Пергамская библиотека: культура Древней Греции
670
просмотров
Александрийская библиотека была крупнейшим книжным собранием древности. Спустя сто лет в Пергамском царстве появилась библиотека-соперница.

Эллинистическая эпоха: книжные собрания царей и полисов

Правители эллинистических царств заботились о своем престиже. Они укрепляли его не только военными победами, но и покровительством искусствам. Во всех главных государствах эллинизированного Востока появились крупные библиотеки.

Первой из них была основанная в 290-е годы до н. э. Александрийская библиотека в Египте. Царь Македонии Антигон Гонат создал царскую библиотеку в своей столице Пелле. Царь государства Селевкидов Антиох III Великий создал и открыл для ученых посетителей библиотеку в Антиохии-на-Оронте.

Александрийская библиотека

Не отставали и греки. В Афинах, остававшихся культурным и образовательным центром, существовало несколько библиотек. По словам Полибия, историк Тимей провел за историческими изысканиями в афинских книжных собраниях 50 лет.

Библиотеки действовали при храмах и философских школах. Богатые люди и цари владели личными собраниями книг. Богатую библиотеку собрал последний царь Македонии Персей. Наряду с другими богатствами она была вывезена в Рим после разгрома царства.

Пергамское царство: создание библиотеки

В начале II века до н. э. Пергам переживал свои лучшие времена под властью царя Эвмена II. Государство укрепило свои позиции благодаря союзу с Римом и совместным победам над Селевкидами.

Библиотека была основана по приказу царя Эвмена II после 189 года до н. э. Тогда же, как пишет Плиний Старший, началось соперничество между библиотеками Александрии и Пергама. Птолемей VIII, чтобы затруднить жизнь конкуренту Александрийского Мусейона, приказал остановить экспорт папируса. Ученые Пергама изобрели новый материал для книг, названный по месту расположения библиотеки пергаментом.

Царство Пергам во времена Эвмена II.

Помещения библиотеки были обнаружены рядом с храмом Афины. Возможно, Пергамская библиотека, подобно Александрийскому Мусейону, была фиасом — религиозным союзом, действовавшем при храме.

Как и Птолемеи, Атталиды и их доверенные лица заботились о пополнении библиотеки — они покупали (а возможно и изымали) книги из частных собраний. Книжное собрание философа Нелея включало завещанную ему библиотеку Феофраста, ученика Аристотеля и его преемника как руководителя Ликея. Узнав о том, как активно Атталиды скупали книги, наследники Нелея («люди заурядные», по словам Страбона) спрятали библиотеку Феофраста в земляной яме.

По предположению ученых, это скульптурный портрет Эвмена II.

Позже, уже во времена Митридатовый войн, потомки Нелея продали порядком подпорченные лежанием в земле книги книголюбу Апелликонту за большую денежную сумму. Книжное собрание Апелликонта, в свою очередь, стало трофеем римского полководца Суллы, по приказу которого оно было отправлено в Рим.

Библиотека размещалась к северу от храма Афины. В читальном зале книжного собрания могли работать одновременно до 50 человек. В стенах по краям зала были углубления, служившие стеллажами. В этих стеллажах могло разместиться около 17000 свитков. Остальные свитки хранились в других помещениях или даже находились вне храма на акрополе города. Около одной из стен возвышалась статуя богини Афины, которой был посвящен храм.

Первый глобус: Кратет Малльский и долгое эхо его трудов

Начало развития библиотеки связано с именем Кратета Малльского, выдающегося географа и филолога. Возможно он сыграл в развитии Пергамской библиотеки такую же роль, как Деметрий Фалерский — Александрийской.

В 169 году до н. э. Кратет, как пергамский посол, побывал в Риме. Гуляя по Палатинскому холму, ученый провалился в отверстие римской клоаки и сломал ногу. Из-за этого Кратет располагал свободным временем, которое проводил в беседах с римлянами. Эти беседы повлияли на интерес квиритов к риторике и литературе.

Современная реконструкция глобуса Кратета.

Кратет исследовал и комментировал текст гомеровских поэм, в частности, предлагая толковать их аллегорически, а также предлагал свои варианты правки текста. Из составления комментариев к «Одиссее» и родился его интерес к географии. Страбон сохранил пример комментария пергамского ученого к «Одиссее»: Кратет толковал стихи Гомера об эфиопах, живущих в местах, где нисходит и где восходит солнце. По его мнению, две части народа эфиопов живут на разных берегах океана.

Кратет развивал теорию Эратосфена и обратил внимание, что, по его расчетам, известный эллинам мир занимает около четверти планеты. Он предположил, что есть и другие материки. Согласно Кратету, известные ему Европа, Азия и Африка составляют Ойкумену. По ту сторону Атлантики и за экватором должны были лежать три других материка.

Ученики Кратета продолжали его филологические изыскания, но от большинства из них сохранились только имена, а его ученик Артемон может быть одним из двух древних ученых с этим именем. Первый из них, Артемон Клазоменский, написал биографию Гомера, другой, уроженец Кассандрии, — труд о собирании книг.

Теории Кратета о климатических зонах и землях за пределами Ойкумены получили развитие в античной и средневековой географии. В I веке н. э. римский географ Помпоний Мела суммировал географические знания своей эпохи в книге «О положении Земли». Ученый разделил планету на пять климатических зон. Земли на крайних севере и юге слишком холодны для человека, экватор — слишком жарок. В северной умеренной зоне живут известные ему народы, а южная населена антихтонами. Мела не сомневается в существовании антихтонов, но признает, что написать об их землях что-нибудь невозможно, потому что никто не пересекал экватор из-за жары. В средние века жителей земель за экватором называли антиподами и изображали их материк на картах.

Античная наука. Пергамская библиотека

После учреждения книжного собрания в Пергаме трудился целый ряд выдающихся ученых и врачей. Малоазийский город больше прославился работами в области медицины и математики, чем гуманитарными дисциплинами.

При святилище бога Асклепия действовал медицинский центр, в котором работали выдающиеся врачи. Среди них Никандр Колофонский — автор поэм, в которых он изложил знания своего времени о ядах и противоядиях.

Пергамские парфюмеры делали духи из таволги и ладана. Исследования медицины продолжались в Пергаме и в римское время. Именно в этом городе родился и начал обучение выдающийся врач Гален (II век н. э.). В Пергаме его наставником был врач Сатир. Это показывает, что врачебная школа продолжала работать в малоазийском городе, как минимум, до II века н. э.

На рубеже III-II веков до н. э. в Пергаме жил и творил Аполлоний Пергский, один из трех величайших эллинских математиков после Евклида и Архимеда. Он родился в Памфилии, жил Александрии, а позже приехал в Пергам по приглашению работавшего там математика Эвдема. Этому ученому принадлежит капитальный труд «Конические сечения», часть которого сохранилась в оригинале, часть — в переводе на арабский.

Книга Аполлония на арабском.

Главные достижения Пергама связаны с математиками и врачами. Большинство поэтов и филологов, трудившихся в столице Атталидов, известны только по именам — они не смогли встать в один ряд с поэтами Александрии.

Марк Антоний: упадок Пергамской библиотеки

В 30-е годы до н. э. Марк Антоний приказал привести из библиотек Пергама в Александрию около 200 000 свитков в качестве подарка Клеопатре. Вероятно, это было сделано, чтобы восполнить потери Александрийского книжного собрания после пожара 47 года до н. э.

Возможно, в Пергаме продолжал действовать научный центр, но оправиться от разграбления он не смог. Если библиотека продолжала существовать, она не выделялась на фоне других книжных собраний империи. Пергамская библиотека больше не упоминалась в источниках.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится