Карта фланера Эдуара Мане
541
просмотров
По правилам фланирования важно гулять неспешно и бесцельно, смешиваться с толпой, но при этом оставаться от нее отдельно, особняком.

Для человека творческого, будь то писатель или художник, фланирование — бесценный опыт изучения людей, типов, движений и внешних проявлений характеров. Черный цилиндр, тонкие перчатки, трость, медленная походка и непроницаемое лицо — Эдуар Мане был настоящим фланером. Катки, опера, широкие бульвары, ипподром, танцы, гастроли испанских танцоров, новые вокзалы и площади, всемирные выставки — Париж времен Мане был идеальным городом для фланирования и для рождения нового, современного искусства.

Батиньоль - сады Тюильри

Эдуар Мане несколько раз менял квартиры и много раз — мастерские. Он никогда не работал дома — и мастерскую предпочитал снимать отдельно. Но всегда, всегда это были дома и улицы квартала Батиньоль или места неподалеку. Только в 1860 году Наполеон III сделал деревню Батиньоль частью Парижа — и первую мастерскую в этом районе Мане снял в том же году. Здесь жили мелкие буржуа и государственные служащие — пока еще тихий мещанский район вдалеке от шума и блеска стремительно перестраивающегося центра города.

Мане снимает мастерскую на улице Гюйо, недорогую, скромную и тесную, по соседству с квартирками актеров, нищих художников и безвестных поэтов — и работает каждый день, пока за окном не начинает темнеть. Но вечером обязательно отправляется на прогулку — ближе к свету бульваров и к шуму известных артистических кафе: «Тортони» или «Гербуа». За ужином к нему присоединяются друзья, поэты и молодые художники, которые спорят о судьбе искусства, мечтают писать по-новому, писать саму жизнь. Со временем хозяин кафе «Тортони» забронирует для богемных завсегдатаев два отдельных мраморных столика, которые ждут их каждый вечер. А в артистической среде эту группу назовут «батиньольской школой».

Ателье в Батиньоле Анри Фантен-Латур 1870

А по пятницам можно прогуляться подальше — до садов Тюильри, где вечером аристократы собираются слушать музыку, где толпа дам и мужчин рассаживается на стульях в ожидании концерта, где щеголяют модными нарядами, встречают старых знакомых, сплетничают, флиртуют, обмениваются последними новостями.

Здесь, в Тюильри, Эдуар Мане пишет первую картину, в которой с дерзостью стихийного революционера уже рушит правила академической живописи. Мимолетность фланерского взгляда, брошенного на толпу, Мане реконструирует несколькими эффектами: если в классической живописи близкие к зрителю объекты были обозначены четко, а уходящие вдаль эту четкость постепенно теряли, то в этой картине законы перспективы больше не работают. Работают только глаза художника-фланера. Он волен сфокусировать взгляд на любом объекте — а все остальное из фокуса увести. И в данный момент его глаза остановились на нескольких фигурах: мужчина в цилиндре, женщина в синей шляпе, а потому дети на переднем плане не так уж важны, обозначены несколькими штрихами, а в самом центре вообще может оказаться неразборчивый комок чьих-то одежд, вуалей и лиц.

Музыка в саду Тюильри Эдуар Мане 1862

Подождите, это еще не все дерзости. Сам художник давно смешался с толпой — вот он, крайняя фигура слева. А знаете, где находитесь вы, зритель, прямо сейчас, разглядывая картину Мане, следуя его расслабленному взгляду, брошенному в толпу? Точно. Среди музыкантов оркестра. Так что скорей начинайте играть, публика ждет.

Скачки в Лоншане Эдуар Мане 1864

Ипподром Лоншан

Ипподром Лоншан открыли в Париже в 1857 году, на открытии присутствовал император Наполеон III и императрица Евгения. Наполеон очень хотел, чтоб Париж стал таким же красивым, сверкающим, современным и шикарным, как Лондон. Чтобы здание оперы было грандиозным (его строили в Париже 15 лет), чтобы парки, широкие бульвары, витрины и скачки, а вот баррикады чтобы построить было сложнее.

Женщины на скачках Эдуар Мане Живопись

Конечно, скачки становятся самым модным развлечением аристократов, не хуже концертов и прогулок на яхтах. Толпы французов собирались здесь по выходным выгулять новые наряды, поглазеть на знаменитостей и поставщиков светских сплетен, а молодые небедные художники вроде Мане и Дега — в поисках новых сюжетов.

На ипподроме Лоншан, кстати, устраивали не только скачки, но и другие события, которые не вместил бы ни один городской зал или театр. Любой парижский концертный зал просто рухнул бы от наплыва зрителей, если бы там выступали артисты мадридского королевского театра — все испанское в моде. Потому гастроли проходят на сцене ипподрома. Испанские танцовщики привезли в Париж спектакль «Севильский цветок» — и Мане договаривается о том, чтоб ведущие артисты ему позировали, и даже просит одного из друзей воспользоваться студией попросторней и поближе к центру города. Приглашать звездных испанских танцоров на окраину Парижа, в Батиньоль, в темную, тесную мастерскую, ему неловко.

Эдуар Мане. Портрет Лолы де Валанс и Эдуар Мане. Танцор Мариано Кампруби

За несколько недель Мане пишет «Лолу из Валенсии», «Портрет Мариано Кампруби» и «Испанский балет». И еще несколько лет после будет болеть испанцами, наряжать моделей в костюмы махо и торедоров, писать корриду и переосмысливать Гойю.

Ледовые катки

После Франко-прусской войны и блокады, после потерь и позора Париж возвращался к мирной жизни и готов был снова развлекаться: любое модное времяпрепровождение достигало размаха поголовной мании, приводило к дракам в сувенирной лавке или к давке в общественных местах. В 1870-х в Париже появляются первые ледовые катки — целых пять. И конькомания охватывает парижан с неудержимой силой.

Каток в 1870-х в Париже — это не просто залитая водой площадь, а изысканное место отдыха: электрическое освещение (большая редкость), грандиозные оркестры и даже читальные залы. На знаменитый каток на улице Фобур Сент-Оноре по понедельникам, средам и пятницам можно попасть только по личным пропускам, которые выдает специально созданный для этой цели комитет. Вторники и субботы отданы для занятий Клуба катания на коньках, куда отбирается весь цвет ранее существовавших аристократических модных клубов, например, жокейского. И лишь по четвергам и воскресеньям не требуется никаких специальных разрешений и пропусков, но для соблюдения благородной атмосферы не допускаются юные дамы без сопровождения.

Катание на коньках Эдуар Мане Живопись, 1877

Журналист газеты «La Vie Flamande Illustrée» с иронией описывал посетителей парижских столичных катков: 1% здесь ради занятий спортом, 4% - для медитации, 15% следуют моде, 25% кого-то сопровождают, а 55% ищут приключений!

Эдуар Мане в 1877 году живет на улице Амстердам — и ближайший к нему каток, как сообщают современные google-карты, всего в 7 минутах ходьбы. Для фланера — минут 15: медленно с улицы Амстердам свернуть на бульвар Батиньоль, а потом — на бульвар Клиши. Пройти всего два квартала — и наблюдать за резвящимися на льду парижанами из толпы.

Улица Санкт-Петербург – улица Монье - вокзал Сен-Лазар

В середине 1860-х Мане переезжает жить на улицу Санкт-Петербург, а в 1871 и студию снимает на этой же улице. Нужно понимать, что за место это было. Улица Санкт-Петербург — одна из 6 широких улиц, которые расходятся от массивного металлического Моста Европы, того самого, который написал спустя несколько лет Гюстав Кайботт. Это место не так уж далеко от Батиньоля, но у него совсем иной дух. Это символ торжествующей индустриализации, инженерного гения, неумолимо несущейся вперед жизни, устрашающих и пьянящих перемен. Под мостом Европы проходят железнодорожные пути — здесь расположен вокзал Сен-Лазар. Да, тот самый, который спустя 6 лет напишет Клод Моне.

Гюстав Кайботт. Мост Европы. 1876 и Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар в Париже. 1877

Эдуар Мане не просто работает где-то там на улице Санкт-Петербург — он работает у самого ее начала, рядом с вокзалом, рядом с мостом. Его студия находится в бывшем фехтовальном зале, светлом и просторном. Некоторые друзья, заходившие в гости к художнику, вспоминали, что в мастерской Мане дрожал пол от проезжавших мимо поездов, а вазы с цветами, посуда и окна непрестанно звенели. Теперь он в самом сердце городской жизни с ее шумом, мельканием лиц, дорожными работами, праздничными флагами. Да что там говорить — для картины «Железная дорога» Викторина Мёран позирует просто на заднем дворе дома Мане. За оградой густой пар валит из трубы отправляющегося поезда. Он совсем, как Бальзак, вынесший когда-то стул на Итальянский бульвар и в течение нескольких часов наблюдавший за типажами прохожих и описавший их потом в книге «Теория походки». Только Мане достаточно придвинуть стул к окну.

Железная дорога Эдуар Мане 1873

Не то чтобы раньше Мане прогуливался только по артистическим кафе и писал только развлекающуюся знать. Например, для картины «Старый музыкант» он много лет назад искал натурщиков в самых нищих, грязных и опасных кварталах Парижа. Но теперь ему не нужно далеко ходить: нищие, калеки, проститутки, аристократы, гувернантки с младенцами, спешащие служащие и пыльные рабочие пересекают мост Европы и расходятся по примыкающим улицам по своим делам. Сама жизнь, сама современность.

Эдуар Мане. Ремонтные работы на улице Монье. 1878 и Эдуар Мане. Улица Монье с флагами. 1878

Когда Мане выглядывал из окна мастерской, ему открывался вид на улицу Монье (сейчас улица Берна). Из этого окна он написал дорожные работы и флаги, украшавшие город в дни проведения Всемирной выставки.


Улица Амстердам – лечебница на улице Миромениль

В 1878 году Мане вынужден покинуть свою любимую студию на улице Санкт-Петербург. Он находит другую, на соседней — на улице Амстердам. В ней нет величия и простора фехтовального зала, она меньше и темней, но именно эта мастерская станет самым людным и посещаемым местом в жизни Мане. К нему приходят друзья, натурщики, заказчики портретов, студенты, умоляющие возглавить их художественную студию (Мане неизменно отвечает отказом). Мане — знаменитость. В Салон принимают обе представленные Мане работы, самый непримиримый критик Альбер Вольф пишет первую благосклонную рецензию о пути, по которому Мане уже давно идет не в одиночестве: «Мане, несомненно, имеет большое влияние на современность. Именно он нанес удар рутине, он пальцем показал путь, по которому можно следовать, он указал художникам своего времени дорогу к природе».

Автопортрет Эдуар Мане Живопись, 1879

По утрам денди и фланер Мане берет по привычке в руки трость, чтобы выйти из дома, но теперь опирается на нее тяжелее, чем раньше. Трость ему нужна, чтобы не упасть. Спустя несколько месяцев после переезда в новую мастерскую от резкой боли в пояснице и ноге художник впервые падает. Дальше будет только хуже — и теперь медленные ежедневные прогулки ему прописывают врачи. На улице Миромениль расположена знаменитая гидротерапевтическая клиника, в которой Мане принимает лечебные души, послушно отправляется каждый день по улице Амстердам, переходит через Мост Европы, прихрамывая, движется по улице Мадрида, выходит на Миромениль. Всего 20 минут — уверяют google-карты. Скорее всего, гораздо дольше для страдающего от острых болей Мане. В эти периоды обострений он не может работать маслом — и пишет маленькие пастельные зарисовки, крошечные акварели в письмах друзьям и натюрморты.

Через два года и всего за год до смерти 49-летний Мане, борясь с болью, выйдет из дома, опираясь на трость, и медленно обойдет почти весь центр Парижа. Художник лично зайдет к каждому из 17 судей Салона, которые проголосовали за присуждение ему медали.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится