Вот несколько ключевых фактов его биографии...
В одном из интервью Камбербэтч сказал: «Мы планируем преподнести аудитории искреннюю, воодушевляющую, игривую, заставляющую задуматься историю о стойкости, творчестве и непреходящей силе любви». Неудивительно, что в центре фильма, судя по этим словам — отношения Уэйна с его женой Эмили Ричардсон, а жизни после Первой мировой войны уделено незначительное внимание. Сценаристов можно понять: вряд ли у публики найдёт горячий отклик история непрактичного человека, пережившего несколько финансовых кризисов и закончившего жизнь в сумасшедшем доме.
Кроме того, информация о его последних годах довольно скудна и неточна, а работы — не датированы и не систематизированы. Вообще же считается, что Луис Уэйн за свою карьеру создал 150 тысяч рисунков, обложек книг, комиксов, реклам, керамики и эскизов.
Художник с детства
Луис Уэйн была старшим ребёнком и единственным сыном у своих родителей. У него было ещё пять сестёр. Дети провели всю жизнь с матерью-француженкой — за исключением самой младшей, которую поместили в лечебницу в возрасте тридцати лет.
По словам самого Уэйна, склонность к рисованию у него начала проявляться в раннем возрасте. «Мама говорит, что в детстве я всегда очень любил раскрашивать и часами развлекался, раскладывая опавшие листья», — рассказал он в одном из интервью.
Однако из-за слабого телосложения ребёнком он много болел, его тревожили кошмары: «Меня преследовали призраки — на улицах, дома, днём и ночью. Мне казалось, что я карабкаюсь по огромному бесконечному шару, снова и снова, пока от ужаса я не приходил в себя и тогда видение исчезало». После того как мальчик в 10 или 11 лет выздоровел от скарлатины, миражи внезапно прекратились.
Поскольку Луис родился с расщеплённым верхним нёбом («заячьей губой»), ему не разрешали посещать школу до десяти лет. Но и потом он убегал с уроков, отправлялся бродить по Лондону, рисовать в парках и музеях. А ещё Уэйн проводил время в лондонских доках, подслушивая красочные истории о моряках. Во время таких вылазок он собрал разнообразную «коллекцию» человеческих типажей, которых позже выводил в своих карикатурных или сатирических работах.
Окончательное образование Луис Уэйн получил в Художественной школе Западного Лондона. К двадцати годам он добился успеха, но из-за внезапной смерти отца был вынужден заботиться о матери и сёстрах.
Эмили и Питер
Эмили Ричардсон была гувернанткой сестёр Уэйна, на 10 лет старше Луиса (актриса Клэр Фой, которая сыграла её в фильме, в жизни на восемь лет младше Бенедикта Камбербэтча). Ей было 33 года, когда они поженились. Такая разница в возрасте была столь возмутительной в викторианской Англии, что ни один из членов семьи Уэйнов не присутствовал на церемонии.
Луис и Эмили поселились в новом доме. Вскоре ей поставили смертельный диагноз — рак груди. Молодожёны взяли чёрно-белого котёнка, которого назвали Питером — он стал для них почти ребёнком. Чтобы развлечь больную жену, художник научил его сидеть неподвижно в очках перед книгой — словно за чтением. Постепенно Уэйн начал делать наброски своего любимца, и со временем кот стал для него неисчерпаемым источником вдохновения.
В 1887 году журнал The Illustrated London News опубликовал рисунок Уэйна «Рождество у котят» со ста пятьюдесятью кошками в специальном праздничном выпуске. В одиннадцати секциях иллюстрации коты, часто напоминающие Питера, сочиняют приглашения, моют посуду, произносят тосты и так далее. Это была сенсация.
К сожалению, 36-летняя Эмилия умерла через неделю после выхода номера. Её смерть стала для Луиса ударом, от которого он так окончательно не оправился.
Зоозащитник
К тридцати годам Уэйн стал одним из самых известных иллюстраторов Англии. Его коты встали на задние лапы, начали широко улыбаться и выражать другие преувеличенные эмоции, а также носить изысканные костюмы. Они музицировали, рыбачили, играли в теннис, пили чай, учились в школе и играли куклами — то есть воплощали всё, что было весело и стильно в эдвардианские времена.
Художник также считается одним из первых защитников прав животных. В 1887 году он основал и возглавил Национальный клуб кошек и поддержал несколько благотворительных организаций, например, Общество противников вивисекции, Общество защиты кошек и Лигу наших бессловесных друзей.
В Англии вплоть до викторианских времён распространённым развлечением у простолюдинов по выходным было швыряние мешков с котятами в реку или огонь. Считается, что именно искусство и общественная деятельность Уэйна тронули сердца и воображение эдвардианцев из высших слоев общества и породили идею заводить котов как домашних любимцев. Постепенно жестокое обращение с животными стало неприемлемым.
Америка
Открытки и иллюстрации Уэйна тиражировались миллионами. Перед Второй мировой войной они заполнили стены и книжные полки почти всех детских комнат в Англии. Однако Луис Уэйн не мог похвастать богатством. Одной из его хронических ошибок было пренебрежение авторскими правами и защитой своих работ.
В 1907 году Уэйн практически без гроша в кармане поехал в Нью-Йорк, чтобы работать в том числе на Hearst Magazine. Там он создал популярные комиксы — «Кошки о городе», «Грималкин», «Приключения Билли Котёнка», «Приключения Тоби Мальтийца», «Приключения Тома Царапкина», «Том Кэтт» и «Семья Бархатные Лапки». Они стали стилистическими предшественниками ранних анимационных роликов.
Но Уэйн критично относился к Нью-Йорку, и из-за этого стал объектом нападок в прессе. Он вынужден был вернуться в Англию — с ещё меньшим количеством денег из-за неосмотрительных инвестиций в новый тип «вечной» лампы. По дороге домой он получил сообщение о смерти матери, что добавило соли на его раны.
По возвращению в Англию Уэйн сделал ещё одну попытку вернуть былую популярность и создал серию керамических кошек под влиянием новомодных стилей — кубизма или футуризма. Но они не получили признания британцев, и художник решил поискать счастья в Штатах. Однако крупная партия статуэток, направлявшаяся в Америку, погибла на корабле, который атаковала немецкая подлодка (дело было во время Первой мировой).
Позже кошек вернула в производство чехословацкая гончарная компания «Амфора». Некоторые фигурки были подписаны именем Уэйна, другие — нет. На рынке до сих пор «гуляет» множество подделок.
Сумасшедший дом
После войны эмоциональный стресс и тревожность Уэйна усилились. Со временем из мягкого и доверчивого человека он превратился во враждебного и жестокого. В 1924 году художник разделил судьбу своей младшей сестры и был помещён в нищенские условия Спрингфилдской психиатрической лечебницы. Год спустя его нашли там журналисты и, благодаря шумихе в прессе, а также вмешательству писателя Герберта Уэллса и премьер-министра Стэнли Болдуина, иллюстратора перевели в знаменитую Бетлемскую клинику, а затем в более комфортное учреждение в Хартфордшире с прекрасным садом. Там он прожил оставшиеся годы, рисуя кошек из местного питомника.
Луис Уэйн умер 4 июля 1939 года и был похоронен в могиле своего отца на римско-католическом кладбище Святой Марии в лондонском районе Кенсал-Грин. К сожалению, за захоронением никто не следит, но на него регулярно возлагают цветы.
От милого до безумного
Существует множество теорий о причинах и развитии болезни Уэйна. В 1940-х годах психиатры-теоретики выдвинули предположение о шизофрении — тогда это было модное слово для любого ментального отклонения. Первым это предположение выдвинул психолог Уолтер Маклай, который в 1939 году купил несколько рисунков Уэйна в лавке старьёвщика. Он составил так называемую «Знаменитую восьмёрку», которую называют «От милого до безумного» (From Cute to Crazy). Она, якобы, иллюстрирует развитие шизофрении у пациента.
Однако Луис Уэйн не датировал свои рисунки, и поэтому теория Маклая не подтверждается. Её противники говорят, что в лечебнице художник создавал одновременно и «реалистичных», и «абстрактных» котов.
Одна из версий гласит, что Уэйн заразился токсоплазмозом через кошачьи фекалии, и это вызвало шизофрению. Но нет достоверных исследований, подтверждающих, что паразиты могут быть единственной причиной шизофрении и вообще имеют к ней отношение.
Современные психиатры склонны подозревать, что Уэйн страдал синдромом Аспергера. При этом расстройстве люди в целом сохраняют речевые и когнитивные способности, но испытывают трудности в общении и ограничиваются повторяющимися интересами и занятиями. При этом художественные способности Уэйна не ухудшались со временем, как это происходит у шизофреников.
Склонность к абстрактным паттернам может объясняться тем, что мать художника в своё время создавала узоры для тканей, а сам он любил калейдоскопы. Его сёстры предполагали, что безумие брата было результатом удара головой после падения с омнибуса в 1914 году. Тогда экипаж резко наклонился, уворачиваясь от кошки, которая перебегала дорогу. Говорят, что придя в сознание, Уэйн первым делом спросил: «С котом всё в порядке?».
Так или иначе, чёткого ответа о том, чем страдал Луис Уэйн и каковы были причины заболевания, нынешняя медицина дать не может.
Вместо эпилога
Герберт Уэллс в своё время сказал о Луисе Уэйне: «Он присвоил себе кошек. Он изобрел кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Английские кошки, которые не выглядят и не живут как коты Уэйна, должны стыдиться самих себя».