100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 4
577
просмотров
В этой подборке очень разные люди: и юные творцы, которые только покоряют российское арт-поле, и признанные мировые звезды. Но всех их объединяет одно - они работают здесь и сейчас.

Начало: 100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 1

31. Кирцова Алена

31. Кирцова Алена Пейзаж #6. Из серии «Справочник по цвету». 2006

Ее карьера началась в советское время с андеграундных выставок неофициального искусства. Впрочем, работы Кирцовой никогда не содержали в себе политического или социального подтекста.

Пейзаж #4. Из серии «Север». 2010

В начале 1980-х появились программные для нее произведения живописи, где за геометрической абстракцией угадывались жизненные наблюдения и чувственный опыт. Со временем едва ли не основным «героем» ее холстов стала лаконичная природа русского Севера. Помимо живописи, Кирцова работает с графикой, фотографией, инсталляциями, ленд-артом.  

32. «Коллективные действия» группа

32. «Коллективные действия» группа Группа «Коллективные действия». Акция «Шар». 1977 год

Группа была основана в середине 1970-х годов концептуалистом Андреем Монастырским. Состав постоянно менялся, а специально приглашенные зрители могли присоединяться к акциям группы – интересно, что такая включенность стала одним из главных трендов в актуальном искусстве.

Инсталляция Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия»

«КД» занимались проведением акций за пределами Москвы, на природе, там где их действия не могли попасть в сферу внимания властей. Акции носили в большинстве случаев абсурдный характер и больше напоминали мистические ритуалы или духовные практики, исполняя которые участники следовали специально написанным инструкциям.

33. Комар Виталий

33. Комар Виталий Дружба народов (№ 107). 1974

Виталий Комар и Александр Меламид – отцы-основатели самого ироничного советского направления соц-арта. Проработав бок о бок много лет, художники фактически превратились в одного автора с двойной фамилией. Соц-арт был советским двойником поп-арта. Если поп-арт мимикрировал под рекламу, критикуя пропаганду потребления, соц-арт сливался с эстетикой советского плаката как рекламы идеологии.

Девушка перед зеркалом. 1981–1982

В конце 1970-х они эмигрировали, продолжив работать вместе в США. После разрыва с Меламидом, Комар обратился к геометрической абстракции, жанру серьезному и монументальному, который позволил проявить не выдуманного, а самого настоящего живописца.

34. Корина Ирина

34. Корина Ирина Отдыхающие колонны

Сценограф по первому образованию, Корина больше двадцати лет работает в театре и кино, и использует «театральную оптику» в своей художественной практике. Ее объекты и инсталляции легко представить частью вымышленного представления, в которое оказывается вовлечен зритель. Она использует необычные материалы – баннерную ткань, поликарбонат, пластик, черепицу, бумагу.

"Роща" Ирины Кориной на выставке "Футурология" в Музее современного искусства «Гараж»

В работах сталкиваются обыденность и фантазия, китч и эстетство. Кажется, что она создает их из всего, что видит вокруг, заново собирая ДНК российской действительности, и делает это обаятельно и с любовью. Дважды она участвовала в Венецианской биеннале – в павильоне России (2009) и основном проекте (2017).

35. Короткова Таисия

35. Короткова Таисия Проект "Закрытая Россия"

Интерес к достижениям науки сочетается у Коротковой с намеренно традиционной, почти архаической живописью. Такое сочетание рождает у зрителя определенные сомнения насчет благотворности прогресса – и это входит в задачу художницы. Она не обличает, но ставит вопросы. Ее многолетние серии все заметнее складываются в единый сверх-проект.

Проект "Закрытая Россия"

В 2010 году Таисия получила Премию Кандинского в номинации «Молодой художник». Живет в Италии, но активно присутствует на московской арт-сцене.

36. Косолапов Александр

36. Косолапов Александр Александр Косолапов. Малевич, 1993

Один из ведущих представителей соц-арта эмигрировал в США в середине 1970-х. Художник активно использует язык рекламы, а его работы порой напоминают интернет-мемы, причем сделанные задолго до изобретения интернета. Главный интерес Косолапова – критика идеологий, зачастую выглядящая как сатира, что порождает многочисленные скандалы.

Александр Косолапов. Ленин-Coca-cola, 1983

Самым громким примером стала картина «Ленин-Coca-cola», из-за которой могущественная корпорация пыталась подать на художника в суд, обвинив его в незаконном использовании логотипа и пропаганде коммунизма.

37. Кошелев Егор

37. Кошелев Егор Егор Кошелев. Угадайка из «Птичьей серии», 2020

Далеко не всякий профессиональный живописец готов вовлекаться в практики стрит-арта, но в жизни москвича Егора Кошелева был и такой период. В дальнейшем у него осталась эта тяга к соединению «высокого» и «низкого», массового и элитарного.

Егор Кошелев. Большая стрижка, 2018

Сюжетам его картин свойственны миксы и парадоксы; социальная критика здесь не редкость, но она никогда не обходится без философской подоплеки, граничащей с абсурдизмом. Порой автор намеренно маргинализирует традиции академической живописи, стремясь к максимальной звучности своего высказывания.

38. Кошляков Валерий

38. Кошляков Валерий Валерий Кошляков. Без названия, 2000

Крупноформатная живопись «главного романтика» российского искусства похожа на истершиеся от времени фрески. Великую архитектуру (или воспоминание о ней) он пишет на нарочито «бедных» материалах – картоне, крафте, бумаге, соединив листы монтажным скотчем, разбавляя акрил или темперу до состояния подтеков на поверхности.

Валерий Кошляков. Герб, 2006

Непрочность, зыбкость материалов будто подчеркивает то же свойство великих империй в исторической перспективе, будь то греческо-римская античность, средневековье с готическими соборами или Советский Союз с высотками сталинского ампира.

39. Кройтор Ольга

39. Кройтор Ольга Ольга Кройтор. Перформанс «Точка опоры»

Даже если бы Кройтор сделала только перформанс «Точка опоры», в котором она несколько часов неподвижно стояла на высоченном вертикальном бревне, история современного искусства ее бы запомнила. Можно искать или не искать в ее работах культурные аллюзии, это необязательно: чего в них не увидеть нельзя, так это попытки визуализировать и преодолеть общечеловеческие переживания.

Ольга Кройтор. Перформанс "Без названия" на фестивале "Архстояние 2013"

«Когда болевые точки натянуты до абсолюта, проблемность в конце концов закрывается», — говорит одна из главных мастеров перформанса в России.

40. Кузькин Андрей

40. Кузькин Андрей Хлебные человечки Андрея Кузькина на 2-й Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей», 2020

Ворвался на арт-сцену в 2008-м с перформансом «По кругу» - в течение часа художник, привязанный веревкой к колышку, ходил по кругу в бассейне, залитом жидким бетоном. После этого о нем заговорили как об одном из самых перспективных молодых авторов, а все последующие акции и выставки, в том числе в рамках Венецианской биеннале, укрепили его позиции.

Работа Андрея Кузькина на 2-й Триеннале российского современного искусства

Не менее известными стали и его скульптуры из хлеба – идеального материала для разговора на экзистенциальные темы. Хлеб в христианстве – символ жертвы и тела Христова, а кроме того в России – символ сытости и традиционный материал, из которого лепят фигурки заключенные в тюрьмах. 

Продолжение: 100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 5

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится