Пуризм: порядок после хаоса
790
просмотров
Уникальный пример в истории искусства, когда серьезно продуманное, актуальное для исторического момента и вполне самостоятельное течение прекратило свое полнокровное существование из-за ссоры его идеологов. В то же время организационный крах не изменил путей развития ярких творцов — пуристов, от Ле Корбюзье до Фернана Леже.

Пуризм (от лат. purus — «чистый») — эстетическое направление, которое создали художник и архитектор Шарль-Эдуард Жаннер (которого мы знаем как Ле Корбюзье) и художник Амеде Озанфан. Возникший во Франции после хаоса Первой мировой войны, пуризм стал символом порядка, целостности, баланса и ясности, классических упорядоченных ценностей и технического прогресса.

Основные доктрины нового направления Ле Корбюзье и Озанфан изложили в художественном манифесте «После кубизма». Публикация была приурочена к Первой Пуристской выставке художников, которая открылась 22 декабря 1918 года. В частности, друзья стремились отойти от декоративных аспектов кубизма, его фрагментации объекта. Они ратовали за искусство, подчеркивающее упорядоченность и логику. Чтобы достичь этого чувства фундаментального порядка, Ле Корбюзье и Озанфан обозначали свое видение визуальных явлений как «гармоничное расположение современных, безличных, „универсальных“ форм». Через некоторое время к пуризму обратился Фернан Леже, прошедший к тому времени путь от импрессионизма до кубизма и абстракционизма.

Ле Корбюзье. Натюрморт . 1920

Вот некоторые из постулатов пуризма, манифестированные Ле Корбюзье и Озанфаном:
— в искусстве существует иерархия: у основания — декоративное искусство, на вершине — человеческая фигура;
— живопись настолько хороша, насколько хороши внутренние качества ее пластических элементов, а не их репрезентативные или повествовательные возможности;
— пуризм хочет ясно мыслить, творить преданно, точно, без обмана…;
— серьезное искусство должно изгнать все техники, не верные реальной ценности концепции;
— искусство заключается прежде всего в концепции;
— техника — это всего лишь инструмент, смиренно служащий концепции;
— пуризм не верит, что возвращение к природе означает копирование природы;
— он допускает, что всякая деформация оправдана поиском инварианта.

Амеде Озанфан. «Аккорды». 1922

Художники считали, что хаос природы должен быть рассеян и упорядочен технологиями, порожденными человеческим разумом. Для популяризации своих идей Озанфан и Ле Корбюзье совместно с поэтом Полом Дерме основали художественный журнал «L'Esprit Nouveau» («Новый дух»), который выходил с 1920 по 1925 год.

Три женщины и натюрморт Фернан Леже 1921
Ле Корбюзье. «Nature pâle à la lanterne». 1922. Фонд Ле Корбюзье.

В эссе под названием «Пуризм» Озанфан и Ле Корбюзье определили живопись как «объединение очищенных, родственных архитектурных элементов». Эта концепция отражена в их натюрмортах, на которых оба художника представляют чистые, простые и цельные формы. Новое направление предполагало композиции безупречной гармонии и пропорций, отрицая все странное и оригинальное. Вторая выставка пуристов, состоявшаяся в 1921 году в парижской галерее Дрюэ, сделала движение и журнал еще более знаменитыми. В 1924 году Озанфан и Леже открыли в Париже «Atelier Libre» — «Бесплатную мастерскую», где также преподавали художницы Мари Лоренцин и Александра Экстер.

Амеде Озанфан. Натюрморт «Посуда». Государственный Эрмитаж

Пуризм сводил предмет к соотношению его геометрических углов и форм, взаимодействующих по классическим принципам золотого сечения. Художники делали акцент на чистых цветовых решениях, отрицая любые украшательства. Они изображали обычные бытовые предметы, превращая их в эстетически привлекательные формы.

Хуан Грис. Бутылка и ваза с фруктами. 1920

Пуризм достиг своей кульминации после экспозиции в «Павильоне «Нового духа» Ле Корбюзье, построенном в 1925 году для Международной выставки декоративного и промышленного искусства в Париже. На выставке были представлены работы Ле Корбюзье, Озанфана, Фернана Леже, а также кубистов Хуана Гриса и Жака Липшица.

Ле Корбюзье. Павильон L’Esprit Nouveau на Международной выставке декоративного и промышленного искусства в Париже. 1925
Ле Корбюзье. Павильон L’Esprit Nouveau на Международной выставке декоративного и промышленного искусства в Париже. 1925
Ле Корбюзье. Павильон L’Esprit Nouveau на Международной выставке декоративного и промышленного искусства в Париже. 1925

Ле Корбюзье продолжал развивать свои архитектурные таланты. С 1922 по 1925 он работал над еще одним своим проектом, в котором были использованы принципы пуризма — Вилла Ля Рош (Villa La Roche). Проект был разработан для швейцарского банкира из Базеля Рауля Ля Роша, коллекционера авангардного искусства, и включал не только жилые помещения, но и галерейное пространство. И вот тут Ле Корбюзье и Озанфан серьезно поссорились — по идейным соображениям: Озанфан украсил интерьеры картинами, против чего категорически возражал его друг. Это недоразумение стало окончанием сотрудничества двух художников — и концом движения пуризма.

Амеде Ознфан. Натюрморт . 1920−21

Отход пуризма от радикализма, свойственного живописи начала XX века, можно рассматривать как часть стремления «вернуться к порядку» после хаоса Первой мировой войны. Пуризм стал одним из способов вновь обратиться к традициям неоклассицизма, которым следовали европейские художники того времени. Для Ле Корбюзье пуризм стал возможностью оформить свои идеи и придти к собственному уникальному архитектурному дизайну, который был основан на принципах стандартизации конструкций, строгой функциональности и массового производства.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится