Начало: 100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 1
41. Кулик Олег
Легенда московского акционизма. Кулик прославился эпатажными перфомансами «бешеного пса»: обнаженный, на поводке, он лаял, кидался на прохожих, посетителей галерей и ярмарок. Первая такая акция прошла в 1994 году в центре Москвы и в следующие четыре года человек-собака гастролировал в Цюрихе, Вене, Берлине, Париже, Нью-Йорке и других городах.
В 2000-е работал с инсталляциями: в самой известной «Теннисистке» изобразил Анну Курникову в прыжке на пике спортивных эмоций, из воска с таксидермическими швами – он исследовал процесс превращения живой природы и культуры в созданный человеком зоологический музей, где чучела мертвы и безопасны. Сегодня работает с фотоколлажом и живописью.
42. Кутовой Александр
Для скульптур использует как традиционные материалы – глину, бронзу, керамику, мрамор, так и современные технологии – пластик, 3D-печать. Работает с современной медийной повесткой, переосмысляя ее с большой долей иронии и критики, и исследует систему, в которой живет, и способы ее трансформации.
Так, повсеместное стремление к идеальному телу и увлечение здоровым образом жизни, вылилось в масштабный проект Bulky Biceps Trying To Fly – классические античные скульптуры, превращенные в спортивные снаряды. В других проектах Кутовой изучает свободу воли человека в жестко запрограммированных условиях – антропоморфные фигуры из не до конца застывшей глины обретали новую идентичность прямо на выставке от любого воздействия на них.
43. Литичевский Георгий
Когда-то он был серьезным ученым, дипломированным историком, но в свободное время рисовал комиксы. И эта его страсть победила науку: Литичевский вошел в обойму художников, продвигавших в 1990-х новую эстетику.
Известность пришла к нему в годы перестройки, в бытность его участником московского сквота «Детский сад». Тогда речь шла о его собственной версии модного направления New Wave. Впоследствии манера менялась, художник работал и с перформансами, и с мультимедийными инсталляциями, но все же приверженность комиксу можно считать приметой его «фирменного стиля».
44. Лоскутов Артем
Известность пришла к Лоскутову, когда он был еще студентом Новосибирского университета. В родном городе художник стал инициатором ежегодных уличных шествий, получивших название «Монстрация». Колонны молодых людей в причудливых нарядах двигались по городу, развернув лозунги и плакаты дадаистского толка – намеренно абсурдные.
Впоследствии он перебрался в Москву, где уже в одиночку взялся за проекты на стыке акционизма, паблик-арта и политического активизма.
45. Макаревич Игорь и Елагина Елена
Пара концептуалистов начала работать в дуэте с 1990 года. В основе их искусства – псевдонаучное исследование, мистификация, в которой переплетаются реальные и вымышленные факты и герои.
Нередко проекты обращены к искусству авангарда и его утопическим идеям. Сами художники обозначили свой творческий метод как «соединение крайнего мистицизма и крайней материальности».
46. Матросов Борис
Арт-группа «Чемпионы мира» была одним из знаковых феноменов в России в годы перестройки. С участия в этом коллективе началась карьера Матросова. В дальнейшем он работал сольно, комбинируя мотивы поп-арта, концептуализма, минимализма.
Одна из его главных тем – «нормализация», упрощенная типизация живописи. Активен на поприще паблик-арта – например, создал знаменитый монументальный слоган «Счастье не за горами» в Перми.
47. Махачева Таус
Художница родилась в Москве, училась в Лондоне в Голдсмитс-колледже и Королевском колледже искусств, выставляется по всему миру – от галереи Тейт и Центра Помпиду до биеннале в Москве, Венеции, Лионе. В видеоработах и перформансах она исследует тему национальной идентичности и традиционной кавказской культуры в современном мире.
Во многих работах Махачева появляется в образе своего альтер-эго – Супер Таус, простой дагестанской женщины в традиционном платье и платке, которая обладает невероятной силой. Так, во время перформанса, показанного в Центре Помпиду, Таус ходила по залам с памятником двум смотрительницам дагестанского музея, которые в 1990-х спасли картину Родченко, вырвав ее из рук грабителя.
48. Меламид Александр
Один из основателей соц-арта вместе с Виталием Комаром. За 30 лет совместной деятельности этот тандем фактически превратился в одного автора. Значение Комара и Меламида - не только в том, что они подвергли остракизму и осмеянию советскую идеологию, но и в близости их искусства к языку международного постмодернизма.
После распада дуэта Меламид обратился к портретной живописи, создав в том числе множество полотен с американскими рэперами.
49. Мишмаш группа
Супружеская чета Михаила Лейкина и Марии Сумниной выступает в качестве арт-дуэта с 1999 года. У этих художников был и американский период (2001 – 2007, Нью-Йорк), но уже 15 лет они обитают в Москве.
Их стиль можно назвать интернациональным, хотя отчасти наследует дух московского концептуализма (одним из его основоположников был Андрей Монастырский, отец Сумниной). Характерная особенность дуэта – создание визуальных и смысловых парадоксов на стыке дизайна, скульптуры, литературы.
50. Монастырский Андрей
Андрей Монастырский – также один из первых советских концептуалистов, во многом противоположность Илье Кабакову. Если последний вскрывает суть советского мифа в наглядной форме картин и инсталляций, то работы Монастырского почти эфемерны.
Он пришел в искусство из поэзии, и текст для него важнее изобразительности. Его произведения минималистичны и сделаны из «бедных» материалов – бумаги, веревок, веток, скотча.
Продолжение: 100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 6