Веруша – дочь знаменитого мецената Саввы Мамонтова
Она была любимой и долгожданной дочкой железнодорожного магната, известнейшего промышленника и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны. До Веры у них уже родилось трое сыновей и, по семейной легенде, после третьих родов, когда стало ясно, что «опять мальчик!», Елизавета Григорьевна пообещала мужу: «Но следующей непременно будет девочка!» Так и случилось. После трёх мальчиков в семействе Мамонтовых родились еще две дочери — Вера и Александра.
И Верой её назвали неслучайно.
Имена своим детям Мамонтовы подбирали с умыслом: первые их буквы должны были последовательно составить имя САВВА: Сергей — Андрей — Всеволод — Вера — Александра. Конечно, можно, иронизируя, сказать, что так проявляла себя мамонтовская фанаберия, типично купеческая тщеславная блажь. Но ближе к истине другой ответ: Елизавета Григорьевна просто очень любила своего неординарного мужа.
А еще Елизавета Мамонтова была по-настоящему, без лицемерия и ханжества, религиозна. Валентин Серов писал своей невесте Ольге Трубниковой: «Здесь, у Мамонтовых много молятся и постятся, т. е. Елизавета Григорьевна и дети с нею. Не понимаю я этого, я не осуждаю, не имею права осуждать религиозность и Елизавету Григорьевну потому, что слишком уважаю её — я только не понимаю всех этих обрядов. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т. д.), совестно становится. Не умею молиться, да и невозможно, когда о Боге нет абсолютно никакого представления».
Но для Елизаветы Григорьевны то, что вызывало неприятие её любимца Антоши Серова, было исполнено глубокого смысла. Имя «Вера» для матери Веруши связывалось с важнейшей христианской добродетелью: вера была важнейшей составляющей её духовной жизни. Такой же определяюще важной, как потом будет и для мужа Веры Александра Самарина, будущего обер-прокурора Священного Синода. Но об этом — в одной из следующих историй.
«Девочке с персиками» досталось чудесное детство
В доме Мамонтовых на Садово-Спасской, известном всей просвещённой Москве, и особенно в их подмосковной усадьбе Абрамцево царила атмосфера творчества, радости, взаимной приязни и любви. Туда приезжали лучшие люди своего времени: художники, скульпторы, литераторы, музыканты. Домашние спектакли, прятки и салки, игра в городки — обычные и особые, «литературные», казаки-разбойники, в которых наравне с детьми участвует художник Репин, и свой собственный детский лодочный «флот» на речке Воря, руководимый художником Поленовым, конные прогулки, увлекательные творческие занятия — резьба по дереву, акварель, керамика… Так что легко объяснимы сетования Серова о позировании ему Веруши «Измучил её, бедную, до смерти» — девочке не терпелось бежать заниматься чем-то поинтереснее. И всё же почти полтора месяца Вера послушно сидела за столом абрамцевской гостиной. Такой была цена шедевра.
Лет за десять до этого знакового для русского искусства момента Абрамцево посетил постаревший Иван Тургенев. В имении он бывал еще задолго до того, как его купили Мамонтовы. Тургенев, как и Гоголь, был желанным гостем у прежнего владельца, писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Теперь автор «Записок охотника» осматривал обновлённую усилиями Мамонтовых усадьбу и с ностальгией вспоминал, как здесь раньше охотились, ходили за грибами, удили рыбу. Тургенев смешно рассказывал, что Аксаков педантично фиксировал в дневнике: в 1817-м на охоте сделано 1858 выстрелов, убито 863 единицы дичи, а в 1819-м — столько-то… Раз на рыбалке Тургенев неимоверно огорчил Аксакова, гордившегося своей книгой «Записки об ужении рыбы», тем, что пока рыбак-теоретик и хозяин усадьбы выловил только ёршика и плотву, Тургеневу посчастливилось извлечь щуку в полтора аршина. За этими весёлыми разговорами и состоялось знакомство живого классика с младшей Мамонтовой. В беллетристическом изложении Владислава Бахревского оно выглядит так:
«Пришли в красную гостиную, сели.
Раскрасневшаяся, сдувая лезущую в лицо прядь волос, вбежала краснощекая, сияющая глазками Веруша.
— Ах, какой ангел! — воскликнул Иван Сергеевич и протянул руки, приглашая девочку к себе.
Бесстрашная Веруша, не колеблясь, бросилась в объятия великана с белой головой, устроилась на коленях.
— Ей три с половиной? — спросил Тургенев.
— В октябре будет три.
— Значит, я не совсем еще стар. Если человек не разучился понимать, сколько лет детям, он годен для жизни.
— Веруша очень резвая. Она выглядит старше своих лет, — согласилась Елизавета Григорьевна…»
Нет сомнений, что обаятельная Вера Мамонтова с самого рождения была всеобщей любимицей. Об этом же говорят и воспоминания, и письма многочисленных друзей семьи. Однажды Савва Иванович отправил семейное фото близкому другу, скульптору Марку Антокольскому. Ответное письмо Антокольского — восторженно:
«Фотография ваша до того прелестна, что радуешься и смеёшься с вами вместе. Дай же Бог вам всегда радоваться и смеяться. Абрамцевская богиня прелесть, прелесть! Расцелуйте её, пожалуйста, от меня. Одним словом, про всё я повторяю: „прелесть, прелесть!“ И это совершеннейшая правда».
«Абрамцевской богиней» и «прелестью», как нетрудно догадаться, Марк Матвеевич называет Веру.
А дома «абрамцевскую богиню» именовали куда как проще - Яшкой
В мемуарах об абрамцевском кружке часто можно встретить слова «Яшкина избушка» или «Яшкин дом». То Илью Репина с семьёй в эту «избушку на курьих ножках» хозяева Абрамцева на лето поселят, то братьев Васнецовых. Старший, Виктор, признавался, что нигде ему еще не работалось так спокойно и хорошо, как тут, а младший, Аполлинарий, даже вписал «Яшкину избушку» в свой пейзаж .
Что ж это за название такое? Узнать помогает Абрамцевская летопись — журнал, где записывали всё самое важное: над чем работали, во что играли, чем были заняты и кто приезжал в гости. В начале мая 1877 года рукой Саввы Мамонтова сделана запись: «Построена отдельная дача под названием „Яшкин дом“. Название это дано потому, потому что маленькая Верушка называла этот домик своим, а так как её прозвище было „Яшка“, то и домик назвали Яшкин».
Биограф Мамонтова Бахревский поясняет происхождение прозвища: «Маленькая Веруша с детства много якала». Что ж, возможно, и так — для всеобщей любимицы в том не было бы ничего из ряда вон выходящего. Но у Мамонтовых, как и во многих семьях, это было обычное дело, всем детям давались ласковые прозвища: Андрея звали Дрюшей, Всеволода — Вокой, Веру — Яшкой, младшую Александру — Шуренкой-Муренкой. Похоже, для Мамонтовых это и был тот самый «повседневный обмен скрытыми от других семейными шутками, которые составляют тайный шифр счастливых семей», как много позже замечательно сформулирует Владимир Набоков в «Других берегах».
Для Веры Валентин Серов не был мэтром – он был просто старший товарищ
Их и разделяло-то всего какое-то десятилетие: когда писалась «Девочка с персиками», Веруше было 12, Серову — 22. Десятилетним мальчиком Серов впервые появился в Абрамцеве, Вера в то время только-только появилась на свет. Он был сверстник её любимых братьев, с детства подолгу жил у Мамонтовых, участвовал во многих абрамцевских «творческих безобразиях». Он был в мамонтовской семье совершенно свой.
Всеволод, старший брат Веры, вспоминал о Валентине Серове: «Трогательно дружил он с моими сёстрами, которые были много моложе его, и при этом удивительно добродушно переносил всяческие их проказы… На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская „Девочка с персиками“, один из перлов русской портретной живописи. Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему. Двенадцатилетнюю жизнерадостную, бойкую девочку в летний погожий день так тянет на волю, побегать, пошалить. А тут сиди в комнате за столом, да еще поменьше шевелись. Эта работа Серова потребовала много сеансов, пришлось сестре долго позировать для неё. Да Антон и сам признавал медленность своей работы, очень этим мучился и впоследствии говорил сестре, что он её неоплатный должник».
Васнецов подарил на свадьбу жениху Веры её портрет
С особенной нежностью к Вере относился художник старшего поколения Виктор Васнецов. Он увидел её совсем иначе, чем юный Серов. Увлечённый русской стариной Васнецов написал Веру Мамонтову в образе боярышни. И эта расшитая золотом душегрея, и «парчовая на маковке кичка» удивительно шли черноглазой, серьёзной, с густыми собольими бровями и унаследованным от матери легендарным румянцем Веруше, дочке потомственного купца Саввы Мамонтова. А еще Васнецов взял с Веры шуточное обещание, что она непременно выйдет замуж за русского. На свадьбу жениху Веры Александру Самарину (который пожеланиям Васнецова удовлетворял вполне, поскольку происходил из древних столбовых дворян) художник преподнёс другой портрет Веры — «Девушку с кленовой веткой». Она изображена на нём в том же простом и милом платье жемчужного цвета, в котором будет венчаться с Самариным. «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию», — с восхищением и горечью скажет о Вере уже после её скоропостижной смерти Васнецов.
Конечно, васнецовские портреты Веруши не сравнятся по известности с «Девочкой с персиками» Серова. Но есть и у Васнецова вполне хрестоматийная картина, навеянная образом Веры Мамонтовой — «Алёнушка». Непосредственной моделью для неё послужила другая девушка, бедная сирота из соседней с Абрамцевым деревушки, однако источником вдохновения стала именно Вера. Васнецов писал:
«Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя „Алёнушка“ натурно-жанровая вещь!
Не знаю!
Может быть.
Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку“. Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь Божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют её!»
Семейная жизнь Веры была счастливой, хотя, увы, недолгой
Да и сам брачный союз между Верой Саввишной Мамонтовой и Александром Дмитриевичем Самариным стал возможен далеко не сразу.
В середине 1890-х годов Вера Мамонтова занималась общественной работой в школах и приютах, наследуя в этом свою мать Елизавету Григорьевну, много сделавшую, чтобы в соседних с Абрамцевым селах Ахтырка и Хотьково появились школы, действовал лазарет и ремесленные мастерские, помогающие трудоустраивать крестьянских детей после окончания школы. Выросшая среди людей искусства Вера посещала в Москве лекции по истории, литературе. Там она познакомилась с Софьей Самариной, племянницей славянофила Юрия Самарина и представительницей дворянского рода, находящегося в родстве с Волконскими, Трубецкими, Голицыными, Ермоловыми, Оболенскими, поэтом Жуковским.
Софья и Вера близко сошлись, и Мамонтова стала бывать у подруги в доме. Там и случилась встреча с Александром, братом Софьи. Обаятельная Вера пленила старшего её на 7 лет Александра Дмитриевича сразу и навсегда. Он просил у своих родителей благословения на брак с Верой Саввишной, но каждый раз получал категорический отказ. Обладатели древней дворянской фамилии и обширных земельных наделов не желали даже слышать о том, чтобы породниться с купцами Мамонтовыми. Это для русских художников Веруша была Вдохновением и «прелестью» — а для старших Самариных она оставалась дочкой сомнительного «миллионщика». «Жениться на купчихе — значит разбавить голубую древнюю кровь дворян чересчур густой, чересчур красной», образно объясняет возникшее отторжение Бахревский. А тут еще для Мамонтовых началась полоса серьёзных испытаний: ушел из семьи, увлекшись солисткой своей Частной оперы Татьяной Любатович, Савва Иванович, а в 1900-м году он был обвинен в растрате, арестован, потерял значительную часть состояния. Скандалы были публичными, детально освещались в прессе. Самарины отталкивали Веру Мамонтову, не хотели слышать о ней.
Так, в состоянии полной и болезненной неопределённости минуло несколько лет. Чувства Веры и Александра Дмитриевича не умерли и не ослабели. И в 1901-м году Самарин решается опять попытаться получить у 70-летнего отца позволения жениться на Вере. Отец отказал и на сей раз. По-видимому, разговор был настолько тяжёл, что после него старшего Самарина разбил удар, и вскоре его не стало. Прошло больше года после его кончины, когда мать Самарина Варвара Петровна, наконец, сдалась и благословила сына на брак.
26 января 1903 года Вера Мамонтова и Александр Самарин отправились под венец. Один за другим в их семье родились трое детей: Юра, Лиза и Серёжа. Но брак, построенный на глубоком взаимном уважении и любви, пережившей многолетние испытания, продлился меньше пяти лет. Его оборвала внезапная смерть Веры 27 декабря 1907 года. Молодая женщина сгорела за три дня от скоротечной пневмонии.
Александр Самарин пережил любимую ровно на четверть века и больше никогда не был женат. Он остался в русской истории как самостоятельная величина, не просто «муж девочки с персиками». С 1908 года Самарин был московским губернским предводителем дворянства, с 1915 — обер-прокурором Святейшего Синода и членом Государственного совета. Глубоко верующий, прекрасно разбирающийся в церковной истории и при этом бескомпромиссно смелый человек, Самарин резко выступал против Распутина, чем навлёк на себя немилость царской семьи. После отставки с поста обер-прокурора был главноуполномоченным Российского Красного Креста, председателем Московского епархиального съезда. Александра Самарина не раз выдвигали на те позиции в иерархии Русской церкви, которые до него не могли занимать миряне — только духовные лица; случай редчайший. В 1919-м был арестован Советами и приговорён к расстрелу, но позже приговор был отменён. В 1925-м — вновь арест и ссылка на три года в Якутию. В 1931-м — снова арест. По воспоминаниям отбывавших ссылку вместе с мужем Веры Саввишны, и там он оставался верным своим монархическим и религиозным убеждениям, много работал — преподавал докторам немецкий язык, занимался книгой по якутской грамматике.
Заботы по воспитанию осиротевших детей Веры взяла на себя её младшая сестра Александра.
Для Врубеля Вера Мамонтова осталась Тамарой и Тайной
Должно быть, постфактум, когда «абрамцевская богиня» ушла, кто-то вспомнил о плохой примете. Ведь задолго до своей физической смерти Вера уже «умирала» на рисунке Михаила Врубеля «Тамара в гробу», выполненном выразительной и зловещей чёрной акварелью.
Дети Саввы Мамонтова, с которыми Врубель приятельствовал, нередко служили ему моделями. Он дружил с рано умершим Андреем Мамонтовым, тоже художником и начинающим архитектором. У другого Вериного брата, Всеволода, художник заимствовал многие черты для Демона и лермонтовского Казбича, с самой Веры писал Тамару.
А Вера, поддразнивая, звала своего приятеля Врубеля «Монелли». На римском диалекте это означает «малыш, воробушек» (Wróbel по-польски — воробей). Некоторые находили такое перелицовывание фамилии весьма обидным. Но ведь известно, что Врубель, очень своенравный, не обладавший покладистым характером и безапелляционно резкий в суждениях, писал только тех, к кому испытывал симпатию.
Пожалуй, лучше всего отношения Врубеля к Вере и саму абрамцевскую атмосферу — атмосферу «теплоты сплачивающей тайны», счастливого творческого заговорщичества, без которого не возникло бы ни «Алёнушки», ни «Девочки с персиками», ни врубелевских шедевров — передаёт история, записанная сыном профессора Адриана Прахова Николаем. Однажды, гостя в Абрамцеве, Врубель опоздал к вечернему чаю. Он неожиданно появился в столовой «в тот момент, когда Верушка сказала что-то шепотом сидевшей с ней рядом моей сестре… Михаил Александрович воскликнул: «Говорите все шепотом! Говорите шепотом! — я только что задумал одну вещь. Она будет называться — «Тайна»». Мы все стали дурачиться, шептать что-нибудь соседу или соседке. Даже всегда тихая и спокойная «тетя Лиза» (мать Веры Елизавета Григорьевна — ред.) улыбнулась, глядя на нас, и сама спросила шепотом у Врубеля: «Хотите еще чашку чая?»
Через день Михаил Александрович принес к вечернему чаю женскую головку, обвитую священной египетской змеей Уреей.
— Вот моя «Тайна», — сказал Врубель.
— Нет, — возразили ему, — это «Египтянка»…