Сильный пол дарит своим возлюбленным цветы и открытки в форме сердца. Все стремятся в этот день освободиться от дел пораньше, чтобы провести вечер с любимыми, и нет ничего лучше, чем скоротать вечер за совместным просмотром отличного фильма. Вот тут как раз и может случиться неприятность. Дело в том, что мало кто из мужчин согласится провести вечер за просмотром мелодрам с интригами, предательством и страстной любовью, в то же время и девушка вряд ли будет в восторге от перспективы провести вечер одного из самых романтичных дней в году, просматривая боевики, в которых взрывы сменяются беспорядочной стрельбой. Не самая приятная ситуация, однако и из нее есть выход.
Представляем топ-10 фильмов, где любовные отношения главных героев развиваются на фоне боевых действий Второй мировой войны. Здесь нет большого количества сантиментов и так называемых «розовых соплей», так как война – не самое лучшее место для такого рода занятий, но в то же время диалоги главных героев выражают искренность и неподдельность чувств, а каждое слово выверено и наполнено смыслом. Мужчинам же будет по душе стойкость и мужество персонажей, чей характер закалился в горниле войны, ну и, конечно, нет смысла скрывать, что многие из этих фильмов включают в себя батальные сцены с привлечением техники и массовки. В общем, каждому будет на что посмотреть.
10. «Перл-Харбор» (Pearl Harbor), 2001 год
Наверное, любой мужчина в той или иной степени знает, что случилось в Жемчужной гавани во время Второй мировой войны. Для девушек поясним, что 7 декабря 1941 года Япония совершила внезапное нападение на базировавшиеся в окрестностях Перл-Харбора военно-воздушные и военно-морские силы США. В результате вероломной атаки линейные силы тихоокеанского флота США были разгромлены. Погибло больше двух тысяч военнослужащих и около сотни гражданских лиц, ещё примерно полторы тысячи получили ранения.
В основе сюжета фильма – взаимоотношения двух друзей детства Рэйфа (Бен Аффлек) и Дэнни (Джош Хартнетт). Они оба с юных лет были влюблены в авиацию, поэтому, повзрослев, стали пилотами ВВС США. У Рэйфа завязывается роман с медсестрой Эвелин (Кейт Бекинсейл), которую ему вскоре приходится покинуть, так как его переводят в Британию. Дэнни и Эвелин отправляются проходить службу на базу в Перл-Харбор. Вскоре до медсестры доходит известие о гибели возлюбленного в бою, и она находит утешение в лучшем друге своего любимого. Неожиданно на Гавайи прибывает Рэйф, которому чудом удалось выжить. Выяснение отношений в этом классическом любовном треугольнике происходит на фоне подготовки японцев к атаке. Дальше рассказывать сюжет нет смысла, лучше увидеть самим. Стоит лишь отметить, что за актёрскую игру, визуальные и звуковые эффекты фильм был удостоен премий «Оскар» и «Золотой глобус». Также телеканал MTV вручил съёмочной группе приз в номинации «Лучшая экшн-сцена».
Интересный факт: В съёмках фильма был задействован линкор «Миссури», который находится на вечной стоянке в Перл-Харборе. Три японских истребителя «Зеро», которые использовались для съёмок, были взяты из музеев. Ещё несколько самолётов, задействованных в фильме, до этого участвовали в съёмках фильма «Тора! Тора! Тора!» 1970 года. Самое интересное, что два «Зеро» были собраны в Оренбурге, на заводе, занимающемся реставрацией авиатехники времён Второй мировой войны.
9. Женя, Женечка и «Катюша», 1967 год
Рядовой РККА Евгений Колышкин (Олег Даль) – молодой человек из московской интеллигентной семьи. Он не вписывается в окружающую его действительность и живёт в мире, построенном на собственных фантазиях и прочитанных книгах. Конечно, такое мировоззрение становится для рядового причиной множества комичных ситуаций и головной болью для его командиров. Волей случая главный герой знакомится с Женей Земляникиной (Галина Фигловская), которая служит радисткой в полку реактивной артиллерии. Романтичный Евгений быстро в неё влюбляется, в то время как суровая радистка не воспринимает юношу всерьёз, считая его маленьким мальчиком. Однако со временем её чувства меняются.
Эта история о людях, нашедших свою любовь на фоне беспощадной войны. Возможно, из-за своей неординарности эта лента была признана руководством страны «вредоносной» и была раскритикована прессой, но фильм всё-таки показывали в маленьких клубах и небольших кинотеатрах, где он пользовался большой популярностью у зрителей. На большой экран кинокартина попала только благодаря стараниям моряков Балтийского и Северного флота. Морякам, помимо самой сюжетной линии, пришлась по душе главная музыкальная тема фильма, написанная Булатом Окуджавой. В итоге аудитория картины «Женя, Женечка и «Катюша»» составила почти 25 миллионов кинозрителей.
Интересный факт: В фильме главный герой, заплутав с посылкой, случайно попадает в стан врага. Эта история, как ни странно, имеет под собой реальное основание, так как сценаристы позаимствовали её из фронтовых газет. Отличие лишь в том, что реальный солдат скрыл, что случайно вышел к немцам, вскрылось это лишь ближе к концу войны.
8. «Молчание моря» (Le silence de la mer), 2004 год
Кинолента «Молчание моря» была снята по одноимённому роману французского писателя Жана-Марселя Веркора. Фильм повествует о взаимоотношениях пожилого француза Андре и его внучки Жанны с немецким офицером Вернером, которого заселяют в их квартиру. Мало того, немец занимает комнату родителей девушки, которых убили нацисты. Все попытки офицера завязать хоть какие-то отношения со своими соседями натыкаются на непробиваемую стену молчания. Дело в том, что, не видя другого способа бороться против такого сожительства, французская семья не находит ничего лучше, чем молчаливый протест. Однако вскоре Вернер понимает, что за горделивым молчанием Жанны скрывается не только неприязнь к гостю…
На первом плане в сюжете картины стоит нравственный выбор главной героини. Она разрывается между двух огней. По ходу ленты она понимает, что её нацистский сосед намного благородней и достойней, чем многие её знакомые из числа сопротивления, но в то же время встать на его защиту и поддаться тем чувствам, которые она испытывает по отношению к Вернеру, значит пойти против своего народа и предать страну. Жанна понимает, что свои заклеймят её как предательницу, а чужие никогда не будут воспринимать её как равную. Ещё одной проблематикой картины является поиск ответа на вопрос: а стоит ли молчать? Ведь время так неумолимо, а на фоне войны каждая секунда на вес золота, и, возможно, несказанное вовремя слово больше не будет иметь смысла. Авторы этой французской киноленты предлагают каждому зрителю самостоятельно найти ответ на эти вопросы.
Интересный факт: Кинолента «Молчание Моря» 2004 года является ремейком одноимённого фильма 1949 года выпуска. Однако их коренными отличиями является основная проблематика фильма – в ленте, снятой через четыре года после окончания войны, основным вопросом было взаимоотношение наций и оценка ужасов Второй мировой войны здравомыслящими людьми.
7. «Военно-полевой роман», 1983 год
Великая Отечественная война. Главный герой Александр Нетужилин, в исполнении Николая Бурляева, без памяти влюбляется в санитарку Любу, которую играет Наталья Андрейченко. Однако вся проблема в том, что Люба состоит в отношениях с командиром батальона, в котором служит Нетужилин, поэтому их отношения заранее обречены. Пути молодых людей расходятся, но лишь для того, чтобы вновь сойтись спустя несколько лет после войны. Александр работает киномехаником и учится на историческом факультете. У него есть жена, утончённый педагог Вера, роль которой исполнила Инна Чурикова. Люба, чтобы хоть как-то свести концы с концами и прокормить свою дочь, – единственное, что после себя оставил погибший на войне комбат, – вынуждена продавать пирожки на улице. За несколько лет лишений и жизненных тягот Люба огрубела душой, однако встреча с Александром пробуждает в них, казалось бы, давно забытые чувства. Всё это складывается в классический любовный треугольник.
Премьера фильма прошла в рамках Берлинского фестиваля, где лента была по достоинству оценена зрителями и номинирована на премию «Золотой медведь». В 1984 году Инна Чурикова получила за роль Веры премию «Серебряный медведь» как исполнительница лучшей женской роли. В 1985 году «Военно-полевой роман» стал номинантом на премию «Оскар», как «лучший фильм на иностранном языке». Также кинолента была удостоена главной премии на Всесоюзном Кинофестивале и получила призы за сценарий и женскую роль в рамках Московского международного кинофестиваля.
Интересный факт: Идея фильма пришла Петру Тодоровскому, по его собственному заверению, в первые послевоенные годы. Будучи студентом ВГИКа, он прогуливался мимо ЦУМа и услышал знакомый голос. Обернувшись, Тодоровский увидел, как около универмага женщина в телогрейке и в перчатках без пальцев продавала пирожки. Рядом с ней сидела маленькая девочка, укутанная в какие-то платки. В этой продавщице начинающий режиссёр признал возлюбленную своего комбата, которую они с сослуживцами называли не иначе, как «королева фронта». Эта метаморфоза долго не давала покоя кинорежиссеру и в итоге стала основой для фильма.
6. «Время любить и время умирать» (A Time to Love and a Time to Die), 1958 год
1944 год, война уже близится к концу. В разрушенную бомбежками Германию в отпуск с Восточного фронта возвращается рядовой Эрнст Гребер, роль которого исполнил Джон Гэвин. Вернувшись на родину, молодой солдат узнаёт, что его город недавно подвергся массированной бомбардировке авиацией антигитлеровской коалиции. Дом Гребера лежит в руинах, а что стало с его родителями – неизвестно. Он принимается за их поиски и встречает свою подругу детства Элизабет (Лизелотта Пульвер), дочь местного врача. Несмотря на постоянное дыхание смерти за спиной и ужасные реалии войны, между молодыми людьми загорается огонь настоящей любви. Веря в светлое будущее, они решают связать себя узами брака. Но Эрнсту вскоре нужно возвращаться на фронт…
Этот фильм получил неплохие отзывы среди кинокритиков, однако в Советском Союзе его приняли неоднозначно. В конце концов, главными героями здесь выступают граждане страны – противника, мало того – Эрнст Гребер ещё и солдат Вермахта. Однако в Европе и США фильм снискал большую популярность. Так, например, в 1958 году он был номинирован на премию «Золотой медведь» в рамках Берлинского Кинофестиваля, а спустя год фильм выдвинули на премии «Оскар» и «Золотой глобус» (в последнем случае – в номинации «лучший фильм, пропагандирующий мировое взаимопонимание»). К сожалению, ни одной премии кинолента так и не получила.
Интересный факт: Свой фильм Дуглас Сирк снимал по книге одного из самых читаемых писателей XX века Эриха-Марии Ремарка. Мало того, он даже выделил Ремарку небольшую роль профессора Польмана, которую писатель исполнил весьма неплохо.
5. «Беспокойное хозяйство», 1946 год
Кинолента начинается с того, что рядовой Тихон Петрович Огурцов (Александр Граве), идя через лес к новому месту службы, встречает строгую на вид девушку-ефрейтора Тоню. В ходе завязавшегося разговора становится ясно, что они оба следуют к одному и тому же подразделению. Прибыв на место, новички видят ничем не примечательный заштатный аэродром. Однако ночью поступает сообщение о приближающихся самолётах противника. После этого старшина отдаёт всему составу странный приказ зажечь фонари и бегать по аэродрому. Заметив панику на полосе, немцы начинают бомбардировку.
Наутро старшина открывает тайну о том, что аэродром – фикция, и его единственной целью является отвлечение внимания противника. Между тем, у Огурцова проявляются чувства по отношению к Тоне. Всё было бы хорошо, если бы в это же время на ложный аэродром не совершили вынужденную посадку два самолёта из звена прикрытия. Прибывшие пилоты - старший лейтенант Крошкин (Виталий Доронин) и французский лейтенант Лярошель (Юрий Любимов) также влюбляются в Тоню. Этот любовный многоугольник осложняется тем, что Тоню отправляют на поиски немецкого шпиона, который затесался в ряды красноармейцев и грозит выдать тайну аэродрома своему командованию.
При кратком пересказе содержания сложно поверить, что этот фильм - лёгкая мелодраматичная комедия. Он, в отличие от подавляющего числа фронтовых кинолент советского и постсоветского периода, лишён пафоса и какой-либо идеологической подоплёки. Конечно, и какой-то особо глубокой мысли в нём тоже нет, но зато он очень легко смотрится и оставляет после себя только самые лучшие впечатления.
Интересный факт: Любители авиации Второй мировой будут приятно удивлены узнав, что для съёмок фильма использовались настоящие истребители Ла-7 и Як-9.
4. «Двадцать дней без войны», 1976 год
1942 год, фронтовой журналист майор Василий Николаевич Лопатин, роль которого исполнил Юрий Никулин, отправляется с линии фронта в двадцатидневный отпуск в Ташкент. Там он должен проследить, как идут съёмки фильма по его очеркам, а также навестить семью погибшего сослуживца. Человеку, который только что вернулся с фронта, мирная жизнь с её хлебными карточками, сводками Советского Информбюро и театрами кажется чем-то сюрреалистичным. Однако здесь главному герою предстоит не только встретить новый 1943 год, но и свою бывшую жену и новую яркую любовь.
Несмотря на то, что эту ленту можно окрестить как «фильм о войне без войны», его можно с уверенностью причислить к точнейшим художественным документам военного периода. В военном кинематографе не много фильмов, показывающих войну именно с такого «мирного» ракурса. Этот фильм как противовес всем ура-патриотическим лентам, после которых обычно хочется самому принять участие в боевых действиях – он как отражение пафосных кинолент. Отражение, в котором мы видим, что за спиной любого солдата и офицера стоят семьи, для которых война – не просто перестрелки и взрывы, а непосильная ноша, постоянный страх и боль утраты.
Интересный факт: Для съемок фильма, часть которых проходила в Калининградской области, пиротехниками была взорвана часть крепости Тевтонского ордена в городе Неман. Взрыву в фильме уделено всего 9 секунд, а вот сам замок Рагнит, построенный в XV веке, после этого лишился одной из внутренних стен, что способствовало его дальнейшему разрушению.
3. «Сошедшие с небес», 1986 год
Что случись, если бы война пощадила хотя бы двоих из 20 миллионов погибших? Как бы сложилась их судьба? Они бы вернулись к мирной жизни. В тяжёлые послевоенные годы растили бы сына. Конечно, к ним бы очень быстро пришло осознание того, что, кроме как воевать, они больше ничего и не умеют. Но они любят друг друга, они прошли через многое, а поэтому приспособятся, научатся и смогут зажить полноценной жизнью, и сохранить самое ценное, что у них есть – любовь друг к другу. Если бы… Эта тяжёлая и пронзительная кинокартина снята по мотивам повести Алексея Каплера «Двое из двадцати миллионов». Этот фильм повествует о влюблённой паре – Сергее и Маше, которые волей войны стали защитниками Аджимушкайских каменоломен, и о том, как сложилась бы их жизнь, будь всё иначе.
Некоторые критики ругали фильм за его отступления от литературного первоисточника, однако большая часть людей всё же сходились во мнении, что фильм как нельзя лучше передал ту бездушность военной машины, которая обратила в прах мечты и надежды людей. Лишила двадцать миллионов людей светлого будущего, но так и не смогла отнять самого главного – любви.
Интересный факт: Оборона Аджимушкайских каменоломен – одна из самых трагичных историй Великой Отечественной войны. Из пятнадцатитысячного гарнизона лишь примерно трём сотням человек удалось вырваться из окружения. Поисковые группы до сих пор ведут там работы и пополняют списки тех, для кого катакомбы стали склепом.
2. «Английский пациент» (The English Patient), 1996 год
Вторая мировая война. Немцы сбивают над пустыней Сахара биплан, на борту которого двое мужчина и женщина. После падения самолёт загорается и происходит взрыв. Группа туарегов обнаруживает обломки и выжившего пилота (Рэйф Файнс). Его отвозят к местному лекарю, который спасает ему жизнь. Правда, теперь он мало похож на человека – весь покрыт ожогами и шрамами, а самое главное – ничего не помнит ни о себе, ни о той, что была рядом во время крушения. Не имея возможности установить личность пилота, все зовут его просто «английский пациент». После прибытия неизвестного в Италию его отдают на попечение молодой медсестре Ханне (Жюльет Бинош).
Она понимает, что её подопечный медленно угасает, поэтому Ханна отказывается следовать за санитарным поездом и остаётся со своим пациентом. На фоне пробуждающейся от зимней спячки итальянской природы в памяти английского пациента воскресают образы его прошлой жизни и страстный роман, который был сметён ураганом войны и привёл к такому драматичному стечению обстоятельств.
Доказательством того, что этот фильм является шедевром кинематографа, могут служить девять премий «Оскар», два «Золотых Глобуса», шесть наград Британской академии, «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, две награды от Европейской киноакадемии и свыше двадцати номинаций на самые престижные премии в области кино.
Интересный факт: Несмотря на то, что фильм изобилует ссылками на различные даты, к реальности его фактологическая часть, к сожалению, не имеет ни какого отношения. Немцев, которые в начале фильма стреляют по биплану, играли самые настоящие туристы, которых попросили принять участие в съёмках.
1. «Жди меня», 1943 год
Это картина о верной дружбе и настоящей любви. В центре фильма три друга – Николай Ермолов (Борис Блинов), Андрей Панов (Михаил Названов) и Михаил Ванштейн (Лев Свердлин). Во время одного из разведывательных полётов самолёт с товарищами на борту сбивают немцы. Они добираются до избушки, где решают держать оборону до последнего. Ванштейну приказывают доставить разведданные за линию фронта и он с одним лишь пистолетом пробирается к своим. Все друзья и сослуживцы считают оставшихся в доме погибшими, все, кроме Лизы – жены Ермолова (Валентина Серова). Она искренне верит и ждёт своего мужа.
Эта кинолента снята по мотивам одноимённого произведения Константина Симонова. Фильм, хоть и был снят в самый разгар войны и прошёл цензуру без каких-либо замечаний, не является агиткой в стиле «Двух бойцов» или «Падения Берлина». Здесь ни разу не упоминается имя вождя, здесь даже слово «коммунист» никто не произносит. Это фильм не о подвигах, не о боях во имя родины, это фильм о людях. Фильм о том, как тот, кто по-настоящему любит, несмотря ни на какие факты и уговоры, всё равно продолжает верить в лучшее. В актёрской игре нет ни грамма пафоса и фальши. Именно поэтому ты веришь им и сопереживаешь, как родным.
Ещё больше проникаешься уважением к этой ленте, когда узнаёшь, что исполнитель роли Ермолова, Борис Блинов, снимался будучи уже смертельно больным. Он скончался через несколько дней после премьеры фильма, но на протяжении всего периода съёмок актёр не позволил своему смертельному недугу хоть как-то повлиять на свою игру.
Интересный факт: Стихотворение Константина Симонова «Жди меня» первоначально не предназначалось для публикации. Поэт считал произведение слишком личным – он написал его в письме своей любимой женщине, которая осталась в тылу. Однако, по признанию самих фронтовиков, многим из них эти строки позволили не сломаться, выжить и вернуться домой к родным и любимым.