Тамплиеры: печальная участь бедных рыцарей Христа (ч.2)
1,235
просмотров
…Очевидцы утверждают, что ежегодно в ночь воскресенья Господня в парижском темпле — резиденции и штаб-квартире ордена, появляется фигура в белом плаще с красным крестом, и, потрясая, мечем, спрашивает: «Нет ли желающих освободить Гроб Господень?!». «Никого нет» — отвечают ей своды темпла, ибо храм и орден разрушены …

Тамплиеры: путь бедных рыцарей Христа (ч.1)

РАЗГРОМ ОРДЕНА

В течение 200 лет тамплиеры не боялись никого и ничего. Однако со временем их богатство и влияние стали вызывать злобу и зависть европейских монархов и папского престола.

В 1298 году мантию Великого магистра надевает последний предводитель Ордена Тамплиеров Жак де Моле, бывший до того Великим приором Англии (наместником Ордена в Англии). Обстановка вокруг Ордена к тому времени складывалась неблагоприятная. С отказом от идеи Крестовых походов выхолащивается и смысл существования военно-монашеских орденов. Тевтонам удалось найти поле деятельности для своего Ордена и обеспечить себе активное место в военно-политической жизни еще на полтора-два века. Они перебрались в Европу и занялись «приобщением к европейской цивилизации» с помощью креста и меча племен пруссов, литовцев, живших на юго-восточном побережье Балтийского моря. Тамплиерам после падения Акры на Святой Земле уже не было места, и они размещают свой Тампль на Кипре, этом убежище всех христиан, бежавших из Палестины и не очень ожидаемых у себя дома в Европе.

Жак де Моле, понимая, что только военные победы и возврат на Святую Землю могут спасти Орден и продлить его существование, идет на отчаянный шаг — только силами тамплиеров предпринимает крестовый поход и в 1299 году берет штурмом Иерусалим! Но удержать город тамплиеры, не смогли и уже в 1300 году им приходится вновь оставить Палестину, на этот раз — уже навсегда.

Жак де Моле (ок. 1244 - 18 марта 1314) — последний Великий магистр ордена тамплиеров

Орден быстро опускается до уровня наемного войска и разбойников. В 1306 году брат французского короля Филиппа IV (Красивого) Карл де Валуа, желая подарить своей жене титул императрицы Константинопольской, организует крестовый поход против Греческой Церкви, не находящейся под властью Рима. Папа Клемент V побуждает неаполитанского короля Карла II, объединившись с тамплиерами, начать военные действия против греческого короля Андроника II. Тамплиер Роже (Roger), командуя флотом, высаживается на берег и берет штурмом Фессалоники, но затем вместо того, чтобы атаковать силы Андроника, поворачивает вдоль побережья и опустошает Фракию и Морею, находившихся под властью греческих принцев, которые исповедовали католицизм.

Орден после этого похода получает богатую добычу, но возбуждает против себя враждебность европейских монархов. Иметь вблизи себя мощную организованную военную силу и к тому же неуправляемую, самовольную и агрессивную никто не хотел. Казавшиеся несметными богатства Ордена и их обширные владения, разбросанные по всей Европе, также приносившие немалые доходы, возбуждали алчность светских владык.

Атака тамплиеров

Рыцарские ордена в начале эпохи Крестовых походов активно поддерживались Римскими Папами, т.к. последние полагали в их лице иметь свою собственную военную силу, которая может обеспечивать папскому престолу кроме духовной еще и светскую власть над европейскими монархами. Отсюда и столь большая автономизация рыцарских орденов, их полная независимость не только от светских монархов, но даже и от церковников (в ряде стран католические епископы и аббаты тогда находились в большей зависимости от местных феодалов, нежели от Рима). Однако автономизация рыцарских орденов сыграла и с папским престолом злую шутку. Великие магистры стали чувствовать себя независимыми и от Рима.

Врагов у богатейшего и могущественнейшего Ордена насчитывалось много. Плохие отношения сложились с Орденом св. Иоанна Иерусалимского, который после бегства из Палестины обосновался сначала на Кипре, а потом на Родосе. Белый госпитальерский крест с раздвоенными концами соперничал с тамплиерским красным крестом с перекладинами на морях и на суше. Отношения с Орденом святой Марии Тевтонской также были прохладными: насильственное обращение язычников в христианство в интересах немецкого рыцарства тамплиеры не одобрили и на СевероВосток свои командорства не перенесли. Быстро рассорились тамплиеры и с новыми монашескими орденами. Европу сотрясали восстания, а церковь стремилась навести наконец порядок в делах веры. Для разгрома ереси был основан нищенствующий Орден Псов Господних — доминиканцев. Подпоясанные веревками монахи в серо-бурых сутанах поначалу активно сотрудничали с могущественными тамплиерами. Однако потом именно доминиканцам было поручено проверить на соответствие учению церкви все богословские труды тамплиеров и под руководством епископов расследовать «преступления» храмовников «против веры».

Косо смотрели на Орден и светские владыки. Император Священной Римской империи Фридрих II ограбил владения тамплиеров в Сицилии.

После битвы

Особые привилегии Ордена (подсудность лишь папской Курии, изъятие из-под юрисдикции местных феодалов, освобождение от уплаты церковных налогов и др.) вызывали недоброжелательство к нему со стороны церковного клира.

Французский король Филипп IV испытывал острую нужду в деньгах (он сам был крупным должником Ордена) и с трудом удерживался на троне из-за постоянных финансовых столкновений с французскими купцами, дворянами и даже простым людом (парижский мятеж под руководством Куртиля Барбета в июне 1306г.). Филипп хотел получить пошлины за проезд по орденским дорогам, налоги с орденских земель и прибрать к рукам имущество Ордена. Для этого было только два пути: возглавить Орден и сделать его королевским или же уничтожить его. В 1305 г. Филипп Красивый захотел вступить в Орден Храма. Однако капитул Ордена ответил ему, что среди братьев не может быть коронованных владык. Тогда Филипп выступил с новым предложением. Поскольку война в Палестине подошла к концу, и рыцарские ордены оказались вне Святой Земли, то надо объединить два из них — Орден Храма и Орден Иоанна Иерусалимского. Во главе же объединенного Ордена, дабы не принизить чести ни тамплиеров, ни госпитальеров, должен встать сын христианнейшего короля Франции, потомок знаменитого крестоносца Людовика Святого. Однако и это план не удался. 

И тогда Филипп Красивый выбрал второй путь. После очередной интриги римским Папой был избран французский епископ Бертран де Го. Воспользовавшись в качестве предлога каким-то случайным доносом, Филипп приказал без шума допросить нескольких тамплиеров и затем начал секретные переговоры с папой Климентом V, настаивая на расследовании положения дел в Ордене. Опасаясь обострять отношения с королем, папа после некоторого колебания согласился на это, тем более что встревоженный Орден сам настоял на проведении следствия.

В 1305 г. впервые прозвучали обвинения Ордену тамплиеров в ереси и кощунствах. Было решено разгромить Орден там, где он был всего сильнее — во Франции. Духовник короля и Великий Инквизитор Франции доктор теологии Гийом Парижский начал собирать свидетелей из числа изгнанных рыцарей. К 1306 г. обвинения были подготовлены и по всей Франции.

Штурм Сен-Жан д'Акра тамплиерами. Третий крестовый поход

Тогда Филипп IV предложил Великому магистру Жаку де Моле перенести резиденцию Ордена с Кипра в Париж, мотивируя это якобы организацией нового крестового похода и планами объединения Ордена госпитальеров с тамплиерами под эгидой последних.

Сейчас уже невозможно выяснить, верил ли де Моле в эти намерения или же полагал, что Филипп хочет использовать Орден для усмирения без конца восcтающих против короля французов. Однако дальнейшее пребывание на Кипре было бесперспективно, а Франция сулила возможность стать владением Ордена, тем более, что большая часть юга страны представляла собой сплошные владения Ордена тамплиеров.

Сохраняя на Кипре свою основную резиденцию Тампль, де Моле строит новый Тампль в Париже, создавая его в виде мощного фортификационного сооружения.

Осенью 1306 года де Моле в сопровождении 60 рыцарей, загрузив 12 лошадей золотом (едва ли не весь золотой запас Ордена), отправляется в Париж. Зимой 1307 года де Моле уже в Париже. Однако он не знает, что король Франции Филипп IV задумал заговор против Ордена еще в 1305 году. Для начала он лично «благословил» по крайней мере двенадцать человек на вступление в Орден с целью его предательства. Эти шпионы впоследствии и уверяли короля, что обвинения против тамплиеров соответствуют действительности. Уже составлено обвинительное заключение и отослано римскому Папе. Уже согласованы планы инквизиции во Франции, Англии, Италии, Кипре и других странах по одновременному аресту всех тамплиеров.

Идиллия: Рыцарь-иоанит оказывает помощь раненому храмовнику. Рядом стоит рыцарь-тевтонец. На самом деле эти ордена яростно враждовали

Тогда Филипп IV решил, что настало время нанести удар. 22 сентября 1307 года Королевский совет принял решение об аресте всех тамплиеров, находившихся на территории Франции. Три недели в строжайшем секрете велись приготовления к этой совсем нелегкой для тогдашних властей операции. Королевские чиновники, командиры военных отрядов (а также местные инквизиторы) до самого последнего момента не знали, что им предстояло совершить: приказы поступили в запечатанных пакетах, которые разрешалось вскрыть лишь в пятницу, 13 октября.

