очевидно, что эти мечтания должны были столкнуться с суровой реальностью турецкой агрессии в том же направлении. Результатом совпадения интересов двух великих держав стала Вторая венецианско-османская война.
В 1462 году один принадлежавший турецкому субаши албанский раб сумел бежать из Афин в Корон — венецианский оплот на юге Пелопоннеса. С собой беглец прихватил 100 000 асперов, украденных у хозяина. Албанец получил убежище в доме венецианского проведитора Джироламо Валарессо, который отказался вернуть беглеца под предлогом его христианского вероисповедания. В ответ турецкий паша в Греции Омар-бей напал на венецианское Лепанто, а затем захватил Аргос. Так незначительное происшествие стало поводом для начала войны между Венецианской республикой и Портой, которая была объявлена 28 июля 1463 года.
Помимо возможных выгод война несла и риски. Далеко не все представители элиты республики её поддерживали. Активным апологетом войны стал папский легат в Венеции кардинал Виссарион. В своих публичных выступлениях он указывал на непомерные амбиции Великого Турка (султана), на его стремление захватить сначала Италию, а затем весь мир. Похожие темы затрагивались в так называемом Письме султану Мехмеду, написанном Пием II в 1461 году. В этом неотправленном послании он разъяснял султану преимущества христианской веры, в которую ему предлагалось обратиться.
Первым командующим венецианской армией в Морее стал Бертольдо д’Эсте. При защите Гексамилиона он был смертельно ранен камнем в голову, и его место занял Сиджизмондо Малатеста.
Сначала действия венецианцев были достаточно успешными. Им удалось вернуть Аргос и отстоять от войск Омар-бея стену Гексамилион. Турецкий гарнизон в коринфской крепости подвергся осаде. Однако после гибели д’Эсте венецианцы оставили стену и отступили в южную часть Пелопоннеса.
Столкнувшись с трудностями, власти Венеции вернулись к идее общего крестового похода, ведущую роль в котором они отводили венгерскому королю Матьяшу Хуньяди. Действительно, его поход под крестоносными лозунгами осенью 1463 года во главе 4-тысячного войска помог отстоять призрачное Боснийское королевство. Вместе с тем Босния почти полностью лишилась населения.
Ещё одним центром сопротивления турецкой агрессии должна была стать Албания, где венецианцы и папа поддерживали христианского вождя Скандербега. Кроме того, венецианский флот в составе 42 галер действовал в Эгеиде и предпринял безуспешную попытку захватить остров Лесбос.
Постепенно становилось очевидно, что успехов в Морее не добиться. Высадившись в Короне во главе 400 конных арбалетчиков и 300 пехотинцев, Малатеста занял ряд ключевых пунктов. В его войско стали активно вступать юноши из греческих и албанских семей. Однако после неудачной попытки захватить крепость прежней столицы деспотата Мистры в январе 1466 года кондотьер вернулся в Италию.
По реляциям венецианского проведитора Барбариго можно составить грустную картину пребывания войск в Морее. Его письма в Венецию полны жалоб на нехватку сил и денежных средств, недостаточных для расширения венецианского владычества в Морее и сопротивления туркам. В июне 1465 года Барбариго сообщал о мятеже пехотинцев, требовавших полагавшуюся им плату. Кеннет Сеттон заключает, что вины Малатесты в неуспехах венецианских войск нет.
Сбор крестоносцев в Анконе
Столкнувшись с тем, что западноевропейские монархи фактически игнорировали свои обещания, Пий II летом 1463 года созвал ещё один конгресс — на этот раз для итальянцев. В его работе приняли участие представители почти всех государств Апеннинского полуострова, а также герцога Бургундского. Зимой 1463–1464 годов Италию охватила небывалая дипломатическая активность. Правительства различных государств решали вопросы, связанные с долей их участия в предстоящем походе, одновременно пытаясь не упустить свои интересы. Каждый опасался, что неверно рассчитанные усилия приведут к нарушению баланса сил в Италии и, как следствие, краху его государства.
Созвав 6 октября 1463 года кардиналов и иностранных послов, папа объявил им условия победы в предстоящей войне с турками. По мнению Пия II, помимо общей воли к крестовому походу войску необходимы единое командование, должное финансирование, транспорт и линии снабжения. Также следовало договориться об условиях обмена валют.
К сожалению понтифика, власти итальянских государств тоже были подвержены, по едкому замечанию К. Сеттона, «общему цинизму»: они не верили не только в свои возможности, но и в искренность папы. Как пишет Нэнси Бисаха, «Пий был хорош в public relations», но для успеха такого грандиозного мероприятия его персональных усилий и способностей было недостаточно. Понтифику не удалось в достаточной мере сплотить разобщённые христианские монархии и республики даже перед явной угрозой со стороны мусульман-турок. В лучшем случае итальянцы «доброжелательно» предупреждали папу о трудностях задуманного им предприятия. Например, кондотьер и герцог Миланский Франческо Сфорца сообщал о 300 000 воинов, которых способен выставить султан.
Тем не менее на Адриатическом побережье шли приготовления к масштабной экспедиции на территорию Балкан. Для организации похода Пий II образовал новый военно-монашеский орден вифлеемитов, созданный по модели госпитальеров для борьбы против турок в Северной Эгеиде.
Местом сбора войск и флота была назначена Анкона. Папа явился туда после того, как 18 июня 1464 года торжественно принял крест в Риме. Из Северной Европы в Анкону по своей инициативе стали прибывать крестоносцы. Некоторые государи прислали воинские контингенты. В результате цены на продукты поднялись, а питьевой воды было не найти. Более того, в Анконе начался мор, который унёс немало жизней.
Пий осознавал, сколь многое зависит от поддержки венецианцев, и ожидал прибытия их флота во главе с самим дожем Кристофоро Моро. Моро также понимал, насколько символичным будет его личное участие в задуманном понтификом походе. В конце июля он погрузился на галеру и отправился в путь. К этому времени физически слабый и измученный неимоверными заботами Пий II уже слёг от болезни. Спустя три дня после прибытия венецианских галер в Анкону понтифик скончался.
Итоги проекта Пия II
Основной причиной неудачи проекта Пия II Кеннет Сеттон видел консерватизм взглядов понтифика. Он мыслил средневековыми категориями imperium et sacerdotium — единого иерархически организованного христианского мира, в то время как для правителей западноевропейских государств приоритет составляли их интересы. Королей заботили не странные геополитические проекты, а внутренние вопросы и проблемы выгоды для себя и своих подданных.
Тем не менее после неудавшегося предприятия Пия II крестоносная идея продолжала будоражить умы жителей Апеннинского полуострова и европейских государств. Своё практическое воплощение она нашла в призывах папы Сикста IV к возвращению порта Отранто, который в 1480 году захватили турки. Совместными усилиями нескольких христианских государств Отранто удалось вернуть. Возможно, его захват следует считать последним крестовым походом.
После отвоевания Отранто крестоносная идеология всё более превращалась в набор ритуальных фраз и оборотов речи. Сеттон с иронией писал, что «крестовый поход всегда являлся безопасной темой для очерка, проповеди или публичной речи». Действительно, тема спасения Константинополя от турок не раз возникала как в литературной форме, так и в виде нескольких проектов той или иной степени реализуемости. Активными апологетами и «подстрекателями» военных операций против турок были греческие изгнанники из бывшей Византии. Их усилия по раздуванию войны на Востоке заслуживают отдельного рассказа.