Начинаем вкушать со знаменитостей: самым известным и скандальным завтраком можно считать картину французского художника Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Написанная в 1863 году, картина готовилась для традиционного Салона — ежегодной выставки. Но в тот год его уважаемое жюри было особенно беспощадным: даже Наполеон III был недоволен количеством не допущенных к выставке работ! Тогда император решил устроить в том же здании одновременно с официальным Салоном Салон отверженных. И, появившись там, «Завтрак на траве» произвел эффект разорвавшейся бомбы — толпы зрителей смеялись и стыдливо перешептывались. Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа, правда, сам он хотел совсем другой славы…
Эдуарда Мане не только не смутила скандальная слава, но и подзадорила на написание еще одного «завтрака». Так, в 1868 году из-под руки мастера выходит скромная, на первый взгляд, утренняя трапеза под названием «Завтрак в мастерской». Но Мане не был бы великим художником, если бы и здесь не придумал что-то интересное. «Фишка» картины в ее композиции: художник объединил портрет, натюрморт и бытовую сцену. И снова критики без чувства юмора взахлеб упрекали художника за сочетание на одном полотне кота, меча, лимона и шлема. Ну не поняли они идеи арт-винегрета! Нагуляли аппетит? Идем дальше!
Другой импрессионист, Клод Моне, тоже поддается веянию темы раннего пикника на природе и пишет картину «Завтрак на траве». Сочная и яркая, с узнаваемым стилем автора, картина… покрылась плесенью в подвале хозяина гостиницы, в которой жил Моне и оставил свою работу в виде залога! По обнаружению полотна художником ему не оставалось ничего другого, как обрезать испортившиеся фрагменты.
Однако Моне все же решает реабилитировать свой «Завтрак на траве» и пишет новую картину с тем же сюжетом и героями.
Вино, груши и виноград — ну чем не богемный завтрак… гребцов? Вы уже догадались, что речь идет о знаменитой картине Пьера-Огюста Ренуара «Завтрак гребцов». Кстати, художник написал не просто веселую компанию, а изобразил себя (Огюст облокотился на перила), всех своих любимых друзей и будущую супругу. Юная дама с собачкой — белошвейка Алина Шариго, - через 10 лет станет женой художника, и проживет с ним 33 года до самой смерти Ренуара в 1919 г.
Также на картине — дети владельца ресторана, Альфонс (как бы сейчас сказали, «менеджер проката лодок») и Альфонсина. Отца звали, кстати, Алфонс — не только у нас детей называли в честь отцов! А местечко культовое: Дом Фурнез (Maison Fournaise) — изначально «туристическое местечко» в Шату, к западу от Парижа. В 1857 году Альфонс Фурнез открыл здесь комплекс с прокатом лодок, рестораном и отелем. Очень любил там бывать, трапезы вкушать и рисовать маэстро Ренуар!
«Сейчас я не могу оставить Шату, поскольку еще не закончил свою работу. Было бы очень приятно, если бы вы могли приехать сюда и отобедать со мной. Уверяю Вас, Вы не пожалеете об этой поездке. Это одно из самых очаровательных мест в окружении Парижа» — Ренуар приглашает! (из письма 1880 г.)
«Ну когда же мадам Фурнез подаст свой знаменитый салат „Мимоза?“» — возможно, думает молодой человек… Именно этим блюдом славилась добродушная жена хозяина. К слову, рецепт так же отличается от нашей известной версии (рис, лук, яйцо, консервы…), как настоящий «Оливье» от «Новогоднего оливье по-советски». В исторической «Мимозе» — сплошь овощи (редисочки, черри, лук…) и чуточку цикория. Но и яйца — есть. Иначе откуда цвет? Кстати, цвет отличает и эту особую работу Ренуара.
Страсть Дега к купальщицам была настолько сильной, что даже тема завтрака неотъемлемо связана с водными процедурами. Картина «Чашка чая. Завтрак после купания» — это поздняя работа автора, художник был уже в солидном возрасте и стремительно терял зрение. И для того, чтобы соблюсти все пропорции своей модели, он разрисовывал натурщиц полосками-разметками.
«Первая женщина-импрессионистка» Берта Моризо тоже не чуралась завтраков: романтика, красота и утренняя трапеза — одно другому не помеха, судя по прекрасному виду дамы «После завтрака»! Возможно, сама художница нередко трапезничала и с Мане — с ним Моризо познакомил ее близкий друг, художник Энри Фантен-Латур, в 1868 году. Берта с сестрой Эдмой пришли на выставку в Лувр, где произошла судьбоносная встреча. Мане написал около полутора десятков ее портретов!
А художник Жан Эдуар Вюйар , известный по группе «Наби» и позже приобщившийся к импрессионизму, размеренно бытовал вместе с матушкой до самой её смерти, и рисовал картины, в которых особо отметил цвета и некую общую «нарядность». Его завтраки — очаровательная и даже какая-то «текстильная» пестрота. Еще бы: ведь матушка была портнихой и немного модисткой, так что, как говорится, «все по Фрейду».
Как видите, завтрак может быть удивительно разнообразным — от компании обнаженных девушек до светских «гребцов». Такой неординарный подход к изображению, казалось бы, простой бытовой темы, подтверждает всемирную любовь к художникам-импрессионистам. Приятного аппетита!