13 октября 1307 года одновременно по всей Франции королевские войска захватили замки тамплиеров. Были арестованы и заключены в тюрьмы около 5 тыс. рыцарей. Филипп IV впервые вошел в возвышавшийся в центре Парижа Тампль не как гость и должник Ордена, а как господин покоренной вражеской крепости — ничего не подозревавшие братья просто открыли ворота и впустили королевскую стражу внутрь. В своей резиденции тамплиеры были захвачены врасплох и не оказали сопротивления. Их неготовность можно было понять — кто посмел бы раньше поднять руку на могущественнейший Орден? И хотя устав Ордена не позволял рыцарям поднимать оружие против христиан (что многократно игнорировалось), можно себе представить, какой страх испытывал король Франции, открыто выступая против Ордена Сионского Храма — совокупная вооруженная мощь Ордена, его боевая подготовка и воинская слава просто не шли ни в какое сравнение с копейщиками и латниками короля. Пять тысяч французских храмовников в открытом бою порубили бы армию короля «в капусту». Но Судьба отвернулась от храмовников…

Сразу нужно отметить, что самым жестоким было преследование тамплиеров именно во Франции. Там к тамплиерам сразу же были применены пытки и жестокое обращение. Именно во Франции впервые стали сжигать на кострах рыцарей Ордена Храма. К несчастью инквизиторов, среди тамплиеров не было ни одного подследственного, который бы отстаивал ересь Ордена. Наличие такого свидетеля было бы просто подарком судьбы для Филиппа IV. Конечно, рыцари под пытками признавались во всех грехах, но не отстаивали приписываемые им ереси. Пытки были настолько ужасны, что Аймери де Вильер позже заявил: «Я бы признал все; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали». Но после, на следующем же допросе рыцари отказывались от признаний в ереси. Эти отказы носили столь массовый характер, что Жан де Мариньи, архиепископ Санской епархии (в которую тогда входил и Париж) был вынужден под давлением Филиппа IV передавать отказывающихся от своих показаний тамплиеров в руки светской власти для сожжения на кострах. Все инквизиционные правила перевернулись наоборот: ведьма, отказавшаяся от ереси, была уверена в своем спасении и окончании пытки; тамплиер, отказавшийся от ереси, попадал на костер.

Вылазка осажденных из Акры

Арестованы во Франции были абсолютно все тамплиеры — от Великого магистра до последнего слуги. Полагают, что не более одной-двух сотен тамплиеров сумели скрыться. Блестяще задуманная операция удалась полностью.

Следствие продолжалось безостановочно. Конечно же большинство признаний было вырвано под пыткой. Достаточно сказать, что из 140 арестованных в Париже тамплиеров в период с 18 октября по 24 ноября 1307 года умерло под пытками 36 рыцарей.

Пятьдесят четыре тамплиера, вызвавшихся защищать Орден, были сожжены заживо. Королевские хронисты записали: «...Страдая от боли, они в своей погибели ни за что не пожелали ничего признать». Простые люди были смущены таким мужеством и высказывали сомнения в справедливости казни. По словам свидетеля, тамплиеры во время казни кричали, что «их тела принадлежат королю, а души Богу». Впоследствии возникла легенда, согласно которой при сожжении рыцарей их белоснежные мантии с алыми крестами не подверглись воздействию пламени, что доказывало святость рыцарей.

В марте 1314 г. король решил: «Пора!»

18 марта 1314 г. в Париже было пасмурно. Звонкоголосые глашатаи, поеживаясь от утренней сырости, шли по узким улочкам, громко объявляя о суде над злостными негодяямитамплиерами. На высоком помосте под защитой стражи, которая отделяла толпу от высокородных господ, монахов и законников, вершился церковный суд над еретиками и злодеями. Председатель — духовник короля и доктор теологии из Сорбонны, знаменитый Гийом Парижский, потер озябшие руки и дочитал приговор: «… и содержать в четырех стенах, пока жизнь не покинет их». Четверым осужденным в ободранных плащах с красным крестом на плече следовало смиренно и на коленях благодарить трибунал за оказанную им милость — пожизненное заключение.

Высокий и худой Жак де Моле неожиданно выпрямился, посмотрел в глаза Гийому Парижскому и заговорил слабым надтреснутым голосом: «Мы виновны перед Господом, но не признаем себя виновными в названных судьями преступелниях. Мы виновны в том, что дух наш был слабее плоти, и под пыткой оклеветали мы Орден Храма Господнего в Иерусалиме». Судьи трибунала переглянулись. После недолгого совещания Гийом Парижский объявил: «Поскольку эти еретики не раскаялись, продолжают упорствовать и изрыгать хулу на святую нашу матерь Церковь, мы отступаемся от них и передаем в руки светских властей».

Казнь тамплиеров. Иллюстрация французского манускрипта XV в.

В тот же день королевский прево приговорил Великого магистра Жака де Моле, рыцарей Гуго де Пейро, Жоффруа де Гонвиля и Жоффруа де Шарне к сожжению на костре. Жак де Моле подошел к высокой поленнице, снял и аккуратно сложил тамплиерский плащ и спокойно взошел вверх. Когда костер разгорелся, он громко произнес: «Папа Климент! Рыцарь Гийом де Ногаре! Король Филипп! Не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий! Вы казните невинных! Проклятие на весь ваш род! Будьте вы прокляты до четырнадцатого колена!».

Больше Жак де Моле не издал ни звука. Стражники, видевшие его лицо, рассказывали потом, что магистр тамплиеров умер без мук.

Предсказания умиравшего на костре старика исполнились в точности. 20 апреля в мучениях отошел к Богу папа Климент. У него болел живот, и лекари прописали пить толченые изумруды, разорвавшие первосвященнику кишки. В ноябре король Франции Филипп IV на охоте упал с лошади. Парализованного, его подобрали и привезли во дворец придворные. Там Филипп Красивый и умер, одеревеневший, не способный пошевелиться. В декабре того же 1314 года, в страшных мучениях скончался руководивший следствием хранитель королевской печати Гийом де Ногаре, отравленный воском свечи по приказу графини Матильды Артуа. Через год на виселице закачалось тело готовившего процесс тамплиеров королевского законника Ангеррана де Мариньи.

А над телом владыки Франции сцепились наследники. Сыновья Филиппа IV не смогли передать трон своим детям. Их племянник Эдуард Английский пошел на Францию войной, затянувшейся больше, чем на столетие. Страна, ограбившая и убившая Орден Храма, сама была разграблена и унижена.

Финал наступил 21 января 1793 года, когда голова Людовика XVI была отрублена ножом гильотины. И в тот же самый момент из толпы послышался возглас: «Жак де Моле, ты отомщен!»

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ТАМПЛИЕРОВ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Складывается впечатление, что аналогичный вид — пытки, тюрьмы и костры — суд над тамплиерами имел и в других странах. Но так ли это? Факты, приведенные Г. Ли, показывают, что если пытки применялись почти везде, кроме Кипра, Кастилии, Португалии, Трира и Майнца, то в тюрьму их заключали обычно не так внезапно, как во Франции. С тамплиера могли взять «слово чести» и оставляли его до суда в своем замке — так было в Англии и на Кипре. Могли вообще не угрожать арестом, а просто вызывать на суд. Так делали в Трире, Майнце, Ломбарде и даже в Папской области. Впрочем, тамплиеры, бывало, являлись и сами.

В Англии король Эдуард II долго противился аресту тамплиеров. В декабре он пишет папе Клементу V, что в Англии репутация Ордена безупречна, и что причиной столь тяжких обвинений является скорее всего алчность короля Франции. Однако влияние Папы в Англии было слишком велико, и Эдуард 10 января 1308 года отдает приказ об аресте тамплиеров. Однако выполнение приказа шло неспешно и халатно. Известно, что в январе 1311 года шериф Йорка получил выговор от короля за то, что десятки тамплиеров до сих пор проживают в городах.

Казнь тамплиеров у ворот Notre-Dame в Париже. 1314 г.

В Германии король Генрих ограничился тем, что объявил Орден распущенным, однако еще и в 1318 году госпитальеры жаловались (!) Папе, что хотя Орден и распущен, но тамплиеры продолжают владеть своим имуществом и проживать в замках.

Вообще в Германии меры, применяемые к тамплиерам, целиком зависели от отношения к ним местных светских властей. Так Св. Иоанн выступил в пользу тамплиеров и напомнил случай о прокормлении тамплиерским зерном народа во время голода в Мостере. Это благодеяние забыто не было, и тамплиеры были оправданы. Узнав о таком исходе дела, Клемент V лично приказал Бурхарду III Марбургскому взять дело в свои руки. Бурхард III Марбургский тамплиеров не любил и сжег рыцарей из четырех монастырей, — за что их родственники причинили ему потом большие неприятности. Архиепископы Трира и Кельна в 1310 году уступили свои полномочия по отношению к тамплиерам Бурхарду III Марбургскому за владение землями тамплиеров.

К архиепископу Майнца 14 мая 1310 года, на заседание его совета, внезапно явился Гуго фон Зальм, тамплиер и приор Грумбаха, в сопровождении двадцати вооруженных до зубов рыцарей. Он заявил: поскольку совет, как они понимают, собрался по приказу Папы с целью уничтожения Ордена и поскольку тамплиеров обвиняют в неслыханных преступлениях, они не в силах вынести подобную несправедливость (тем более, что обвинения Ордену предъявлены без суда и следствия). А потому в присутствии святых отцов, собравшихся здесь, они взывают к будущему Папе и его прелатам. Архиепископ, напуганный возможностью восстания, согласился со всеми доводами рыцарей и обещал непременно обсудить этот вопрос с Папой.

В этом конфликте приор Грумбаха впервые упомянул о том, что Сам Господь доказал невиновность тамплиеров, сотворив чудо при их сожжении, ибо красные кресты и белые мантии рыцарей не пострадали в огне.

В Западной Германии большая группа рыцарейтамплиеров явилась к епископу в полном вооружении и во главе с Рейнским графом (одним из своих старейшин), предложив епископу устроить «Божий суд» — пройти босиком по раскаленным углям для доказательства своей правоты, от чего прелат поспешно отказался и, благословив, отпустил рыцарей с миром.

Трапезная тамплиеров в Акре

В Италии приказ Папы об аресте тамплиеров был выполнен быстро и неукоснительно.

Преследования тамплиеров в Арагоне начались в январе 1308 года. В Арагоне король Хайме II в порыве алчности забыл всю ту помощь, которую ему и его предкам оказали тамплиеры. При Педро Великом, отце Хайме II, только благодаря тамплиерам удалось отстоять Барселону: эти рыцари всегда шли в бой первыми.

Большинство тамплиеров заперлось в семи замках, некоторые сбрили бороды и скрылись. Командором Арагона был тогда Рамон Са Гардия. Он укрепился в Миравете. Также тамплиеры укрепились в замках Аскон, Монтсо, Кантавьеха, Вилель, Кастельот и Чаламера. Местное население оказывало тамплиерам помощь, многие приходили в замки и защищали их с оружием в руках. Руководство вооруженной защитой Ордена взял на себя энергичный приор Мас-Деу в Руссильоне, Рамон Са Гардиа. Рамон Са Гардиа пишет Филиппу Красивому: «Господь знает, что мне жаль вас, король Франции, как и всех тех католиков, которые причастны к вершащемуся злу, жаль более, чем нас самих, вынужденных страдать по причине содеянного вами зла».

Приор задает королю логичный вопрос: почему столь многие благородные и знатные люди с момента основания Ордена и до последнего времени так страстно желали вступить в него и верно служили ему иногда по 60 лет и более во имя спасения души своей? Разве можно вообразить, что такие люди остались бы в Ордене, если бы все то, что о нем теперь говорится, было правдой? Рамон был готов лично явиться к королю (если тот подпишет ему охранную грамоту) с тем, чтобы помочь монарху с честью, выгодой и достоинством выйти из сложившейся ситуации. Однако король — человек «новой формации» — никогда бы не откликнулся на этот призыв.

В ноябре 1308 года сдалась крепость Кастельот, в январе 1309 — крепость Миравета. Крепости Монсо и Чаламера пали в июле 1309 года. К ноябрю 1309 года, после пришествия на престол нового короля, тамплиерам из остальных крепостей было разрешено выйти группами по 2-3 человека с оружием в руках.

Рамон Са Гардиа 17 октября обратился к вице-канцлеру Папы Арнольду, указывая, что тамплиеры, находящиеся в плену по 20—30 лет, не отрекаются от Бога, тогда как отречение дает им свободу и богатство, и даже сейчас 70 тамплиеров томятся в плену. В защиту тамплиеров выступили представители многих знатных фамилий. Король Яков выпустил узников, но оставил земли и замки себе. Рамон Са Гардиа и тамплиеры удалились на Майорку.

Мраморные кенотафы тамплиеров в Круглой церкви лондонского Темпла

На Майорке все 25 тамплиеров с 22 ноября 1307 года закрылись в наставничестве Матте. Позже, в ноябре 1310 года, к ним присоединился Рамон Са Гардиа. На процессе 1313 года тамплиеры были признаны невиновными.

Тамплиеры Кипра, которых на острове было 118 братьев всех степеней (из них 75 — рыцари), сначала несколько недель оборонялись, а потом согласились быть арестованными под «честное слово». Само количество рыцарей на острове (обычное соотношение рыцарей и служащих было 1:10) четко говорит о том, что именно Кипр, а не Тампль в Париже был в то время главным местопребыванием тамплиеров. Г. Ли пишет: «На Кипре, где тамплиеров знали лучше, чем где-либо в другом месте, к ним чувствовали симпатию не только друзья, но и враги, и особенно все те, кто долгое время был с ними в близких отношениях; никто не поставил в вину ордену никакого преступления, пока виновность его не была так беспричинно подтверждена буллами папы». Пытки к тамплиерам не применялись, все они единогласно отрицали виновность Ордена Храма. Другие 56 свидетелей из числа духовных лиц всех степеней, вельмож и горожан, среди которых были и политические противники тамплиеров (!), однозначно заявляли, что им известны только факты, делавшие честь Ордену, — всячески подчеркивалась их щедрость, милость и ревность к исполнению религиозных обязанностей.

Поскольку Орден был основан церковным собором, для суда над тамплиерами также нужно было созвать собор. Однако созванный для этой цели Венский собор 1312 г. не пожелал выдвигать против Ордена какие-либо обвинения! Тогда папа издал несколько булл, которыми распускал Орден.

Церемония принятия в Орден

Юридически Орден Тамплиеров прекратил свое существование на основании булл Папы Римского Клемента V от 22 марта 1312 года («Vox clamsntis»), 2 мая 1312 года («Ad providam») и 6 мая 1312 года («Considerantes dudum»). С точки зрения современного права это законные распоряжения, т.к. и создан (вернее — официально признан) Орден был также буллой Папы Римского.

СУД ИНКВИЗИЦИИ

Истинные причины разгрома Ордена ясны из вышеизложенного. Однако, как это всегда водится, Ордену были инквизицией предъявлены обвинения, скажем так, формальные, хотя очевидно многие из обвинений и не беспочвенные.

Сначала предполагалось, что судить тамплиеров за их злодеяния будет инквизиция. Однако очень быстро оказалось, что это не лучший вариант. Сломленные на допросах в руках королевских палачей мирские братья и рыцаримонахи давали любые показания. Однако веры такому следствию было мало.

Тогда папа Климент V решил взять дело в свои руки. Для суда над тамплиерами создали церковные комиссии. В них входили епископ города и нищенствующие монахи: два кармелита, два францисканца и два доминиканца. Бенедиктинцы и цинтерцианцы, участвовавшие в создании Ордена Храма, от следствия были отстранены. Климент V потребовал передать высших сановников Ордена папскому суду, но до папы руководителей не довезли: было объявлено, что они по пути подхватили заразную болезнь и потому будут временно содержаться в замке. Однако папские комиссии были допущены к арестованным и провели допросы. На допросах тамплиеры отвергли большинство обвинений.

В книге двух историков — датчанина Эрлига Хаарлинга и англичанина Генри Линкольна — «Тайный остров тамплиеров» доказывается, что сокровища уничтоженного в XIII веке ордена рыцарей-храмовников, в том числе легендарные Чаша Грааля и ковчег Завета, спрятаны не в Эфиопии, Испании, Канаде или шотландском Росслине, как полагали раньше, а на маленьком балтийском острове Борнхольм, где живет сейчас около 45 тысяч человек.

В качестве доказательства историки обращают внимание на то, что средневековые храмы острова построены в соответствии со «священной геометрией» тамплиеров, которые строили таким образом храмы по всей Европе (самый известный из них — Реннэ-ле-Шато на юге Франции). Историки уверены, что в геометрии соборов зашифрован ключ, позволяющий при тщательном изучении определить место, где спрятаны сокровища.

Кроме того, историки напоминают, что датский архиепископ Эскиль посетил Великого магистра тамплиеров Бертрана де Бланшфора в 1162 году. Считалось, что они обсуждали будущее участие храмовников в крещении балтийских язычников — эстонцев, латышей. Возможно, однако, что в ходе этой встречи обсуждалась и возможность переноса в безопасное место разросшихся сокровищ тамплиеров.

Прежде всего, высшим руководителям Ордена были предъявлены обвинения в ереси и святотатстве. Самым существенным было обвинение в том, что в Ордене господствовала не христианская религия, а смесь ислама и идолопоклонства. Многие тамплиеры признавались под пыткой в том, что они плевали и мочились на крест. Ряд обычаев, норм и правил поведения, одежд были заимствованы тамплиерами явно из мусульманского мира. По современным меркам это вполне понятно: люди, проведя много лет в иной среде, так или иначе перенимают что-то. Возможно, что определенное влияние ислама на тамплиеров действительно имелось. Ведь мусульманский мир того времени по ряду параметров был более цивилизован, нежели христианский. А рыцари-монахи того времени не очень-то были сведущи в науках и грамоте. Высокие познания мусульман в математике, астрономии, географии и многих других науках и ремеслах могли произвести большое впечатление на тамплиеров, и вполне возможно смешение внутри Ордена элементов христианства и ислама. Нельзя забывать, что орденские священники не были связаны с католической церковью и не находились под ее непосредственным надсмотром и влиянием, т.к. они подчинялись лишь непосредственно Папе, т.е. фактически варились в собственном соку.

Рыцари дружно отказались от обвинения в содомском грехе — поощрявшемся начальством гомосексуализме. Однако они не отрицали, что на церемонии посвящения новопринятого целовали в пупок, копчик и в губы. Причем никто не мог объяснить смысла этих поцелуев: те из них, кто был допущен к тайным знаниям, не торопились рассказывать, а те, кто просто копировал ритуал, не понимал его смысла. На допросах командоры признали, что новопринятым грубовато советовали: «Если тебе будет холодно — согреешься с братьями». Перед комиссией они не стали отказываться от показаний.

Еще более серьезным было обвинение в кощунстве. Тамплиеров на основании показаний свидетелей и арестованных рыцарей Ордена обвиняли в том, что они отрицали распятие Христа и плевали на крест. Против такого возразить было нечего. Принимаемым в ряды братьев-монахов говорилось, что на самом деле Христос не был распят, и что крест — не святой почитаемый символ, а орудие смерти преступника — «царя иудейского», — поднявшего восстание против римлян и осужденного за это. После этого объяснения неофитам предлагали плюнуть на крест. Обвинение в содомии еще можно было объяснить грубыми военными шутками, а мужские поцелуи в разные части тела — непониманием низших рыцарей смысла обряда.

Святой Грааль — христианский артефакт, обретенный в Святой Земле рыцарями Ордена Сионского Храма и позже утерянный (в Акре или Иерусалиме) при отступлении. Согласно легенде, Грааль — это чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вече, в которую позже его приверженцы собрали несколько капель крови распятого на кресте Спасителя. Чашу сохранил и привез в Батанею Британию(???) Иосиф Аримафейский. Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, и вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание дает бессмертие на некоторое время, а также различные блага в виде еды, питья и т. п.

В незаконченном средневековом романе Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале» (ок. 1182г.) главный герой ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш, в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. Произведения о Святом Граале и общине его хранителей возникли после падения Иерусалима — для того, чтобы запечатлеть память о чем-то чрезвычайно важном для судеб христианства. Произведения эти складывались в среде, связанной с тамплиерами (или содержат указания на присутствие тамплиеров рядом со святыней). Кретьен де Труа создал свою повесть о Граале при дворе графов Шампанских; из Шампани происходил и основатель Ордена тамплиеров Гуго де Пэйн. Его сюзерен, граф Шампанский, передал свой титул родственникам и стал тамплиером, подчинившись своему бывшему вассалу. В Труа, родном городе Кретьена, происходил Собор, основавший Орден тамплиеров.

Вольфрам фон Эшенбах, автор другого монументального «Парцифаля» (1210г.), прямо называет хранителей Грааля тамплиерами. Несомненно, это представление основано на легендах, что хранителями Грааля являются тамплиеры.

Однако богохульство и ересь — преступления гораздо более тяжкие. Это обвинение тем более подтверждалось тем, что объектом поклонения были идолы — так называемые «головы Бафомета». Это были бронзовые головы, иногда с тремя лицами, с рогами, с яркими инкрустированными глазами. Хотя для тамплиеров эти головы считались символом благосостояния и процветания, плодородия окрестных полей. Но для следствия это был признак дьяволопоклонничества. И рожки на головах, и три лица, и череп — все эти символы связывались с каббалистикой, колдовством и алхимией, которые несомненно говорили о культе Сатаны. Здесь для доминиканцев компромиссы были невозможны — дьяволопоклонники, оккультисты и ростовщики должны быть уничтожены. А это так совпадало с интересами папы и короля Франции!

ОБВИНЕНИЯ

Процесс над Орденом был для Филиппа IV очень выгоден, в первую очередь — материально. Конечно, никакой «борьбой за чистоту веры» этот процесс объяснить было нельзя, — причины его были явно экономического и политического характера. Годфруа Парижский выражал общественное мнение относительно процесса и поведение Филиппа IV и Климента V, говоря: «Легко можно обмануть церковь, но ни в коем случае нельзя обмануть Бога».

С помощью этого процесса без всякой борьбы была уничтожена конгрегация, которую считали самой гордой, самой счастливой и самой сильной в Европе. Никто не осмелился бы напасть на нее, если бы инквизиционное судопроизводство не дало ее в руки людей ловких и мало стеснительных, чтобы облечь в законную форму простой грабеж. 

Гибель Ордена вызвала радость у великого множества самых разных людей. Подоплекой этой радости было прежде всего чувство зависти к духовным и материальным богатствам тамплиеров. Но не только это. Магистр Ордена мог позволить себе говорить королям (как это произошло в 1252 году перед Генрихом III): «Ты будешь царствовать, пока справедлив». При подписании Великой Хартии Вольностей рядом с английским королем стоял Великий магистр Ордена Храма. А если вспомнить, что Орден дважды отказывал Филиппу Красивому в приеме его самого и его родственников в свои ряды, то ситуация становится еще более неприглядной для организаторов судебного процесса.

Предположение о том, что превращение Португалии в великую морскую державу произошло благодаря богатствам Ордена, вероятнее всего, не лишено основания

ПОСЛЕ СУДИЛИЩА. В АМЕРИКУ — ПОД ФЛАГОМ ОРДЕНА

Казалось бы, после приговора Парижского трибунала судьба тамплиеров была решена повсеместно. Однако на деле даже изъять имущество удалось не везде. После смерти Климента V и Филиппа IV и Риму, и французским королям было не до тамплиеров, а на Пиренейском полуострове они были нужны для войны с маврами. Поэтому там преследование рыцарей Храма быстро сошло на нет. В Кастилии и Арагоне рыцари Ордена Храма вошли в полном составе и со всем имуществом в Орден Калатравы.

Во время гонений на Орден его штаб-квартирой оставался Кипр. Здесь были сосредоточены наиболее испытанные и боеспособные части. Возможно, именно поэтому на Кипре свидетельские показания лиц, даже не принадлежавших к Ордену, особенно благоприятны по отношению к тамплиерам.

Исключением стала Португалия, где тамплиеры занимали самые прочные позиции после Франции. Дело в том, что еще в начале реконкисты Орден выделил часть своих войск и участвовал во всех сражениях при освобождении Португалии от мавров. В знак благодарности король Португалии подарил Ордену земли и средства. К тому же, португальцем был и один из основателей Ордена. В итоге, тогдашний король Португалии Диниш не только не предпринял никаких карательных акций против тамплиеров, но предоставил убежище братьям, избежавшим арестов в своих странах. Многие корабли тамплиеров также нашли убежище в Португалии. Диниш, да и то лишь несколько лет спустя, практически просто переименовал орден тамплиеров в орден Христа. Причем почти ничего не изменилось: тот же устав, то же организационное строение, те же люди, те же богатства. Лишь его Великий магистр уже не выбирался рыцарями, а назначался королем. Центром этого ордена остался город Томар, где существовала большая крепость тамплиеров, строившаяся с 1160 года «для солдат Храма» португальским Великим магистром Гвахдином Паишем, сподвижником первого короля независимой Португалии Афонсу Энрикиша. В 1357 году Томар был официально провозглашен центром ордена Христа.

Прибытие в Каир пленных крестоносцев

В начале XV века Великим магистром ордена Христа в Португалии стал принц Энрики, один из восьмерых детей короля Жуана I. Он не был наследным принцем, а всего лишь инфантом. Принц Энрики, хотя никуда и не плавал, кроме военной экспедиции в 1415 году в Марокко против мавров, когда был захвачен город Сеута, вошел в историю как Генрих Мореплаватель.

Энрики получил титул правителя королевства Алгарве, самой южной части Португалии, и обосновался в местечке Сагреш, где создал в 1418 году навигационную школу. Туда он призвал лучших знатоков морского дела со всей Европы, арабских и иудейских ученых, которые разбирались в древних таинственных книгах и картах, собирал все сообщения купцов, отчеты моряков, карты, астрономические таблицы — в общем, всячески способствовал развитию мореходства. Для этого он, кроме прочего, использовал как финансовые возможности ордена Христа, так и накопленные тамплиерами знания о мореходстве и сведения о странах Востока, куда он так стремился проложить дорогу. На верфях строились новые современные корабли, моделью которым послужили усовершенствованные нефы тамплиеров. 

Начинания Энрики быстро стали приносить свои плоды. В 1420 году португальцы открыли остров Мадейру, а спустя еще семь лет — Азорские острова, лежащие в Атлантическом океане вдали от африканских и европейских берегов. К 1450 году португальцы начали вывозить рабов и слоновую кость из Сенегала, а еще спустя полвека был проложен путь в Индию. Причем в эти открытия был немалый вклад и непосредственно «столицы» Христовых рыцарей — Томара.

Через сто лет после начала плаваний под эгидой принца Энрики Португалия превратилась в крупнейшую морскую державу. Португальцы открыли Бразилию на западе, добрались до Китая и Островов Пряностей на востоке, создав первую в мире глобальную империю на штатском пространстве от Марокко до Макао.

Казнь пленных турок в Акре. Миниатюра XV в.

Какая часть успехов крошечной страны с населением всего в полтора миллиона человек в этих невероятных открытиях принадлежит тамплиерам, мы не знаем. Не сокровища ли тамплиеров лежали за организацией всех этих морских экспедиций? Или их «know–how»? Ведь говорят, в португальские архивы от ордена Храма попали поистине удивительные карты, на которые, в том числе, была нанесена и Америка — еще до ее открытия Колумбом! И доподлинно известно, что корабли, вышедшие в плавание в океан, несли на своих парусах красный крест ордена Храма.

Орден Христа просуществовал до 1834 года, когда указом министра Жаокина Антониу ди Агиара деятельность ордена была прекращена.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится