Князь Михаил Черниговский: жертва интриг или мученик веры?
533
просмотров
Михаил Всеволодович – один из древнерусских князей, причисленных во времена Ивана Грозного к лику святых. Но был ли он благочестив на самом деле?

XIII век — время крупнейших испытаний для Русской земли за всю предшествующую историю её существования. Монголо-татарское нашествие не шло ни в какое сравнение с набегами печенегов или половцев, русские князья столкнулись с гнетущей реальностью политической зависимости — теперь недостаточно было всего лишь откупиться деньгами от захватчиков. Рюриковичам необходимо отныне добиваться права на владение своей вотчиной у иноземного правителя — такого унижения Русь не знала никогда.

Множество князей побывало в Орде за почти двухсотлетнее иго. Первые десятилетия после нашествия были связаны с необходимостью правителей подтверждать своё владение у монгольских хозяев. Эти поездки сопровождались огромным риском — путешествие в страну, чуждую по культуре и религии, таило в себе множество опасностей. Немногие переживали эти аудиенции. Великий князь Ярослав Всеволодович, например, пал жертвой политических интриг в столице монгольского государства, Каракоруме. А Михаил Черниговский, по свидетельствам источников, был убит из-за своей приверженности христианской вере.

Иконописное изображение князя Михаила.

От битвы на Калке до монгольского вторжения

«Домонгольская» биография Черниговского князя могла бы с успехом лечь в основу отечественного аналога «Игры престолов». Она полна битв, политических интриг, славных деяний и великих провалов. Политическая биография Михаила, впоследствии причисленного к лику святых, оказалась непродолжительной, чуть больше 20-ти лет, но очень насыщенной.

Она началась в 1223 году. В этот год многие русские князья нашли свою смерть либо на поле брани на реке Калке, либо под трапезным столом, за котором пировали монгольские захватчики. Немногим удалось спастись. Таким счастливчиком оказался и сорокачетырёхлетний Михаил. Гибель тогдашнего черниговского князя Мстислава Ярославовича помогла ему занять вакантное место в одной из сильнейших вотчин на территории Руси.

Эпизод битвы на реке Калке в интерпретации современного художника.

С этого момента Михаил успеет побывать главой Новгорода, Киева и даже Галича. Неутомимый честолюбец, он настроил против себя, наверное, всех видных политических деятелей той эпохи — в первую очередь, Ярослава Владимирского и Даниила Галицкого. В борьбе за Юго-Западную Русь он даже использовал помощь венгров — своего сына, Романа, сосватал к дочери венгерского короля Белы IV Анне. В результате политических интриг и прямого военного вмешательства Михаил к моменту начала татаро-монгольского нашествия фактически контролировал всю Южную Русь — сам он сидел в Чернигове, а его сын — в Галиче.

Монгольское вторжение

С этого момента в биографии будущего святого появляются факты, не слишком хорошо согласующиеся с тем культом, который был сконструирован русскими духовными деятелями впоследствии. В 1237 году ко двору черниговского князя прибывают послы из Рязани с просьбой оказать им помощь в борьбе против иностранных захватчиков. Возглавлял делегацию небезызвестный Евпатий Коловрат, впоследствии вписавший золотыми буквами своё имя в страницу ратных подвигов Руси.

П. Литвинский «Евпатий Коловрат».

Однако Михаил напомнил посланцам о том, что в 1223 году, во время первого очного противостояния монголов и русских княжеств, рязанские полки на поле боя не явились, после чего отказал гостям в их просьбе. Трудно сказать, как бы сложилась история, пошли Михаил свои полки на помощь рязанцам. В любом случае, оставив на растерзание Северо-Восточную Русь, черниговский князь во многом накликал на себя беду, случившуюся через несколько лет уже в его владениях.

В 1239 году вторая волна монгольского нашествия обрушилась на Южную Русь. Орды захватчиков под командованием внука Чингисхана, Мунке, разорили Чернигов, Переяславль и подошли к Киеву, в котором в то время находился Михаил. Мунке предложил князю сдать город без боя и покориться Батыю. Однако на это последовал отказ, и, более того, монгольские послы были зверски убиты. Казалось бы — вслед за таким смелым поступком Михаил должен подготовить оборону города и оказать достойное сопротивление монголам. Но произошло всё в точности до наоборот — черниговский князь спешно покинул Киев и ушёл в Венгрию вместе с сыном, оставив киевлян на растерзание озлобленных захватчиков.

Монголы осаждают древнерусский город.

Последующие несколько лет Михаил с семьёй банально бегал от армии Батыя, которая, казалось, преследует его по пятам. До 1240 года отсидевшись в Галиче (с разрешения князя Даниила), он, после захвата и разграбления монголами Киева, бежит в Венгрию. Когда же кочевники появляются у границ королевства Белы IV — Михаил отправляется вглубь Европы, в Германию.

Однако скитания по Европе ни к чему не приводят: союзников найти не удалось, да и отношение к беглому князю было совсем не гостеприимным. В 1241 году блудный Михаил возвращается в разорённый Киев, где продолжает править ещё два года. Во время его непродолжительной отлучки в Венгрию, где сын Ростислав справлял свадьбу с дочерью венгерского короля, Анной, киевское княжение по ярлыку переходит Ярославу Всеволодовичу. Михаил вынужден вернуться в родовое гнездо — Чернигов, где его и настигнет роковой вызов в ставку Батыя в 1246 году.

Древний Чернигов, реконструкция

Михаил Черниговский и ярлык на княжение

В тот год русские князья массово вызывались к монголам для подтверждения права на управления своими владениями, а также, судя по всему, для выработки основных юридических моментов, связанных с зависимым отношением Руси. Ярослава Всеволодовича сразу после встречи с Батыем отправили в Каракорум, на курултай по случаю избрания нового хана. Даниил Галицкий, несмотря на свою нескрываемую антиордынскую позицию, подтвердил владение Галицким княжеством. Но Михаил Всеволодович живым из ставки Батыя не вернулся.

События, произошедшие с князем, описаны во множестве источников: это и «История монголов» Иоанна де Плано Карпини, и Галицкая летопись, и «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Попробуем восстановить хронологию событий того злополучного дня.

Русские князья в ставке Батыя.

Все князья, претендовавшие на получение ярлыка, должны были пройти монгольский языческий обряд, который доказывал лояльность кандидата новым хозяевам. В сопровождении монгольских жрецов они должны проходили между двух костров, затем кланялись языческим идолам (среди которых было и изображение Чингисхана), а также бросали в огонь часть принесённых даров. Михаилу знал об этих процедурах — Московский летописный свод сообщает о том, что князь ещё перед поездкой в ставку Батыя принял решение отказаться от унизительных для истинного христианина действий.

Прибыв к монголам, Михаил сразу заявил языческим жрецам, что не собирается проходить обряды, однако не отказывался принести присягу Батыю. Уговоры не подействовали на черниговского князя. Тогда, по сообщению летописца, Батый пришёл в ярость и приказал лишить жизни строптивого русича. Примечательно, что на эти случаи у захватчиков были припасены особые исполнители из числа русских. Согласно летописи, последний штрих в расправе над князем и его слугой, боярином Фёдором, сделал некий Доман Путивльцев, отрезав отступникам головы.

Даниил Галицкий, Ярослав Всеволодович или хан Батый: кому была выгодна смерть князя?

Почему же Михаил Черниговский был наказан за отказ соблюдать языческий обряд? Не всех древнерусских князей наказывали за такой демарш — например, Даниил Галицкий обошёлся без этой процедуры и получил ярлык на княжение в Галиче. По всей видимости, причины убийства находились всё же в плоскости политической, нежели религиозной.

В наше время достоверно сказать о том, почему Михаил сложил голову в ставке Батыя, не представляется возможным. Однако можно описать возможные версии произошедшего. Батый мог наказать черниговского князя за его тесные связи с венгерским королевским домом. Венгрия пережила нашествие монгольских орд и занимала крайне агрессивную позицию по отношению к захватчикам. Но и Даниил Галицкий имел родственные связи с династией Арпадов и относился к Батыю отрицательно. За это он наказан не был.

Ещё одна гипотетическая теория — Михаил Черниговский пал жертвой интриг других древнерусских князей. Мотивы были и у Ярослава Всеволодовича, и у Даниила Галицкого. С Ярославом отношения у будущего святого были натянутые, сказывалось соперничество за новгородский и киевский столы. Даниил не мог забыть Михаилу захват Галича. Таким образом, вызов Батыем черниговского князя к себе мог таить потенциальную опасность возвышения соперника владимирского и галичского князей. Однако документальных подтверждений таких интриг нет. Можно только предполагать, что Ярослав и Даниил могли сообщить Батыю какую-нибудь негативную информацию относительно Михаила, дабы убрать его со своего пути.

Ещё один источник всевозможных заговоров — другие князья Черниговского дома. Они могли не питать особой любви к Михаилу из-за его авантюрной политики до монгольского нашествия, раз за разом подставлявшей Чернигов под прямой удар противника. Другие князья черниговского дома также бывали в ставке Батыя (один из них даже был убит по довольно странному обвинению в краже лошадей на границе) и могли дать свидетельские показания против Михаила.

Причин было много и все версии имеют право на существование. Что же стало с именем Михаила после его смерти? Уже в XIII веке было составлено «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора», впоследствии переработанное в житие. По всей видимости, почитание князя как местного святого, пострадавшего за веру Христову, началось на территории Черниговского княжества почти сразу после его смерти — в Ростове даже был возведён храм в его честь, до нашего времени, однако, не сохранившийся.

Михаил Черниговский и боярин Фёдор, иконописное изображение.

Канонизация Михаила на общероссийском уровне произошла во время правления Ивана Грозного, в 1578 году и связана с именем митрополита Макария. С политической точки зрения создание «пантеона» общерусских святых в это время было весьма кстати — Русь объединилась и крепла день ото дня, а фигура Михаила как нельзя лучше подходила к новой идеологической парадигме Московского государства. Черниговский князь выполнил свою политическую функцию уже после смерти, однако его жизнь, полную нехристианского честолюбия и эгоизма, вряд ли можно назвать православным идеалом.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится