Античные историки приписывают подобные действия Квинту Фабию Максиму, Публию Сципиону Эмилиану, Квинту Метеллу Нумидийскому и другим знаменитым полководцам. Однако наибольшую известность в деле обучения войска приобрёл Гай Марий. Его солдаты совершали марш при полной выкладке, вес которой был столь велик, что, по словам Плутарха, этих воинов называли «мариевыми мулами».
Римская армия на марше
Подробнейшую информацию о том, как проходили римские военные учения, мы обнаруживаем в работе Вегеция «О военном деле», написанной в конце IV или в начале V века. При написании этой работы автор использовал множество сочинений своих предшественников – от Катона Старшего до Таррунтена Патерна, – которые не сохранились до нашего времени.
«Как бы первым посвящением к военной подготовке новобранцам должно служить обучение военному шагу. Больше всего следует заботиться и во время похода, и в боевом строю о том, чтобы все воины сохраняли правильные ряды при движении. А этого возможно достигнуть только в том случае, если благодаря постоянному упражнению они будут учиться двигаться быстро и ровно. Всегда наибольшей опасности подвергается войско разделившееся и не держащее крепких рядов. Военным шагом в 5 летних часов может быть пройдено 20 миль (=30 км). Полным шагом, более быстрым, в то же количество часов проходят 24 мили (= 35 км)».
Армия на марше. Фреска середины III века из синагоги в Дуре-Европосе, изображающая переход Моисея и евреев через Красное море. Археологический музей, Дамаск
Далее Вегеций рекомендует совершать марш при полной выкладке:
«Нужно также неукоснительно приучать молодых новобранцев носить тяжести до 60 фунтов (около 20 кг), идя военным шагом. Делать это во время трудных походов заставляет необходимость нести и продовольствие, и оружие. Не нужно думать, что носить это трудно, если образуется навык: нет ничего такого, чего бы постоянное предварительное упражнение не сделало очень легким».
В соответствии с уставами, утверждёнными Августом и подтверждёнными Адрианом, военачальникам предписывалось три раза в месяц устраивать учения, во время которых
«…пехотинцы во всём вооружении, с копьями в руках, должны были пройти 10 миль военным шагом и так же возвратиться в лагерь, причём некоторую часть пути они должны совершать бегом».
Обретённая в результате тренировок выносливость римских солдат достойна восхищения. Корнелий Тацит рассказывает, как во время Гражданской войны в 69 году шесть германских легионов Вителлия за сутки преодолели 30 миль (=40 км), а затем ещё всю ночь вели бой. Он же отмечает, что исход сражения был бы иным, если бы солдаты имели возможность перед боем поесть, согреться и отдохнуть.
Военное снаряжение
Важнейшую часть солдатского снаряжения составляло оружие и доспехи, которые солдаты носили на себе. В соответствии с описанием Иосифа Флавия, воины, непосредственно окружавшие военачальника, шли налегке, неся с собой лишь своё вооружение. В любой момент они должны были быть готовы отразить внезапное нападение противника.
«Остальные пехотинцы носят пики и продолговатые щиты, пилы и корзины, лопаты и топоры, а кроме того ещё ремни, серпы, цепи и провизии на три дня; таким образом пешие солдаты носят почти столько же тяжести, сколько вьючные животные».
Один только перечень этих предметов, а также сравнение нагруженных ими солдат с навьюченными животными свидетельствуют о массе поклажи. Чтобы облегчить её переноску, римские солдаты использовали, как о том свидетельствует Фронтин, специальное приспособление.
«Гай Марий, чтобы сократить обоз, который больше всего обременял войско, упаковал посуду и довольствие солдат в тюки, прикрепив их к палке с развилкой (furca); так было удобно и нести ношу и отдыхать. Отсюда возникла поговорка «мариевы мулы».
Как выглядело это приспособление, можно видеть на рельефах Колонны Траяна, на которых солдаты движутся в походном порядке, неся на себе своё оружие, а также притороченный к шесту с перекладиной кожаный ранец с личными вещами, мешок с запасом провизии, кухонные принадлежности и другие вещи.
Значительную часть солдатского походного снаряжения составляли оружие и доспехи. Судя по рельефам Колонны Траяна и другим изображениям, солдаты совершали марш, будучи облачёнными в доспехи. Шлем они носили на груди, для этого на назатыльнике имелась специальная ручка.
Щит солдаты также держали при себе. Наиболее вероятно, что его забрасывали за спину и носили на кожаном ремне, переброшенном через грудь. Возможно, впрочем, что солдаты носили щит при себе, только когда вступали на вражескую территорию и начинали ежедневно укреплять лагерь. Находясь в пределах римских владений, они могли вьючить щиты на мула или перевозить их на повозках, как показано на рельефах колонны Марка Аврелия и Арки Септимия Севера. Судя по изображениям, в руках солдаты носят только пилум, привязанный к палке с перекладиной, на которой висит ранец и мешок с провизией.
Важнейшую часть римской военной диеты составлял хлеб, который выдавался солдатам в основном в виде зерна и лишь изредка в виде сухарей. В состав походного пайка также входили другие продукты, запасы которых пополнялись время от времени. О количестве носимых с собой запасов продовольствия в источниках имеются различные указания. Цицерон пишет о «продовольствии более чем на полмесяца». Автор жизнеописания Александра Севера в «Истории Августов» упоминает, что в походе против персов солдаты снабжались продуктами со складов в местах постоя, поэтому им не пришлось нести с собой запасы продовольствия на 17 дней, как это обычно делалось. О таком же запасе продовольствия на 17 дней, который должен был носить с собой солдат во время военных действий, сообщает Аммиан Марцеллин. Цезарь пишет, что в войсках его противников в Испании солдаты имели с собой запас продовольствия на 7 дней. Наконец, Иосиф Флавий упоминает о запасе продовольствия на 3 дня у солдат армии Веспасиана.
Помимо военного снаряжения и запаса продовольствия, возможно, римским солдатам в некоторых случаях приходилось носить на себе дополнительную поклажу. Полибий рассказывает, как однажды по приказу своего военачальника солдаты должны были нести с собой колья для палисада.
«Невыполнимою кажется эта задача по эллинским понятиям и нравам, но весьма легкою по римским. Так, эллины едва могут совладать в походах с тяжестью одних только сарисс и не без труда переносят причиняемое ими утомление; напротив, римляне со щитом на кожаном ремне через плечо, с дротиками в руках не тяготятся нести еще и палисадины».
Экспериментальная археология
Уже очень давно исследователи пытались выяснить, какой же вес приходилось носить на себе «мариевым мулам». Для соответствующих расчётов привлекались обширные сравнительные данные и экспериментальные результаты. В 1914 году немецкий исследователь Франц Штолле опубликовал специальную работу по этому вопросу. Взяв за точку отсчёта названную Вегецием цифру в 60 фунтов (=20 кг) тренировочной нагрузки для молодых рекрутов и соотнеся её с массой носимого с собой запаса продовольствия на 17 дней, он рассчитал даже массу продуктов, входивших в состав солдатской диеты: 11,4 кг хлеба, 1,9 кг мяса, 0,4 кг сыра, 0,3 кг соли и 0,3 л вина. Эти цифры, подкупающие своей точностью, тем не менее, исходят из ошибочных предпосылок, поскольку недооценивают веса носимых с собой защитного снаряжения, шанцевых инструментов и кухонных принадлежностей.
В 1985 году Маркус Юнкельманн с группой из 11 человек в полном военном снаряжении римских легионеров I в. до н.э. предпринял 22-дневный переход от Вероны до Аугсбурга протяжённостью около 540 км. В результате этого эксперимента был сделан ряд полезных наблюдений, в том числе касающихся походного снаряжения римских воинов. В опубликованной после похода книге «Легионы Августа. Римский солдат в археологическом эксперименте» Юнкельманн даёт следующие цифры относительно массы одежды и военного снаряжения:
- льняная туника – 0,55 кг;
- шерстяная туника – 1,1 кг;
- кожаные калиги, подбитые гвоздями – 1,3 кг;
- кольчуга – 8,3 кг;
- 2 кожаных пояса с накладками – 1,2 кг;
- меч с ножнами – 2,2 кг;
- кинжал с ножнами – 1,1 кг;
- шлем с нащёчниками и султаном – 2,1 кг;
- щит с кожаным чехлом – 11,5 кг;
- пилум – 1,9 кг.
итого – 31,25 кг
Кроме военного снаряжения, в состав носимой поклажи входили личные вещи солдат, кухонные принадлежности и другие детали экипировки (sacrina). В работе приводится следующий перечень:
- бронзовая фляга с водой или винным уксусом на 1,3 л – 2,55 кг;
- бронзовый котелок для приготовления пищи – 1,65 кг;
- бронзовый ковш для воды и пищи – 0,65 кг;
- кожаный ранец для запасной одежды и мелких вещей – 3 кг;
- плащ, шарф, штаны, запасная туника – 3,9 кг;
- палка с перекладиной, на которой всё это носилось (furca) – 1,9 кг.
итого – 13,65 кг
Что касается носимого с собой продовольствия, то «сухой паёк» на день составляет 850 г зерна или 1100 г сухарей, 200 г вареного мяса или сала и 300 г сыра, т.е. около 1,5 кг нагрузки на день. Паёк на 3 дня, соответственно, весит 4–4,5 кг.
Таким образом, тот минимум, который нёс на себе римский легионер в походе, составлял 31,25 кг одежды, оружия и военного снаряжения, к которому следует прибавить 13,65 кг походного багажа. В сумме это составляет 45 кг, к которым следует ещё прибавить 4 кг продуктового пайка на 3 дня.
Юнкельманн считает, что палатка, палисад для частокола, ручные жернова для размола зерна, а также шанцевый инструмент скорее принадлежали всему подразделению, а не отдельным солдатам, и при переходах перевозились на вьючных мулах. Также на муле, по его мнению, мог частично или полностью перевозиться запас хлеба, что, естественно, уменьшало вес носимого солдатами персонального снаряжения.
Хотя вес поклажи на первый взгляд кажется чрезмерным, Юнкельманн полагает, что систематические тренировки позволяли солдатам справляться с этой нагрузкой. Во время эксперимента, имея полную нагрузку на плечах, он сам с товарищами проходил в день около 25 км, выполнив поставленную задачу и не получив в дороге серьёзных травм.