Каролинги: династия, определившая судьбу Европы
438
просмотров
Древние римляне назвали земли, лежащие к востоку от Рейна Германией. Римские войска неоднократно переходили Рейн, и даже одерживали победы над германскими племенами, но как следу­ет утвердиться здесь так и не смогли из-за частых восстаний.

Таким обра­зом, Рейн можно считать границей римских владений. Как раз на этих пог­раничных землях, в низовьях Рейна, образовался приблизительно в III веке племенной союз франков, переросший к V веку в устойчивую этническую об­щность. После 476 г. земли Западной Римской империи поделили различ­ные германские племена, образовав ряд варварских королевств. Франки тоже создали свое королевство. Но в отличие от других германских племен, дошедших в своих странствиях до Ис­пании и Северной Африки, они созда­ли его на исторической родине, в ниж­нем течении Рейна. В средневековых источниках эти земли называют Fracia Antiqua, что значит «Древняя Фран­ция». Именно в связи с исторической родиной видят одну из причин долго­летия Франкского королевства, значи­тельно пережившего другие государс­твенные образования такого рода.

Карта Франкской империи - териториальные расширения от 481 до 814 г.

Традиция утверждает, что первым королем франков был некто Меровей, персонаж полумифический, сын смер­тной женщины и морского чудовища, чье имя означает «рожденный морем». Он стал основателем королевской ди­настии Меровингов. Внуком Меровея считается король Хлодвиг, личность вполне историческая. Годы его прав­ления 481 — 511, и его деяния хорошо известны. Он объединил под своей властью всех франков, и, победив в сражениях соседний народ алеманов, заставил тех платить франкам дань. Затем в военных походах Хлодвига на­ступил перерыв. В 496 г. он вместе со своей дружиной принимает креще­ние от римского папы. Этот шаг имел в дальнейшем большое влияние на судьбу народа франков. Многие гер­манские вожди, военные соперники Хлодвига, усвоили христианство в его еретической форме и исповедовали так называемое арианство, в то время как старое население завоеванных ими территорий, находясь во власти римс­кой культуры, были приверженцами ортодоксального католичества. Это порождало бесконечные религиозные конфликты, угрожая прочности вар­варских королевств. Хлодвиг сделался не арианином, а католиком. Такой вы­бор принес ему поддержку римского папы, и терпимое отношение со сторо­ны галло-римского населения. Обес­печив, таким образом, свой тыл, он ус­тремился к новым завоеваниям. В 507 г. франки разбили вестготов, а к концу правления Хлодвига захватили 2/3 Галлии. Сам византийский император Анастасий прислал королю-варвару приветственное письмо, как новому могучему властителю и единоверцу.

Но, возникшее государство не было, несмотря на все свое могущес­тво, государством в полном смысле слова, а рассматривалось современ­никами как личное достояние коро­ля, что достаточно типично для опи­сываемого времени. Хлодвиг поделил все подвластные ему земли между своими четырьмя сыновьями, и пос­ле его смерти начались междоусоби­цы. Все же наследники умели забы­вать вражду, когда у них были общие интересы. В последующие годы под властью франков оказался Прованс, и таким образом, они вышли к среди­земному морю. Иногда все франкские земли вновь объединялись под властью одного короля. Например, в царствование Дагоберта I (629 — 639 гг.).

Но Дагоберт — последний дееспособный король из славной династии Меровингов. После него начинается эпоха «ленивых королей». К власти приходит другая ди­настия, но приходит посте­пенно и неофициально. Эй­нхард, придворный историк Карла Великого, так описы­вает этот период: «Счита­ют, что род Меровингов, из которого франки избирали своих королей, пресекся на Хильдерике, низложенном и заточенном в монастырь по приказу римского первосвященника Стефана. В действительности же род этот давно был бессилен.

 Богатства и власть находи­лись в руках придворных сановников, называемых майордомами. А королю оставалось довольствовать­ся своим титулом и являть видимость власти, когда, восседая на троне, длинно­волосый и длиннобородый, выслушивал он иноземных послов и давал им, как бы от себя, ответы, в действительности предписанные, продиктованные и заученные. Кроме пустого титула и скудного содержания, которое опреде­лял ему майордом, имел он всего лишь одно, да и то крошечное, поместье, слу­жившее ему жилищем и поставлявшее немногочисленную прислугу. Куда бы король ни отправлялся, он ехал в по­возке, запряженной, по деревенскому обычаю, парой волов, которыми пра­вил пастух. Так ездил он во дворец, на народные собрания, проводимые еже­годно для пользы государства, и так же возвращался домой. Об управлении же королевством и обо всех внутренних и внешних делах заботился майордом».

Хлодвиг I и его семья, миниатюра из «Больших хроник Франции»

С некоторых пор важная госу­дарственная должность майордома во Франкском королевстве стала пе­редаваться по наследству. Они сосре­доточили в своих руках всю власть, и образовали династию в начале назы­вавшуюся династией Пипинидов, а потом получившую звучное имя Ка­ролингской, т.к. два наиболее выда­ющихся ее представителя носили имя Карл.

 Первым из них был пришедший к власти в 715 г. майордом Карл Мар­телл (Мартелл — значит «молот»). Его называют изобретателем феодализ­ма. Изобретение Карла Мартелла за­ключалось в том, что реформируя ар­мию, он ввел в употребление систему бенефиций, земельных пожалований за военную службу. Земли раздава­лись не в собственность, а в условное держание, и могли быть отобраны в случае прекращения держателем воен­ной службы. По наследству они переходили тоже лишь в случае продолжения службы наследниками. В этом слу­чае договор о пожаловании земель возобновлялся. Такая система очень благотворно сказалась на боеспособности франкской армии, но едва не поссорила франкского пра­вителя с католической церко­вью, так как земельный фонд для бенефиций был, отчасти, образован землями, конфис­кованными у монастырей. Но выход был найден. До сих пор франкская экспансия шла на юг, на христианизированные земли бывших римских про­винций. Мартелл направил ее на восток, в языческую Германию. Утверждая свою власть на этих землях, он ос­новывал новые монастыри, и христианские миссионеры вели здесь свои проповеди под защитой его могучей ар­мии. То, что католическая церковь потеряла в Галлии, она с успехом компенсирова­ла в Германии.

Камея с изображением Хлодвига I

Еще одно направление полководческой деятельнос­ти Мартелла помогло ему за­служить славу верного сына церкви. Начиная с VII века, объединенные под знаменем ислама арабские народы Средиземноморья, составляли постоянную угрозу для Ев­ропы. Они захватили восточные про­винции Византии, Северную Африку, Испанию и серьезно угрожали север­ному побережью Средиземного моря. В 732 г., в битве при Пуатье, франки, возглавляемые Карлом Мартеллом, разбили арабское войско. Эта победа утвердила за Мартеллом ореол героя, спасителя Европы от мусульманско­го нашествия. Некоторые современные историки, высказывают мысль, что последствия победы при Пуатье были сильно преуве­личены, и реально мусуль­манское нашествие было остановлено благодаря во­енным успехам на востоке византийского императора-иконоборца Льва Исавра.

Трудно судить, кто прав, но в западноевропейской традиции была, по крайней мере, создана легенда о Пу­атье воодушевлявшая мно­гие поколения.

Битва Хлодвига с вестготами. Миниатюра XIV в.

Тем временем в Ита­лии происходили события немаловажные для судеб франкского королевства.

Большую часть полуост­рова захватило германское племя лангобардов, и лангобардские короли угро­жали светской власти пап, забирая под свою руку все больше земель и городов Италии. Начиная с IV века, когда христианство ста­ло официальной религией Римской империи, римские епископы укрепляли свое влияние, используя покровительс­тво императоров. Но после гибели Западной империи в Риме фактичес­ки не осталось другой власти, кроме власти пап. И, как бы ни был высок их духовный авторитет и экономи­ческая эффективность монастырских хозяйств, они нуждались все же в содействии светских государей. Снача­ла они считали главным защитником христианства и наследником римс­ких цезарей византийского импера­тора, но Константинополь был далеко, а Византия не достаточно сильна, чтобы удержать власть над Италией. Затем она и вовсе погрязла в «ереси» — в VIII веке там процветало иконоборчество. Папа был поставлен перед необ­ходимостью искать себе нового союзника. Этим союзником мог стать могущественный правитель Франкского королевства. Римский первосвященник отправляет по­сольство к Карлу Мартеллу, вос­хваляя его деяния, и прося оказать помощь в борьбе с лангобардами. Мартелл принимает посольство с большими почестями, но оказать требуемую помощь не может по независящим от него причинам. Тем не менее, начало отношений положено. В правление сына Мар­телла эти отношения получат свое развитие.

Крещение Хлодвига

Сына Карла Мартелла, как и мно­гих его предков, звали Пипин, а про­зван он был Короткий из-за маленького роста. Несмотря на такое негероичес­кое прозвище, Пипин Короткий ос­тался в памяти потомков, как умный и энергичный правитель, выдающийся военачальник и государственный де­ятель. Успешно управляя Франкским королевством, он решил, наконец, по­кончить с неясностью своего положения и направил пись­мо папе Стефану, в котором спрашивал, как нужно отно­ситься к королям, которые во Франции не имеют власти, и одобряет ли папа подобное положение вещей. Глава ка­толической церкви понял, о чем спрашивает его майордом Франции, и ответил, что луч­ше называть королем того, кто имеет власть, чем того, кто ее не имеет. Вскоре епископы ко­роновали Пипина Короткого, и он стал первым королем из династии Каролингов. После этого он начал войну с ланго­бардами, изрядно потеснил их и, прибыв в 754 г. в Рим, вру­чил папе дарственную на от­воеванные у лангобардов зем­ли. С этого момента ведет свое начало светское государство пап, а франкский король на­зывается любимым сыном ка­толической церкви.

В 768 г. Пипин Короткий умер, и королевство, как это было тогда принято, поде­лили между двумя его сы­новьями, двадцатишести­летним Карлом, и младшим Карломаном. Вскоре Карломан умер, и Карл унас­ледовал его земли, став королем всех франков. В историю он вошел под именем Карла Великого.

 О его царствовании рас­сказывались легенды, о нем и его рыцарях напи­сано столько же романов, сколько о мифическом короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.

В начале правления Карла в Италии вновь ак­тивизировались лангобар­ды. Жена и дети его брата Карломана нашли приют у лангобардского короля Дезидерия, и тот пытался вынудить папу провозг­ласить наследниками Кар­ломана его сыновей, а не брата. Но глава католичес­кой церкви проявил твердость: отказал Дезидерию и обратился к Карлу с про­сьбой вновь поддержать папский престол против короля лангобардов.

С этого момента на­чинается история беско­нечных войн Карла Вели­кого. В 774 г. он одержал победу над лангобардами и на Пасху прибыл в Рим.

Ему устроили невиданную по торжес­твенности встречу, а он вручил папе дарственную на земли, намного пре­вышающую по щедрости дар Пипина Короткого. После этого Карл стал на­зываться королем франков и ланго­бардов. Потом пришлось сражаться с союзником Дезидерия, герцогом Баварским. Франкский король присо­единил к своим владениям Баварию, после долгой, кровопролитной, много раз возобновлявшейся войны, затем завоевал и крестил языческую Саксо­нию. Чтобы покорить эту страну, ему пришлось переселить на эти земли франков, и превратить в крепостных две трети ее жителей, а также устроить невиданное по жестокости избиение сакских пленных в городе Вердене. В течение одного дня там было казне­но четыре с половиной тысячи саксов, отказавшихся принять христианство. На востоке Карл воевал с аварами, и в результате этих войн народ авары перестал существовать. На этот раз ему не удалось даже никого крестить, ибо население было истреблено пол­ностью. Вот как описывает эту войну Эйнхард: «Самой значительной из всех проведенных Карлом войн, если не считать саксонской, была та, которая последовала за походом в страну вильцев, а именно война против аваров, или гуннов.

Карл Великий

Она была особенно ожесточенной и потребовала очень больших изде­ржек. Сам король возглавил, правда, всего лишь одну экспедицию в Паннонию — так называлась земля, которую населял тогда этот народ, руководство же остальными доверил сыну своему Пипину, правителям областей, а также графам и особым уполномоченным. И хотя война эта проводилась ими весьма деятельно, окончилась она только на восьмом году от ее начала. Сколько здесь было дано сражений, сколько пролито крови, можно судить по тому, что в Паннонии не осталось в живых ни одного ее обитателя, а мес­то, в котором находилась резиденция кагана, не сохранило и следов челове­ческой деятельности. Вся знать гуннов в этой войне была перебита, вся их сла­ва — предана забвению. Все деньги их и накопленные за долгое время сокро­вища были захвачены. Нельзя указать другой войны, объявленной франкам, во время которой они смогли бы столь­ко приобрести и так обогатиться».

В поле деятельности Кар­ла попали также племена южных и западных (полабских) славян. Некоторые из них были его противниками, другие— союзниками. Кро­ме того, он обложил данью Бретань, и, помня о славе своего деда Карла Мартелла, отправился за Пиренеи, сра­жаться с испанскими араба­ми. Тут его постигла неудача в сражении под Сарагосой, и он вернулся в Галлию, а на обратном пути арьергард его армии, которым коман­довал граф Роланд, был пе­ребит устроившими засаду горцами-басками. Событие это, расцвеченное фантази­ей неизвестного автора XII века, изображено в «Пес­не о Роланде», знаменитом памятнике средневековой французской литературы. После этой неудачи Карл пос­тарался прочнее закрепиться на примыкающих к Испании территориях. Он выделил Аквитанию в отдельное ко­ролевство, и поставил коро­лем своего сына Людовика. В Пиренеях была образована укрепленная область, так на­зываемая Испанская марка. В конце концов, франкам уда­лось отбить у арабов города Барселону и Памплону.

За время правления Карла Велико­го подвластная ему территория вырос­ла в 2 раза и почти достигла размеров Западной Римской империи. Все населявшие эту территорию народы долж­ны были обязательно исповедовать христианство, и не просто христианс­тво, а католицизм. Перед сном король любил читать сочинение святого Ав­густина «О Граде Божием» и, считал своей миссией создание мировой хрис­тианской державы. Ради успешного выполнения этой миссии он готов был пойти даже на притеснения папы, если тот, как казалось Карлу, справлялся со своими обязанностями не достаточно хорошо.

Карл Великий и папа Адриан I. В 772 г. папа Адриан I призвал его для защиты от лангобардского короля Дезидерия

Крупный специалист по истории каролингского периода Анатолий Левандовский пишет следующее: «Со­средоточив максимум усилий на стро­ительстве новой церкви, Карл вместе с тем стремился обеспечить безуслов­ную власть над нею. Проявляя вся­ческое уважение к Риму и папе, он никогда бы не допустил, чтобы власть апостольского наместника была выше его собственной. Роль архиепископов, епископов, аббатов и священников свелась им к чисто служебным обязан­ностям. От них он требовал постоян­ных отчетов, наставлял их и смещал, если они не отвечали его требованиям. Церковную иерархию он строил таким образом, чтобы все нити сходились не к папе, а лично к нему. Он созывал цер­ковные соборы и диктовал их реше­ния. Он, безусловно, считал себя круп­нейшим специалистом в области веры, разбирающимся во всех ее тонкостях и, будучи ее строгим ревнителем, ви­дел себя достойным поучать всех ос­тальных, включая и первосвященника Рима». Папе Адриану случалось полу­чать нагоняй от Карла за недостаточ­но усердное искоренение еретических учений.

Коронование Карла Великого

Несмотря на то, что франкский король распространял «истинную ре­лигию» вширь поистине варварски­ми методами, его занимало не только количество, но и качество христиан. Сохранилось следующее его высказы­вание: «Не умея хорошо писать, люди могут извращенно понимать Священ­ное Писание, причем ошибки легко приведут к крайней опасности. Ведь в Писании много сложных смысло­вых фигур, и кто поймет их, не изучая древних авторов излагавших ритори­ку?». Исходя из этих соображений, ко­роль развернул весьма широкую для своего времени образовательную про­грамму, и добился определенных успе­хов. В популярной литературе и даже в школьных учебниках можно встре­тить утверждение, что Карл Великий был неграмотен. Это неверно. Он был весьма образованный человек, знал несколько языков, свободно изъяснял­ся по латыни, понимал греческий. Был прекрасным оратором, высоко ценил книжную культуру, часто заставлял читать себе вслух во время обеда и, как уже было сказано, любил читать перед сном. Миф о его неграмотности осно­ван на том факте, что Карл Великий не умел писать, хотя и пытался, по словам того же Эйнгарда, освоить эту премуд­рость в зрелом возрасте. Речь, видимо, идет о том, что король не умел писать тем изящным стандартизированным шрифтом, которым переписывались манускрипты в монастырских мастер­ских. Нацарапать некое подобие букв, как это делают сейчас многие из нас, он, скорее всего, был способен.

После страшного упадка, в котором находилась европейская культура в первые века средневековья, в царство­вание Карла наметился определенный подъем, получивший название Каро­лингское Возрождение. Король собрал вокруг себя мудрецов, ученых и по­этов со всех подвластных ему земель, и даже из неподвластной Британии и Испании, и создал в 782 г. Придворную Академию. Ученые мужи из Академии, иногда играли роль политических советников короля, который обсуждал с ними свои планы. Особенно это каса­лось председателя Академии, личного друга Карла Великого, Алкуина Йорк­ского. Но в целом, Возрождение каса­лось не столько элитарного, сколько начального, базового образования. По стране была создана сеть школ, и Карл настаивал, чтобы аристократы посы­лали туда своих сыновей. Создавались также библиотеки, и король лично за­казывал для них книги в монастырс­ких скрипториях. Основным видом искусства, получившим развитие в каролингскую эпоху, стало искусство создания рукописной книги, главным живописным жанром — жанр книж­ной миниатюры. Переплет книги мог быть шедевром ювелирного искусст­ва. В это же время выработался особый рукописный шрифт, более или менее единый для всей Европы. Его называли каролингским минускулом. В ХI-ХII веках он начал сменяться готическим шрифтом, лучше экономящем место на пергамене, и более отвечающем эстетике эпохи, но до этого времени господс­твовал повсеместно. Особое внимание уделялось рестав­рации рукописей. Множество античных авторов были из­влечены из небытия именно при Карле Великом.

Историки отмечают, что законы каролингского пери­ода часто носят морализатор­ский характер и не слишком похожи на законы в нашем понимании этого слова. Преступления там путаются с грехами. Королевским ука­зом поданным предписыва­ется быть добродетельными и возбраняется испытывать ненависть. Любопытно, что ка­ролингское законодательство запрещало веру в колдовство. Считалось, что истинный христианин не может допускать возможность того, что кто-то кроме Бога способен тво­рить чудеса. Средневековая охота на ведьм началась в более позднюю эпоху, а пик ее вообще приходится на период Ренессанса и Реформации.

На Рождество 800 г. произошло важнейшее событие: Карл, находив­шийся в это время в Риме, прибыл на праздничное богослужение в Собор Святого Петра, и преклонил колени перед алтарем. В этот момент к нему приблизился папа и надел на него ко­рону римских императоров. Все же присутствующие в соборе воскликну­ли: «Да здравствует император Карл Август!». Так, через 324 года после ги­бели Западной Римской империи в Западной Европе снова появился импе­ратор. Впрочем, задолго до рождения Карла, еще в VII веке, была высказана мысль, что миссия римского государс­тва будет переходить от одного народа к другому. Между прочим, Карлу Ве­ликому чуть было не удалось осущест­вить мечту византийского императора Юстиниана — восстановить и объеди­нить под своей властью и Западную и Восточную империи. Он сделал брач­ное предложение византийской им­ператрице Ирине, но произошедший на Востоке династический переворот расстроил свадьбу. После этого отно­шения Карла с Византией становятся натянутыми, ведь константинополь­ские императоры не без основания считали себя единственными закон­ными наследниками римской импе­раторской короны. Но и они, в конце концов, признали императорское до­стоинство короля франков, правда, лишь спустя 12 лет после коронации.

Людовик I Благочестивый и Карл Великий

Карл поднялся так высоко над други­ми европейскими королями, что даже не считал их достойными женихами для своих дочерей и предпочел оста­вить дочерей старыми девами. Слава о великом монархе распространилась за пределами Европы. В 801 г. к импе­раторскому двору прибыл необычный подарок. Багдадский калиф Гарун-аль- Рашид, герой сказок «Тысячи и одной ночи», прислал императору живого слона. Все франкские хроники упо­мянули об этом событии, и жители империи стекались в столицу, чтобы посмотреть на чудо. Десять лет слон сопровождал своего господина в воен­ных походах, и, в конце концов, нашел свою смерть в Саксонии, чем поверг в печаль всех франков.

Лотарь

После провозглашения империи Карла заботило не завоевание новых земель, а то, как удержать завоеванное. Экспансия закончилась. Вдоль гра­ниц создается ряд особых укреплен­ных областей — марок. Но сохранить империю не гак то легко. Кроме вне­шних врагов ей угрожают внутренние неурядицы, ведь прирост земельных владений прекратился, значит нужно делить то, что есть. Однако империя пока держалась. Держалась не в последнюю очередь благодаря магии лич­ности Карла, его энергии, его непоко­лебимой уверенности в себе, наконец, благодаря его славе победоносного полководца. Но Карл был уже не мо­лод. В год получения императорского титула ему было 58 лет, а десятилетие спустя его мощное тело, до сих пор никогда не нуждавшееся во врачах, начало сдавать. Стало ясно, что пора позаботиться об устройстве посмерт­ных дел. Карл вызывает к себе своего сына Людовика и сам возлагает на него императорский венец. Остальные его сыновья умерли раньше отца, и он не был пос­тавлен перед необходимостью делить созданную им империю. В 814 году, в возрасте 72 лет им­ператор Карл Великий умер. На трон взошел новый император, Людовик Благочестивый.

Карл Лысый на престоле приветствует монахов, принесших ему рукопись.

Сын и наследник Карла Ве­ликого — Людовик, вовсе не был ни к чему не способным ничтожеством, каким его по­рой изображают. Напротив, это был человек преисполнен­ный чувством долга, и в начале он энергично продолжил дело отца, укрепляя и благоустра­ивая империю. Его неудачи на императорском поприще были вызваны как раз теми его ка­чествами, которые вызывали бы симпатию — будь их обладатель частным лицом. Эти качества — спо­собность сомневаться в своей правоте и испытывать раскаяние. После подав­ления мятежа, поднятого сыном его покойного брата и направленного на раскол империи, Людовик устраивает публичное покаяние с обильной разда­чей милостыни. Сознавая, что его долг сохранить империю, он в то же время не может избавиться от чувства вины за трагическую гибель племянника, и не находит нужным это чувство вины скрывать. Такое поведение подданные расценивают как слабость, и подоб­ных промахов сын Карла Великого со­вершил еще много. Роковым для него стал вопрос о наследниках. Каждый из его сыновей хотел получить земли и быть в них королем, но просто раз­делить поровну свои владения, как это делали его предшественники, Лю­довик не мог. Карл Великий впервые создал нечто такое, что многие хотели сохранить целым. Сначала эту про­блему вроде бы удалось решить. Был составлен документ, согласно которо­му императорский титул и власть над империей наследовал старший сын Людовика Лотарь, а младшие сыновья получали по королевству и могли быть избраны на императорский трон в слу­чае смерти брата. Но когда земли уже были поделены, у Людовика родился еще один сын, от второго брака. На­делить его землей можно было только за счет братьев, Людовик же горячо любил младшего сына, и не останав­ливался ни перед чем, чтобы устроить его будущее как можно лучше. Кон­фликт в императорской семье закон­чился вооруженным мятежом. Лотарь выступил против отца, обвиняя его в растаскивании империи. Младшие принцы выступали попеременно то на стороне отца, то на стороне старшего брата. У власти оказывалась то одна, то другая партия. Людовика Благо­честивого то заточали в монастырь, то возвращали обратно на трон. В 840 г. он умер, не оставив по себе доброй сла­вы, а трое оставшихся в живых его сы­новей, Лотарь, Людовик и Карл начали войну за раздел империи, получившую название «война трех братьев». На сто­роне Карла, названного впоследствии Карлом Лысым, выступило в основном население западных областей империи, более романизированное, говорящее на исковерканной латыни. Людовика же поддерживали жители востока, со­хранившие свое исконное германское наречие. Поэтому его прозвали Людо­виком Немецким. В ходе “войны грех братьев” Людовик Немецкий и Карл Лысый объединились в союз про­тив Лотаря. В городе Страсбурге они заключили договор. Страсбургские клятвы верности были произнесены и записаны не на книжной латыни. Каж­дый король произнес клятву на том языке, на котором говорило войско его предполагаемого союзника. Страс­бургская клятва Людовика Немецкого является первым известным науке об­разцом старофранцузского языка.

Печать Карла Великого
Монета с портретом Людовика II Немецкого

«Война трех братьев» закончилась в 843 г. договором, заключенным в пе­чально известном городе Вердене, том самом, где дед Лотаря, Людовика и Кар­ла устроил кровавое избиение плен­ных саксов, не пожелавших принять христианство. Иногда день заключе­ния Верденского договора образно называют Днем рождения Европы. По нему Лотарь получил Италию и широкую извилистую полосу зе­мель, тянущуюся через весь Евро­пейский континент, от Аппенинско­го полуострова до Северного моря. Карл получил все земли к западу от этой полосы, Людовик — к востоку. Так впервые наметились границы будущих государств. Владения Кар­ла стали основой будущей Франции, Людовика — Германии. Что касается земель Лотаря, то Италия, в какое бы государственное образование она не входила, всегда была довольно обо­соблена, а искусственно выкроенная полоса, вплоть до новейших вре­мен была предметом соперничества Франции и Германии. Спор за Лота­рингию (королевство Лотаря) стал одной из причин Франко-Прусской войны 1870 г. и сыграл свою роль во время Второй мировой. После Верденского раздела в Восточном королевстве, которое мы, удобства ради, будем теперь называть Герма­нией, вскоре сменилась династия, род Каролингов был отстранен от власти. На западе, во Франции, потомки Карла Великого продолжали царствовать еще почти полтора столетия, но не совер­шили за это время ничего выдающего­ся, а наоборот привели страну на край гибели, и в конце Х века также уступили власть другой династии. Императорс­кий титул приобрел характер чисто номинальный, и был даже забыт, пока 960 г. немецкие король из Франконской династии Оттон I не вспомнил о нем, и не возродил его к жизни, создав новую империю, будущую Священную Римс­кую Империю германского народа...

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится