Киммерийцы: забытые предшественники скифов, которые держали в страхе Ассирию и государства Малой Азии
0
0
992
просмотров
Кочевники Северного Причерноморья держали в страхе Ассирию и государства Малой Азии. Одолеть их смогли только скифы.

«Самое западное гиборийское государство — лежащая к северу от Аквилонии Киммерия. Дикие его обитатели не отказались от кочевой жизни. Это потомки атлантов. Благодаря связям с гиборийской культурой они развиваются куда быстрей своих извечных врагов — пиктов, населяющих джунгли на западе Аквилонии…»

Так описывает родину культового фэнтезийного героя Конана его «отец» — американский писатель Роберт Говард. Описывая похождения жестокого, но харизматичного варвара, ставшего в результате королём вымышленной Аквилонии, родоначальник жанра «фэнтези» в литературе вдохновлялся «доисторическими» временами, так называемыми «тёмными веками» истории Средиземноморья, эпохой полумифического Гомера.

Кадр из фильма «Конан-варвар», 1982.

Легендарная Киммерия — не более, чем выдумка Говарда, квинтэссенция поверхностных знаний первой половины XX века о тех народах, что населяли Северное Причерноморье ещё до того времени, как сюда прибыли знаменитые скифы. Кем же киммерийцы были на самом деле?

Киммерия и ближневосточные государства

О киммерийцах сообщает множество древних письменных источников — от ассирийских до греческих. В поэме Гомера «Одиссея» можно встретить отрывок, относящийся к этому древнему народу. Страна киммерийцев располагалась в той местности, где «никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами». Таким образом, древнегреческий поэт отождествлял Киммерию с преддверием царства Аида. Однако географически Гомер определил регион проживания народа верно — неподалёку от Колхиды, куда Ясон и аргонавты ходили за Золотым Руном.

О киммерийцах писал и «отец истории» Геродот. В его труде «История» можно обнаружить большое количество разных топонимов, локализуемых в районе Керченского пролива: Киммерийский Боспор (сам пролив), Киммерийские стены, Киммерийские переправы. Он также сообщил и о вытеснении этого народа пришельцами-скифами, появившимися на территории Северного Причерноморья в VIII веке до н. э.

Восточное Средиземноморье в ранний Железный век.

Однако самую большую ценность для реконструкции политической и военной истории загадочного народа представляют для исследователей ассиро-вавилонские источники об истории древнего государства Урарту.

Первые упоминания о киммерийцах в ассирийских хрониках приходятся на 715 год до н. э., во времена правления Саргона II. Сообщение содержало известие о победе вторгнувшихся на территорию Урарту племён над войском царя Руса I, который пытался их подчинить. Именно этот факт стал отправной точкой для тщательно готовившегося похода Саргона II против этого государства.

Царь Саргон II. Фрагмент рельефа из дворца в Дур-Шаррукине.

После этого киммерийцы пропадают с радаров восточных летописцев на целых 35 лет, чтобы вновь «воскреснуть» на страницах хроник. К этому времени можно выделить две ветви этих племён: условные «западные» и «восточные» киммерийцы. Первые будут активно участвовать в исторических событиях на территории Малой Азии. Вторые — относительно мирно существовать на восточных границах Ассирии, постепенно ассимилируясь с местным населением.

Однако именно восточные киммерийцы сыграют не самую последнюю роль в восстании Каштарити, лидера мидян, в результате которого на политической карте Ближнего Востока в 673 году до н. э. появится новая сила — Мидийское царство. После этого события упоминания о восточных киммерийцах прекращаются — они растворились в «котле» из самых разнообразных этносов новообразованного государства.

Ближний Восток в конце VII века до н. э.

Несмотря на сложные взаимоотношения с Ассирией, источники сообщают о довольно значительном присутствии представителей этих племён в их войсках. По всей видимости, здесь речь идёт о наёмниках, пополнявших вооружённые силы государства Междуречья.

Фригия и киммерийцы

Западная ветвь киммерийцев долгое время оставалась одним из основных противников Ассирийского государства, терзавших её западные рубежи. В союзе с остатками Хеттского царства они несколько раз вступали в открытые военные действия против державы Асархаддона.

В 679 году до н. э. ассирийцы взяли верх в сражении в Каппадокии над киммерийским вождём Теушпой. По всей видимости, эта победа не имела большого значения, поскольку уже через несколько лет крупные события разворачиваются западнее — на границе Фригийского царства.

Изображение киммерийцев на этрусских вазах.

Фригия, расположившаяся в западной части Малой Азии и тесно взаимодействовавшая с греческими государствами, достигла своего расцвета на рубеже VIII — VII вв. до н. э. Такой подъём связывают с именем царя Мидаса, ставшим прототипом одноимённого героя древнегреческих мифов. По всей видимости, стремительный рост богатства этой области повлиял на знаменитый образ царя, обращающий в золото всё, к чему бы ни прикоснулся.

Получив отпор на востоке, киммерийские кочевники обратили свои взоры на запад. Богатые области Фригии манили варваров — в конце концов они начали вторжение. Киммерийцы заняли большую часть процветающего государства и убили Мидаса. Жемчужина Малой Азии не смогла оправиться от этого удара. Чахнущее царство стало ареной борьбы различных политических сил, пока, в конце концов, не стало частью Персии. В качестве персидской сатрапии Фригия просуществовала вплоть до прихода на эти земли Александра Македонского.

Фригийская скальная гробница, т. н. «Могила Мидаса».

Киммерийцы не остановились на разгроме Фригийского царства. Следующей мишенью стала Лидия, вышедшая на передний план после падения государства Мидаса. 660-е годы до н. э. полны бесконечных столкновений лидийцев и киммерийцев. Лидию в этом конфликте поддержал ассирийский властитель Ашшурбанипал, заставив кочевников распылять свои силы. Первоначально этому альянсу сопутствовал успех и атаки варваров удавалось отбить. Однако в 644 году кочевники во главе со своим предводителем Дугдамми смогли переломить ход войны в свою пользу. Столица Лидийского царства, Сарды, были взяты, а царя Гита постигла та же участь, что несколько десятилетий назад Мидаса.

Кочевники не остановились на этом успехе и продолжили движение к Средиземному морю. Именно тогда они в первый и последний раз непосредственно сталкиваются с греками — нападениям подверглись города на побережье: Магнесия-на-Меандре и Эфес. Однако, несмотря на успехи, Дугдамми выбрал в качестве постоянного поселения для киммерийцев далёкую Каппадокию на северо-востоке Малой Азии.

Изображение киммерийцев. Персеполь.

Не ограничиваясь лишь ионийскими греческими городами, киммерийцы возобновили набеги на Ассирию. Однако во время одного из походов прославленный Дугдамми скончался. Примерно в это время на территорию расселения киммерийцев начинают проникать скифы — между двумя кочевыми народами начинаются серьёзные стычки. В 620-х гг до н. э. войско киммерийцев было разбито скифскими отрядами царя Мадия, а немного позже ответный удар нанесли и лидийцы во главе с царём Алиаттом. На этом упоминания о киммерийцах в письменных источниках больше не встречаются.

Киммерийская культура

В современной науке нет однозначного мнения относительно того, откуда пришли киммерийцы, на каком языке говорили и что с ними произошло после столкновения со скифами. В литературных памятниках запечатлены лишь имена царей — на основе таких данных трудно предположить, к какой языковой группе принадлежали древние кочевники. Практически ничего не известно и про их быт. Лишь на основе письменных источников соседних стран можно с уверенностью сказать, что киммерийцы предпочитали кожаную одежду, головными уборами были островерхие шапки. Также кочевники носили штаны, удобные для езды верхом.

Киммерийцы в интерпретации современного художника.

У археологов существует термин «киммерийская археологическая культура», однако его наполнение чрезвычайно размыто. Обычно он применяется к памятникам доскифского времени, хотя многие историки отмечают схожесть скифской и киммерийской материальной культуры. В погребения кочевники помещали предметы керамики, конскую упряжь, иногда встречается оружие.

***

Реальные киммерийцы очень сильно отличаются от того образа, который был создан Робертом Говардом. Конан — скорее варвар римской эпохи, больше схожий на пикта или галла. Исторические киммерийцы — кочевники, задолго до скифов державшие в напряжении соседние государства и оставившие заметный след в культуре народов Средиземноморья.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится