«Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно не для чего не пригодна. Этим предметом нельзя писать, им не удалишь лишние волосы и не сможешь позвонить. Этот предмет нельзя разместить на шедевре или поставить на комод Людовика XIV. Эту вещь нужно просто носить, и это — ювелирное украшение» — С. Дали
«Бесполезность — первое условие роскоши» — С. Дали
Некоторые из ювелирных фантазий Сальвадора Дали стали культовыми произведениями в искусстве ХХ века — любимый художником «Космический слон», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, волнующе-чувственные «Рубиновые губы» и пульсирующее «Королевское сердце».
Встреча каталонского сюрреалиста с сицилийским герцогом-ювелиром на заброшенной американской ферме
В 1941 году Сальвадор Дали и Гала гостили у Каресс Кросби — американской издательницы в ее поместье в Вирджинии, с которой художника связывала дружба еще со времен Парижа. В 1934 году Каресс спонсировала его первое путешествие в Америку. Крестная парижских писателей «потерянного поколения», как называли Каресс Кросби, редактировала автобиографию Дали.
Дали, похоже, до того затосковал, что начал работать на природе, хотя раньше художник не любил писать на свежем воздухе, предпочитая уютную мастерскую. Его пленяла история старого Юга и он вызвал духов-призраков — жителей фермы Хэмптон-Хаус. Снежная погода предложила черно-белую композицию и в воображении сюрреалиста тут же родилась забавная картина, которую он назвал «Эффект Десяти Негритят, Черное пианино и Два Черных Поросенка на Снегу».
Каресс Кросби пригласила итальянского дизайнера — герцога Фулько ди Вердюра, чтобы познакомить того с Дали, предполагая их дальнейшее сотрудничество. Вердюра к тому времени как раз обрел имя и хорошую репутацию, проработав несколько лет дизайнером текстиля у Коко Шанель. В 1939 году он открыл собственный ювелирный салон в Нью-Йорке.
Видимо, для того, чтобы испытать гостя, Дали решил разыграть дизайнера. Приехав в Хэмптон-Мэнор молодой герцог был в ужасе: вместо элегантного особняка, который он воображал, его встретил обветшалый дом без электричества и тепла.
Вердюра так позже описывал воистину сюрреалистическую встречу с Дали в старой усадьбе Хэмптон-Мэнор:
«В гостиной было смертельно холодно. Все сидели в пальто. Я снял свое пальто, когда вошел в дом и оцепенев от холода не смог попросить его обратно. Дали постоянно повторял: „Это мастерская Пикассо“. Я никогда не был в мастерской Пикассо, но мне рассказывали, что там та же нищета, как во времена его Голубого периода»
Позже выяснилось, что все было подстроено Дали, и Вердура, тоже любивший розыгрыши, быстро нашел общий язык с сюрреалистом, ну, а дом Кросби ему казался «картиной комфорта и восторга». В конце концов Вердура назвал свой визит «огромным успехом», потому что они вместе с художником начали работу над ювелирными украшений, которые впервые были показаны на выставке в галерее Жюльена Леви в 1941 году рядом с картинами Дали, а позднее и на выставке Дали и Миро в Музее современного искусства.
«Фулко и я попытались выяснить, рождены ли драгоценные камни для живописи или живопись для драгоценных камней. Мы уверены, что они появились на свет друг для друга. Это брак по любви» — С. Дали
Карлос Алемани
В 1950-е годы Дали мечтал о более сложных и фантастических ювелирных проектах, к тому же он больше не принимал участия в общих выставках сюрреалистов, — они его исключили из своего движения. Дали провозгласил себя универсальным мастером, подобно тем, которые которые творили в эпоху Возрождения:
«Как паладин нового Ренессанса, я также отказываюсь ограничивать себя. Мое искусство помимо живописи включает в себя физику, математику, архитектуру, ядерную науку (психо-ядерную, мистико-ядерную) и ювелирное искусство». В эпоху Возрождения великие мастера не ограничивались одним единственным средством выражения. Гениальность Леонардо да Винчи выходит далеко за пределы живописи. Его научный дух постигал в морских глубинах и в воздухе возможность чудес, которые сегодня стали реальностью. Бенвенуто Челлини, Боттичели и да Лука обрабатывали драгоценные камни для украшений, создавали необыкновенной красоты кубки и орнаментные чаши, отделанные камнями".
Танго вдвоем: Дали встречает Карлоса Алемани
Желание Дали осуществилось с появлением в его жизни ювелира Карлоса Алемани.
Уроженец Буэнос-Айреса Карлос Алемани еще в 1930-е годы был дирижером танго-оркестра и гастролировал по Латинской Америке, Европе и Соединенным Штатам. В 1940-е годы он начал изучать ювелирное дело в Нью-Йорке, и познакомившись с Дали в 1950-е, смог реализовать безумные фантазии гения сюрреализма. Дизайнеры сотрудничали до 1971 года.
Украшения были изготовлены из роскошных драгоценных камней, привезенных из Конго, — изумруды, сапфиры, лазурит, малахит.
Дали придумывал дизайн, сам подбирал материалы для каждого произведения, фокусируясь не только на цвете, форме и ценности материала, но также на символических значениях, которые приписывались драгоценным камням и благородным металлам.
Некоторые из работ Дали имеют механизмы и могут двигаться. «Живой цветок» открывает и закрывает лепестки-руки, «Рубиновое сердце» бьется, а «Падший ангел» взмахивает крыльями.
До 1970 года гений сюрреализма создал всего 39 эскизов, по которым были сделаны 37 ювелирных украшений. Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который покупал и все последующие ювелирные творения Дали. В 1981 году собрание стало собственностью саудовского магната, а затем было распродано трем коллекционерам из Японии.
В 1999 году Фонд Гала — Сальвадор Дали выкупил ювелирную коллекцию за 5,5 млн евро. Сегодня 39 украшений рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть в Театре-музее в Фигерасе.
«Разница между настоящими драгоценностями и фальшивыми в том, что подделка всегда выглядит более реальной — более сверкающей. Поэтому появляется очень заманчивая идея — сделать настоящие драгоценности настолько обманчивыми, чтобы они могли походить на фальшивые» — С. Дали
«Антропоморфные темы вновь и вновь появляются в моих украшениях. Я вижу человеческую форму в деревьях, листьях, животных; я вижу звериные и растительные очертания в людях…
…Мое искусство в живописи, бриллиантах, рубинах, жемчуге, изумрудах, золоте, хризолите показывает, как происходят метаморфозы; люди творят и сами меняются. Когда они спят, они перевоплощаются — в цветы, растения, деревья. Новое преображение происходит на Небесах. Тело вновь становится венцом творения и достигает совершенства".
«В ювелирных изделиях, и во всей моей творческой деятельности я создаю то, что люблю больше всего… В моих работах подчеркивается логарифмический закон, а также взаимосвязь между духом и материей, между пространством и временем» — С. Дали
Дали об отношении времени и пространства:
«Я осознавал связь между временем и пространством с детства. Однако мое изобретение „мягких часов“ — вначале в живописи, а затем в 1950 году в золоте и драгоценных камнях — привело к разделению мнений: с одной стороны — к одобрению и пониманию, а с другой — скептицизму и недоверию.
Сегодня в американских школах мои „мягкие часы“ показывают, как пророческое выражение текучести времени — неделимости времени и пространства. Скорость путешествие в наше время (космические полеты) подтверждает эту веру. Время не застывшее, оно текучее».
Дали о легкомыслии некоторых драгоценностей, которые сам придумал:
«Они иллюзорны! Украшения Дали совершенно серьезны. Я рад, что люди улыбаются, глядя на сережки-телефоны. Улыбка — это приятно. Но эти серьги, как все мои ювелирные работы, серьезны. Они представляют ухо, символ гармонии и единства. Означают скорость современных средств коммуникации, надежду и опасность в мгновенном изменении мысли».
Но что, по мнению Дали, составляет наибольшую ценность? «Украшенные драгоценными камнями изделия — орнаменты, медали, кресты, предметы искусства — не были задуманы для того, чтобы оставаться инертными в бронированных камерах. Они были созданы для того, чтобы радовать глаз, поднимать настроение, пробуждать воображение и выражать убеждения…»
«…Без публики, без присутствия зрителей эти драгоценности не будут выполнять функции, для которых они были созданы. Таким образом, зритель становится их последним создателем — глаз зрителя, его сердце и разум, сливаясь с большим или меньшим пониманием намерений художника, — дают им жизнь».
Сальвадор Дали
Дали обладал не только «постоянством памяти», но и постоянством в сердечных делах, что большая редкость для представителей богемы. Гала была его музой, подругой, женой, возлюбленной. Для любимой Дали сделал роскошную брошь «Рубиновое сердце», украшенную 46 рубинами, 42 бриллиантами и 4 изумрудами. Механизмом внутри броши заставляет «сердце Дали» биться до сих пор.