Варварские традиции средневекового рыцаря
572
просмотров
Рыцари — это одна из самых популярных тем в истории: их статус и быт в средневековой Европе обсуждали всегда, а этические и моральные представления этого сословия часто идеализировались.

С годами было развеяно огромное количество мифов и догадок, связанных с европейскими рыцарями. Однако до сих пор существует ряд спорных вопросов, которые имеют прямое отношение к знатным воинам. К примеру — генезис этого явления общественной жизни эпохи Средних веков.

Откуда же «растут ноги» у рыцарства как сословия? Да и как они сами относились к своему прошлому?

Качества рыцаря и идолы для поклонения

На пике расцвета рыцарства, в XII веке знатные воины полагали, что их родословная восходит к графам Карла Великого. Также часто упоминались в семейной истории рыцарей франкские воины эпохи Меровингов. Особенно сильно это проявилось во времена крестовых походов: средневековые авторы проводили связь между суровостью и справедливостью в бою франкских дружинников и деяниями рыцарей креста в Святой земле. «Песня об Антиохии» рассказывает нам подобную историю.

Крестоносцы высаживаются.

Обращение к античному наследию дало свои плоды — сочинения Тацита во многом помогли углубить «корни» рыцарства. Военная знать раннего Нового времени нашла себе предков — древних германцев. Их традиционный уклад жизни, представления о войне, доблести и преданности делу оказал влияние на культуру конных воинов средневековой Европы. Скажем так, германцы немного не дотягивали до шевалье: им явно не хватало чувства меры и порядочности. Хотя и этот тезис по отношению к отдельным представителям рыцарского сословия можно оспорить.

Корнелий Тацит.

Варварские традиции

Но мы никоим образом не должны замыкаться только на древних германцах. Был ещё и другой пласт культуры: в рыцарском эпосе прослеживаются также и кельтские традиции.

Гай Юлий Цезарь в своём сочинении «Записки о Галльской войне» отмечал особую храбрость галлов, которая превосходила лучшие боевые качества германцев. Страбон также писал об отваге и боевом задоре кельтов. Но, к 52 году до н. э. пальму первенства перенимают германцы как самые неистовые и смелые враги Рима и армии Юлия Цезаря.

Античные авторы зафиксировали характерную черту воинственных варваров: да, им безусловно свойственна отвага, но также в их действиях было много чванства и безрассудства. И, конечно же, тяга к роскоши и украшениям.

Гай Юлий Цезарь и Верцингеториг.

Знаменитый полководец выделял у галлов две уважаемые прослойки населения: друидов и всадников. Последние занимались только войной и выступали в походы со своими клиентами и подданными. Главным критерием их статуса была воинская доблесть и отвага.

Галлы.

Образ германцев в римских исторических сочинениях был более брутальным. Их жизнь состоит только из охоты или войны. Истинным показателем доблести и храбрости германцев является то, насколько далеко их соседи живут от германских поселений. Чем больше страха — тем дальше соседи. Хотя они гостеприимны и целомудренны, живут в гордом одиночестве. Их основной доход — набеги и войны. Ведение домашнего хозяйства и обработка земли — удел рабов, женщин и детей. Конечно, и Тацит, и Цезарь идеализируют германцев. Война не могла длиться вечно: охота сменялась широкими застольями с яствами, хмельными напитками и весельем. Постоянные попойки и чревоугодие — удел скорее верхушки племенной организации. Свободные члены общины жили в умеренности и вместе с зависимыми категориями населения германских деревень, пока не получали право носить оружие или же пока их авторитет в общине не возрастёт.

Возвращение из похода.

Поиск отличий

Оружие получено — потеря его равносильна смерти. Величайший позор для германских воинов. Следующий шаг — вступление в дружину. Состязание в силе и присяга, с последующим приобретением звания от вождя. Но всё же главные критерии в отборе — это знатность и доблесть. Положение в обществе, престиж семьи, репутация и заслуги отца воина — всё это сказывается на положении новоиспечённого дружинника. Нельзя не соответствовать уровню храбрости и доблести своего вождя. Выйти из боя с потерей главы дружины — позор и непростительная вещь.

Битва римлян с германцами.

Как содержать такое боевое подразделение? Конечно же, хорошим жалованием и долей в грабежах, лошадьми и обильными пирами.

Вопросы в плоскости кровнородственных отношений решались в обязательном порядке. Воин никогда не манкировал честью семьи. Подобные характеристики также можно отнести к рыцарским фамилиям Средневековья.

Кавалерия Карла Великого.

Итог

Жизненный уклад германцев не претерпел сильных перемен и к исходу античной эпохи. Усиливался лишь импульс: германские ватаги стремительно прошивали территорию Римской Империи в III-IV веках. Романо-германский синтез набирал обороты. Христианство также наложило свой отпечаток на общественную жизнь германских племён и первых варварских королевств, но представления о войне и боевые традиции остались, по сути, незыблемыми. Эпоха Карла Великого и время становления Священной Римской Империи явно показало преемственность конного ополчения от дохристианских предков. Влияние воинских порядков варваров на культуру средневекового рыцарства не поддается никаком сомнению.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится