Как создавался мир Тинтина: история создания одного из самых популярных комиксов
0
501
просмотров
Комиксы про Тинтина, молодого бельгийского репортера, обычно прода­ются в отделе детской литературы. Между тем «Приключения Тинтина» не просто детский комикс, а своеобразно показанная мировая история 1920–60-х годов — от коллективизации в СССР до кастровских барбудос. Про Тинтина есть множество исследований, в которых анализи­руется философия серии и ее язык, а также подробно разбирается историче­ский контекст каждого комикса. Попробуем разобраться, как создавался мир Тинтина.

Кто такой Эрже

Кто такой Эрже Жорж Реми (в центре) в группе скаутов. Бельгия, 1920-е годы

Автор комиксов про Тинтина — бельгиец Жорж Реми, взявший себе псевдоним Эрже (R. G.). Скаут, католик, брюсселец — все эти исходные данные впослед­ствии найдут отражение в мире Тинтина. Реми родился в 1907 году в пригороде Брюсселя Эттербеке — отсюда в его истории попадут брюссельские диалект­ные словечки, а на их основе Эрже придумает даже целые языки (например, силь­дав­ский в «Скипетре Оттокара»).

Жорж получил строгое религиозное воспи­тание: сначала он состоял в светской скаутской организации, а затем родители отдали его в католические скауты при школе Святого Бонифация в Брюсселе. В 1920-е Эрже иллюстрировал бельгийские юношеские издания, а в 1929 году его пригласили в еженедельник Le Petit Vingtième, для которого и был создан Тинтин. Эрже проработал там до 1940 года, затем перешел в изда­тельство Casterman, и с тех пор приклю­че­ния Тинтина выходили в отдельном журнале под названием Tintin.

Хронология приключений Тинтина

Хронология приключений Тинтина Обложки альбомов «Приключений Тинтина»

Всего Эрже нарисовал 23 альбома про Тинтина. Первый, «Тинтин в Стране Советов», так и не был ни перерисован, ни раскрашен при жизни Эрже. Репринт оригинального альбома вышел только в 1981 году, а цветная версия для коллек­ционеров появилась в начале 2017 года. Комиксы про Тинтина сначала публиковались в журнальном формате, по две страницы в номере, а через некоторое время (от нескольких месяцев до полутора лет) выходили в виде полноценных альбомов.

1930 — «Тинтин в Стране Советов»

1931 — «Тинтин в Конго» (цветная версия — 1946 год)

1932 — «Тинтин в Америке» (цветная версия — 1946 год)

1934 — «Сигары фараона» (цветная версия — 1955 год)

1936 — «Голубой лотос» (цветная версия — 1946 год)

1937 — «Сломанное ухо» (цветная версия — 1943 год)

1938 — «Черный остров» (цветная версия — 1943 год) 

1939 — «Скипетр Оттокара» (цветная версия — 1947 год)

1941 — «Краб с золотыми клешнями» (цветная версия — 1946 год)

1942 — «Таинственная звезда» (исправленная версия — 1954 год)

1943 — «Секрет „Единорога“»

1944 — «Сокровище Красного Ракхама»

1948 — «Семь хрустальных шаров»

1949 — «Храм Солнца»

1950 — «Тинтин в стране черного золота» (исправленная версия — 1971 год)

1953 — «Пункт назначения — Луна»

1954 — «Путешественники на Луне»

1956 — «Дело профессора»

1958 — «Акулы Красного моря»

1960 — «Тинтин в Тибете»

1963 — «Драгоценности Кастафиоре»

1968 — «Рейс 714 на Сидней»

1976 — «Тинтин и Пикаросы»

1986 — «Тинтин и » Альф-арт

Кто такой Тинтин

Кто такой Тинтин Тинтин и Милу (Снежок)

На русский язык имя главного героя переводили как Тантан и Тинтин. Фонети­чески первое ближе к оригиналу, но называть его следует именно Тинтин: в первой половине XX века во Франции и Бельгии Валентинов, Константинов и других -тинов часто называли Tintin. Так, «Тинтин» оказался ближе к русскому произношению этих имен.

Возраст Тинтина — тоже загадка. В первых комиксах он представлен как «юный репортер», на вид ему от 14 до 20 лет (в зависимости от альбома). При этом он ведет себя как взрослый: дерется, умеет ездить верхом, стрелять, — одним словом, идеальный скаут. В первых комиксах, особенно в «Тинтине в Стране Советов», он демонстрирует неправдоподобную силу, благодаря которой ему удается победить многих врагов. В более поздних альбомах преувеличен­ная ловкость исчезает, Тинтин становится более осторожным и рассудитель­ным. 

В первых альбомах Тинтин и в самом деле работает репортером: в Страну Сове­тов он едет от издания Le Petit Vingtième (того самого, где работал сам Эрже) и пишет репортаж за репортажем. Следующие поездки — в Конго («Тин­тин в Конго»), а потом и в Америку («Тинтин в Америке») — снова в качест­ве журналиста. Затем начинаются настоящие приключения, уже без привязки к работе, и Тинтин фактически становится частным сыщиком. Каждый раз новая детективная история начинается с удивительного совпаде­ния: случайной встречи с профессором-египтологом на борту корабля («Сигары фараона» и «Голубой лотос»), забытых на скамейке документов («Скипетр Оттокара»), найденной в мусорном ведре консервной банки («Краб с золотыми клешня­ми») и т. д. Затем, в более поздних альбомах Тинтин становится знаменитостью, и к нему часто обраща­ются за помощью.

Прототипы Тинтина

Прототипы Тинтина Леон Дегрель. Первая половина 1940-х годов

Традиционно считается, что на образ смелого репортера повлияли два чело­века. Автор одной версии — сам Эрже: он говорил, что Тинтин срисован с его младшего брата Поля. Исследователи его творчества, однако, считают, что про­образом Тинтина стал Леон Дегрель — репортер, редактор и политик. Дегрель был кумиром католической и ультраправой бельгийской молодежи 1920-х — начала 1930-х годов и не скрывал своих фашистских взглядов. Он писал стихи, редактировал студенческую газету, в 1928 году со своими соратниками разгромил в Брюсселе выставку, посвященную СССР, со словами: «Они хотят уничтожить все, что нам дорого: Церковь, государство, общество и семью». Дегрель, ярый антикоммунист и любитель приключений, в 1933 году отправился в Мексику, чтобы писать оттуда репортажи о восстании кристе­рос — крестьян, воевавших за Церковь и веру против революционного прави­тельства. С Эрже они довольно близко общались: когда Дегрель работал редактором в газете Le Vingtième Siècle, Эрже был иллюстратором к ее при­ло­жению Le Petit Vingtième для детей. По дороге в Мексику Дегрель посетил США и оттуда прислал Эрже американские комиксы.

В начале 1930-х Дегрель вышел из Католической партии (с его точки зрения, она была недостаточно радикальной) и основал Рексистскую: ее члены высту­пали за корпоративное монархическое государство, а примером для подража­ния стали Муссолини и Гитлер. В 1940 году, после оккупации Бельгии, Дегрель заключил союз с немцами и набрал из бельгийских добровольцев легион «Валло­ния», впоследствии воевавший на территории СССР.

Он пережил войну, денацифика­цию, прожил долгую жизнь (умер в 1994 го­ду) и охотно раздавал интервью, утверждая среди прочего, что Тинтин — это он. Более того, Дегрель даже написал книгу под названием «Мой приятель Тинтин». С точки зрения биографа Эрже Пьера Ассулина, эта версия абсурдна: фанфарон Дегрель не мог стать прототипом скромного Тинтина. К тому же в путешествие по Северной Америке будущий лидер рексистов отправился уже после того, как Эрже начал публиковать в журнале американские приключения Тинтина. Наконец, Эрже старался избегать прямых аналогий с реальными персо­­нажами: Тинтин — совершенно самостоятельный герой, не похожий ни на кого и в то же время похожий на всех.

Аббат Валлез и китайский студент

Аббат Валлез и китайский студент Аббат Норбер Валлез и Эрже

Эрже говорил, что на его карьеру больше всего повлияли два человека: аббат Норбер Валлез, создатель издания Le Vingtième Siècle, и китайский студент Чан Чунжэнь. Валлез был яркой и одиозной фигурой: антисемит, антикомму­нист, он преклонялся перед Муссолини и после оккупации Бельгии нацистами сотруд­ничал с немцами. В 1948 году его приговорили к пяти годам тюрьмы за коллаборационизм. Но для Эрже он был наставником и кумиром: именно Валлез разрешил молодому художнику печататься в еженедельнике, и по сути благодаря ему появился Тинтин. После войны Эрже не отрекся от своего покро­вителя, хотя рисковал стать объектом расследования по делу о коллаборацио­низме.

Не менее важное место в его жизни занимал Чан Чунжэнь. В 1934 году, работая над «Приклю­чениями Тинтина на Востоке» (позже этот альбом получит назва­ние «Голубой лотос»), Эрже обратился за консультацией к студенту из Китая Чану, учившемуся в Брюсселе. Выяснив, что Эрже ничего не знает про Китай, Чунжэнь убеждает его, что компиляции из баек и стереотипов недоста­точно: у любой истории должен быть правдоподобный фон. В 1935 году Чан уезжает в Китай; с Эрже они встретятся только в 1981 году, когда обоим будет по 74 года. Под именем Чан Чончен (в русском переводе Чан Чон Ень) Чан фигурирует в двух комиксах — «Голубом лотосе» и «Тинтине в Тибете» (в послед­нем Тинтин ищет своего друга, которого все считают погибшим).

Эрже и Чан Чунжэнь. 1934 год

Чан Чунжэнь получил художественное образование и был скульптором. Он пострадал во время «культурной революции» в Китае: как и другие интел­лектуалы, остался без работы и был вынужден работать дворником. Во второй половине 1970-х годов Чунжэнь вернулся к работе, стал известен в Европе и уже после смерти Эрже получил французское гражданство.

Тинтин и история

Страна Советов

Обложка первого издания «Тинтин в Стране Советов». 1930 год

Свое первое путешествие Тинтин совершил в СССР. В 1929 году Эрже начинает публиковать в Le Petit Vingtième историю репортера издания, якобы отправив­шегося собирать сведения о кровавом коммунисти­ческом режиме. Источник у автора был один — записки Жозефа Дуйе, бывшего бельгийского консула в Ростове-на-Дону.

Один из эпизодов, описанных дипломатом, Эрже заимствует дословно. Комис­сар с загадочной фамилией Oubikone (скорее всего, Убийконь) проводит выбо­ры и сообщает избирателям о том, что есть три списка кандидатов. «Первый список — Коммунистической партии! Поднимите руки те, кто против этого списка!..» — говорит комиссар и достает пистолет. «Все за? Тогда принято единогласно», — ухмыляется Убийконь.

Рисунок из альбома «Тинтин в Стране Советов» «Поднимите руки те, кто против этого списка!.. Ну что, кто против списка?»

Воспоминания Дуйе, по своему содержанию полностью совпадавшие с про­пагандистски­ми задачами издания, Эрже получил от аббата Валлеза. Тинтин борется с агентами ОГПУ, видит, как коммунисты пускают пыль в глаза иност­ранным корреспондентам, рапортующим о процветании Советской России, находит тайник, куда свозятся отобранные у крестьян зерно, водка и черная икра — все эти богатства предназначены для финансиро­вания коммунистиче­ской пропаганды на Западе. Победив агентов ОГПУ, медведя и холод, Тинтин триумфально возвращается в Брюссель.

Бельгийское Конго

Обложка первого издания альбома «Тинтин в Конго». 1931 год

В отличие от главных европейских держав, у Бельгии было немного колоний — и только одна большая. Сначала Конго принадлежало лично королю Леополь­ду II, но в 1908 году, за год до смерти, монарх продал ее собственному прави­тель­ству.

Конго находилось во владении короля 23 года, и за это время насе­ление коло­нии сократилось почти в два раза: администрация старалась выжать из страны как можно больше слоновой кости и каучука, не слишком стесняясь в методах. В деревнях проводились карательные экспедиции против недоволь­ных: для на­глядности местным жителям отрубали руки. По всему миру подня­лась общест­венная кампания против этих зверств — и в том числе поэтому королю при­шлось продать колонию.

Репортер Тинтин отправляется в Африку тоже в пропагандистских целях: белый просвещенный человек несет добро и цивилизацию аборигенам. Эрже представляет Конго как край, населенный дикими, примитивными, глупыми, но порой добрыми людьми. Позже Эрже признавался, что ему стыдно за пер­вые два альбома: «Тинтин в Стране Советов» был незамысловатой агиткой, а «Тинтин в Конго» — апогеем колонизаторской идеологии.

Чикаго и Аль Капоне

Обложка первого издания «Тинтин в Америке». 1932 год
Рисунок из альбома «Тинтин в Америке» с изображением Аль Капоне, дающего взятку

Третьим эпизодом путешествий Тинтина стала поездка в Америку и борьба с гангстерами («Тинтин в Америке»). Тут снова клише: в США всем заправляет мафия, полицейские чуть что начинают стрелять, индейцев угне­тают капи­талисты. Но никаких аналогий с колониальной политикой Бельгии в Конго здесь нет: это две отдельные реальности, не имеющие отно­шения друг к другу. В американской истории в первый и последний раз в истории о Тин­тине по­яв­ляется реальный (хотя во многом мифологизированный) персонаж — Аль Капоне.

Японское вторжение в Китай

Обложка первого издания альбома «Голубой лотос». 1936 год
Рисунок из альбома «Голубой лотос». 1936 год
Фрагмент стрипа, опубликованного в Le Petit Vingtieme от 3 октября 1935 года «…И я могу официально заявить, что наше правительство прикажет вывести войска с территории, оккупированной после инцидента на железной дороге Нанкин — Тяньцзинь. К этому, господа, должен с величайшим сожалением добавить, что Япония после сегодняшнего инцидента вынуждена покинуть Лигу Наций».

В альбоме «Голубой лотос» (1936) Тинтин становится свидетелем истори­ческого события — Мукденского инцидента, после которого Императорская армия Японии вошла в Маньчжурию. 18 сентября 1931 года японские военные подорвали участок железной дороги южнее китайского города Мукден, и это стало предлогом для японского вторжения. В «Голубом лотосе» этот эпизод пересказан максимально близко к реальности. В альбоме рассказывается, как ничтожный инцидент был превращен японской пропагандой в настоящий кровавый конфликт: сначала пресса перевирает телеграмму, добавив душераз­дирающие подробности, а в конце Япония обличает Китай в Лиге Наций.

Чакская война

Обложка первого издания альбома «Сломанное ухо». 1937 год

С 1931 по 1935 год в Южной Америке шла война между Парагваем и Боливией, в которой погибло более ста тысяч человек. Две страны боролись за обладание плато Гран-Чако: предполагалось, что там много нефти. В итоге тогда нефть там в XX веке никто не нашел (месторождения были открыты только в 2012 го­ду), а Боливия и Парагвай потом десятилетиями пытались восста­новить эко­номику. В альбоме «Сломанное ухо» (1937), как и в «Голубом лотосе», истори­ческие события у Эрже становятся просто фоном. Тинтин пытается найти загадочную статуэтку, пока вымышленные государства Сан-Теодорос и Нуэво-Рико ведут бессмысленную войну. Эрже удается вскользь провести читателя через все латиноамериканские реалии: это и беспрестанные государ­ственные перевороты, и диктаторы-самодуры, и индейцы в дебрях Амазонки, выпускающие отравленные стрелы.

Василий Захарофф. 1928 год
Рисунок из альбома «Сломанное ухо». 1943 год «Здравствуйте, генерал Алькасар! Я в вашей стране проездом и хотел показать вам наши последние модели. 75-милли­метровая гаубица. Это товар высшего сорта, легкая, управляемая, надежная, способная посылать на 15 километров подарки в виде маленьких никелированных снарядов».

В альбоме есть и политическая сатира: к диктатору, генералу по фамилии Алькасар, чьим любимцем становится Тинтин, прилетает американский торго­вец оружием Базиль Базарофф. В итоге он продает оружие и той, и другой стороне, и сам же разжигает войну. Прототипом этого персонажа был грече­ский авантюрист Бэзил Захарофф (1849­–1936), он же Басилейос Захароф, он же Василий Захаров. Захарофф раздавал взятки, скупал заводы, договаривался с изобретателями, продавал оружие всем сторонам всех конфликтов в начале XX века и настаивал на том, чтобы ведущие державы — от Великобритании и Франции до Османской империи и Японии — увеличивали расходы на воору­же­ние. Псевдоним более чем прозрачен, а у самого Базароффа в «Сломанном ухе» узнаваемая бородка клинышком и мягкая шляпа.

Аншлюс

Обложка альбома «Скипетр Оттокара». 1942 год
Рисунок из Le Petit Vingtième за август 1938 года «Это и правда любопытно… Хм! Забудем об этом и почитаем журнал…»
Рисунок из Le Petit Vingtième за август 1938 года «Сильдавия. Королевство черного пеликана»

В 1938 году Эрже начинает публиковать «Скипетр Оттокара». Уже в частном порядке Тинтин едет в просвещенную страну Сильдавию, которой управляет молодой и справедливый король Мускар XII. С Сильдавией граничит Бордю­рия, где царит диктатура. Бордюрская разведка пытается лишить короля легитимности, похитив у него регалии и активизировав в тылу соседа «пятую колонну». Сильдавские поданные носят одежду как в Восточной Европе и исполь­зу­ют кириллицу.

В этом альбоме Эрже не только иносказательно описывает современные ему события, но и передает общую атмосферу грядущей войны. Попытка аншлюса не удается: Тинтин находит скипетр и отбирает его у бордюрцев. В реально­сти все печальнее: за несколько месяцев до «Скипетра Оттокара» нацистская Германия аннексировала Австрию. В альбоме нашлось место всем главным тревогам эпохи: «пятая колонна», которая, как у Франко, ждет сигнала, чтобы атаковать врага; внутри Сильдавии действует пробордюрская партия «Стальная гвардия», которую возглавляет человек по фамилии Мюсстлер.

Ближневосточный конфликт

Обложка альбома «Тинтин в стране черного золота». 1956 год
Рисунок к альбому «Тинтин в стране черного золота». 1948–1950 годы «(Тук-тук-тук) Войдите! Приветствую! Соломон Гольдштейн! Это вы?! Но тогда… Но… Но… Это не Гольдштейн!»
Слева — рисунок из первого варианта альбома «Тинтин в стране черного золота», справа — в редакции 1971 года

В 1939 году Эрже начинает публиковать альбом «Тинтин в стране черного золота», потом бросает работу и возобновляет ее только в 1948-м. Израиля еще нет, а Палестина является подмандатной территорией Великобритании. Еврей­ские поселенцы воюют с британскими солдатами. В эту реальность и приез­жает Тинтин: его принимают за эмиссара еврейских подпольщиков, и еврей­ские же боевики отбивают репортера у англичан. В 1969 году Эрже перерисо­вы­вает альбом (как раз этот вариант известен современным читате­лям). Между двумя арабскими правителями — шейхом Баб эль-Эром и эмиром Бен Калиш Эзабом — идет война из-за нефти, одновременно в Европе из-за некачествен­ной нефти взрываются моторы, и Тинтин едет на Ближний Восток разбираться. Его ложно обвиняют в контрабанде и затем похищают сторон­ники шейха. Эрже объяснял, что первоначальная версия альбома не могла быть издана в Великобритании, ведь речь шла о борьбе еврейских организаций (группа Штерна, «Иргун», «Хагана») с британской оккупацией перед тем, как Израиль стал независимым.

Полет на Луну

Обложки альбомов «Пункт назначения — Луна» и «Путешественники на Луне». 1953 и 1954 годы
Рисунок, посвященный высадке Нила Армстронга на Луну. 1969 год

Тинтин полетел в космос в 1953 году, за восемь лет до Гагарина, и тогда же ступил на поверхность Луны (за 16 лет до Нила Армстронга). Два альбома («Пункт назначения — Луна» и «Путешествен­ники на Луне») полны техни­ческих деталей: профессор Турнесоль объясняет Тинтину и капитану Хэддоку, как устроена атомная энергетика, что такое вакуум, как выглядит поверхность Луны. Когда же первые люди по-настоящему оказались на Луне, Эрже, разумеется, поздравил американских астронавтов, посвятив им свой рисунок: Тинтин, профессор и капитан торжественно встречают недоумеваю­щего Армстронга на Луне.

Холодная война

Обложка первого издания альбома «Дело профессора». 1956 год
Рисунок из альбома «Дело профессора». 1956 год «…Перед вами площадь Плекси-Гладза и Дворец правительства. Ваша гостиница в двух шагах отсюда».
Рисунок из альбома «Дело профессора». 1956 год «Перед вами город по ту сторону Атлантического океана, бросающий вызов Вселенной своими небоскребами. Нет смысла его вам называть. Господа, мы приговорили этот город к гибели. Через несколько мгновений от него останутся только жалкие руины. Все это произойдет на ваших глазах, как вспышка молнии. Мне достаточно будет нажать на эту кнопку… Вот так!»
Рисунок из альбома «Дело профессора». 1956 год «Посмотрите, как эти горделивые здания трясутся, как они скользят, рассыпаются, рушатся… и обращаются в пыль! Целый город стерт с карты мира!»

История противостояния Сильдавии и Бордюрии, двух восточноевропей­ских государств, продолжается и в других альбомах. Именно из Сильдавии летит на Луну ракета. А в соседней Бордюрии разворачивается действие альбома «Дело профессора» (1956). Если раньше это было довольно абстрактное госу­дар­ство со славянско-немецким колоритом, то теперь у него все черты страны, участвовавшей в Варшавском договоре: тайная полиция, диктатура, атмосфе­ра подозрительности, всевластие спецслужб. Шпионы в Швейцарии, таинст­вен­ные агенты в длинных плащах, похищение известного ученого — все эле­менты холодной войны налицо. В Бордюрии культ личности генерала Плекси-Гладза — его пышные усы изображены повсюду. При этом нельзя сказать, что Эрже имеет в виду конкретно Сталина — он, как всегда, изобра­жает типичную диктатуру; с таким же успехом может существовать культ усов Гитлера или Франко. Разумеется, холодная война невозможна без оружия массового пора­же­ния — руководство Бордюрии решило уничтожить города стратегиче­ского соперника: судя по небоскребам, это США.

Кубинские повстанцы

Обложка первого издания альбома «Тинтин и Пикаросы». 1976 год
Рисунок из альбома «Тинтин и Пикаросы». 1976 год

Последний законченный альбом Эрже, «Тинтин и Пикаросы», вышел в 1976 го­ду. В нем герои снова попадают в Сан-Теодорос. К власти в стране пришел диктатор Тапиока, режим которого помогают укреплять военные советники из братской европейской Бордюрии — бордюр­ский полковник Спонз работает под псевдонимом Эспонха. Тапиоке противо­стоит старый знакомый Тинтина генерал Алькасар, который вместе с отрядом заросших бородами партизан прячется в сельве. Очевидно, что это намеки на кубинскую революцию. К тому же Че Гевару и Фиделя Кастро действи­тель­но сопровождал репортер — француз Режис Дебре, друг кубинских парти­зан, соратник Че, которого чуть не расстреляли боливийские власти в 1967 го­ду.

Тинтин фактически приводит к власти Алькасара и его повстанцев. При этом нельзя сказать, что Эрже описывает партизан с безусловной симпатией: к 1976 го­ду романтика кубинской революции уже позади. Из окна самолета герои видят ту же самую нищету и разруху, что и при преды­дущем режиме. Меняется только униформа патрульных и название столицы страны.

Как менялись альбомы

Как менялись альбомы Эрже за работой в своей студии в Брюсселе. 1975 год

Первые девять альбомов были черно-белыми. Начиная с «Таинственной звезды» (1942), приключения Тинтина выходят уже в цвете. В дальнейшем Эрже перерисовывает и раскрашивает первые альбомы, кроме нелюбимого им «Тинтина в Стране Советов». Но цветом изменения не ограничи­ваются: некоторые рисунки пришлось изменить или вовсе удалить — в одних случаях по соображениям политкоррект­ности, в других — по эстетическим. Таких изменений было много, и главные из них стоит назвать.

В альбоме «Тинтин в Конго» главный герой стоит у доски и показывает конголезским детям карту со словами: «Я расскажу вам о вашей родине — Бельгии». В более поздней версии вместо карты появилась доска с примером «2 + 2» — во время борьбы за освобо­жде­­ние Африки (1950–60-е годы) напо­минать о том, что Конго принадле­жало Бельгии, было совсем не кстати.

Рисунки из альбома «Тинтин в Конго» Тинтин: «Дорогие друзья, сегодня я расскажу вам о вашей родине — Бельгии». Снежок: «Тинтин, вон там двое болтают». (Ниже) Тинтин: «Ну что же, начнем со сложения, если хотите. Кто мне скажет, сколько будет два плюс два? Никто? Ну же, два плюс два! Два плюс два будет?..» Снежок: «Тинтин, вон там двое болтают».

В первой версии «Краба с золотыми клешнями» капитана Хэддока бьет палкой чернокожий бандит, в современной — белый. Любопытно, что сделано это было вовсе не для того, чтобы избежать обвинений в расизме, а совсем наобо­рот. Американские издатели в 1950-х настаивали на том, чтобы в комиксах не было расового смешения, и Эрже выполнил их просьбу. В том же альбоме американцы настояли на том, чтобы из истории исчезли картинки, где алко­голик Хэддок прикладывается к бутылке.

Почти все первые версии альбомов — как цветные, так и черно-белые — сейчас переизданы, за исключением «Таинственной звезды» (почему — объясним позже).

Рисунок из первого издания альбома «Черный остров» и его более поздний вариант

После войны альбомы про Тинтина меняются. Эрже больше не рисует их в одиночку, он обращается за помощью к коллегам. Теперь Эрже занимается сценарием и эскизами, а другие художники — общим фоном и детализацией. Если сравнить первую версию «Черного острова» с более поздней, то видно, насколько глубок теперь задний план каждой картинки. Автомобили стали реальными, движение — левосторонним, как и положено в Великобритании, куда отправляется Тинтин. Это заслуга художника Эдгара Жакобса, автора классической серии комиксов «Блейк и Мортимер». Технические детали в двух комиксах про полет на Луну нарисовал Жак Мартен, автор серии о галле Аликсе, путешествующем по Древнему мира времен Цезаря. В 1950 году Эрже основал собственную мастерскую Studios Hergé, в которой в разные годы работали от десяти до пятидесяти художников. Последний альбом, «Тинтин и Пикаросы», как считается, почти целиком нарисовал не Эрже, а его правая рука Боб де Моор. Правда, на вопрос о том, почему бы не указать коллективное авторство, Эрже отвечал, что идея принадлежит всегда ему самому и только он придумывает, как герои расположены в кадре.

Почему Эрже обвиняли в антисемитизме

Почему Эрже обвиняли в антисемитизме Страница, посвященная Жоржу Реми, из альбома «Galerie des Traitres» бельгийской группы Сопротивления L’Insoumis

Эрже не участвовал в пропаганде, не работал на нацистов, а все обвинения в коллаборацио­низме после войны с него были сняты. Он мог попасть под суд за сотрудничество с пронацистской газетой Le Soir, но прокуратура решила не трогать одного из самых популярных бельгийских авторов. В одном из интер­вью Эрже вспоминал: «Я не присутствовал на процессе. Но мне рассказывали, что один из представителей защиты спросил: „А почему вы не привлекли Эрже?“ На что военный прокурор ответил: „Да надо мной бы все смеялись после этого!“». Но в его карьере есть действительно стыдный эпи­зод — альбом «Таинственная звезда» (1942).

Фрагмент стрипа «Приключения Тинтина и Милу», опубликованного в газете Le Soir от 10 ноября 1941 года «Да, на нас обрушится чума! Бубонная чума! И холера! Это конец света, прислужник Сатаны!» — «Как же он меня утомил!» «Исаак, ты это слышал? Конец света! А если это правда?» — «Хе-хе! Тогда я поимею с этого отличный гешефт, Соломон! Я таки должен своим поставщикам 50 000 франков, и мне не надо будет им отдавать долг!»
Фрагмент стрипа «Приключения Тинтина и Милу», опубликованного в газете Le Soir от 20 декабря 1941 года «Дорогой мой, вы уже достаточно давно работаете у меня секретарем, чтобы не знать, что это банк Блюменштейна финансирует экспедицию „Пири“. Успех нам гарантирован! Поверьте мне, у „Авроры“ нет ни единого шанса на победу!» — «Надеюсь на это, господин Блюменштейн. Однако...»

По современной, переделанной версии невозможно понять, что тут не так. Репринты этого альбома не издаются, а оригинальное издание стоит целое состояние. Сюжет довольно невинный. На Землю падает кусок метеорита, обладающий невероятными свойствами, и Тинтин вместе с капитаном Хэд­доком отправляется в научную экспедицию, чтобы изучить инопланетную скалу, упавшую в море. Главное здесь в деталях. В первой версии альбома главный противник Тинтина и капитана — организатор альтернативной экспедиции, некий американский финансист по фамилии Блюменштейн. Изображен он в духе антисемитских карикатур, к тому же в альбоме появля­ется небольшая уличная комическая сцена с участием двух торгующихся евреев — и они уж точно показаны совершенно как в нацистской пропаганде. Позже Эрже убрал последний эпизод, США заменил на выдуманное государ­ство Сан-Рико, а Блюменштейну изменил фамилию. Но и это не помогло. Эрже назвал злоумышленника Больвинкель — на фламандском диалекте bollewinkel означает «лавка со сладостями» — и получил возмущенное письмо от еврей­ской семьи Больвинкель из Нью-Йорка.

Наконец, среди ученых — участников экспедиции исключительно представи­тели стран, поддерживавших в войне Германию или сохранявших нейтралитет: сама Герма­ния, Бельгия, Испания, Португалия, Швеция.

Рисунок из журнальной версии «Драгоценностей Кастафиоре». 1961–1962 годы

Вместе со своим автором Тинтин прошел через все главные исторические события эпохи, в том числе через стыдные эпизоды. Но секрет популярности приключений Тинтина прежде всего в безупречном этическом выборе, к кото­рому в конце концов приходит сам Эрже и приводит своего героя. Тинтин не только репор­тер, исследователь и детектив. Почти в каждом альбоме он защищает более слабого, обиженного, пред­ставителя меньшинства. В «Голубом лотосе» он вступается за рикшу, которого избивает иностранец; в «Акулах Красного моря» — за бестолковых паломников, рискующих попасть вместо Мекки в рабство; в «Драгоценностях Кастафио­ре» — за цыган, которых подозревают в краже. И эти качества заставляют забыть о первых версиях первых альбомов.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится