Даже если мы не актрисы, нам трудно удержаться от соблазна побыть кем угодно, только не самой собой, хотя бы раз восемьдесят в сутки. «А сегодня я вытирала пыль с пианино как Орлеанская Девственница!» И на самом деле это очень полезно: пытаясь влезть в чью-то шкурку, мы с удовольствием изучаем себя, обыгрываем всевозможные сценарии, учимся мыслить нестандартно и лучше понимать других.
В детстве нам для этого были нужны куклы, а сейчас наше воображение захватывают героини книг и кино. Это не значит, что мы хотим быть на них похожими. Нет, похожими мы хотим быть на самих себя, а у интересных нам героинь мы учимся каким-то нужным нам вещам.
Или наоборот: категорически не учимся ненужным. Героини разные нужны, героини разные важны. Вот 12 самых популярных и любимых сегодня (список составлен по результатам опросов на женских форумах, в опросах приняли участие свыше тысячи респонденток).
1. Дейенерис Таргариен
Красота и сила
У женщин все сложно с понятием «сила». Конечно, сила — это хорошо. Кто же не хочет быть сильным? Но очень, очень мало на свете женщин, которые могли бы сказать: «Да, я мечтаю быть два метра ростом, весить двести килограммов и знатно хряпать топором». Нам нравится какая-то такая сила, которая стоит у нас за спиной и плюется огнем во всяких гадов.
Поэтому Дени Таргариен — предмет всеобщего женского восторга. Все у Дени правильно. И глаза фиалковые, и волосы серебряные, и драконы хорошие. А сама добрая-предобрая — пока ее любят, и любят правильно. А если что не так, то «кричать на костре ты будешь, но это не важно».
2. Маргарита из «Мастера и Маргариты»
Страсть, ярость, ведьмовство
И Мастер, и Маргарита были в браке на момент своей встречи, причем известно, что Маргарита — за очень порядочным, любящим ее человеком. И оба изменили супругам без малейших угрызений совести, ибо страсть оправдывает все. Понимая этот первый ключ к всемирно известному произведению, начинаешь лучше осмыслять дальнейшее. Кончается все отчаянием, сумасшедшим домом, субботником у Сатаны, смертью и странненьким загробным счастьем под вишнями, на которых никогда не будет плодов, — в вечных попытках вывести гомункулуса и в вечном же обществе друг друга.
Казалось бы, ни один здравомыслящий человек не пожелал бы использовать несравненную Марго в качестве ролевой модели. И тем не менее что-то в этом есть. Великая страсть, гордость, полеты в голом виде на швабре, разгромленная квартира одного мерзавца, кланяющиеся вампиры… Маргарита является великолепной иллюстрацией к тезису «Не надо доводить женщину до отчаяния — из нее может ненароком вылупиться ведьма».
3. Скарлетт О'Хара
Жадность, эгоизм, сила
Юная аристократка американского Юга с изумрудными глазами, тончайшей талией и пристрастием к зеленой тафте. В женских рейтингах популярности конкуренцию Скарлетт может составить лишь Элиза Беннет: Скарлетт, безусловно, всемирно и нежно любима. И это довольно удивительно, так как трудно вообразить существо менее симпатичное, чем Скарлетт. Она беспредельно эгоистична, лжива, тщеславна, необразованна и ограниченна. Она в глобальном смысле безнравственна. Нет такой подлости, которая была бы не по плечу этой героине. Ее любовь к мужчине — это детское «Дайте мне это, я хочу!», а больше никого она любить и не умеет.
Да, в ней много жизненной силы, властности, в угоду своим желаниями она непринужденно пойдет по головам, а в трудную минуту в ней всплывает крепкая, здоровая крестьянка, не гнушающаяся тяжелым трудом и легко закапывающая труп убитого ею янки на заднем дворе. Она не без удовольствия будет терзать окружающих, избивать детей, слуг, собственных больных сестер. Из жадности позволяет устроить на своей лесопилке концлагерь, где каторжников истязают кнутом и голодом. Скарлетт понимает, что это как бы не хорошо и даже стыдно, но… лесопилка ведь дает такой доход!
Так что каторжники оказываются сами виноваты. К концу книги Скарлетт так или иначе растаптывает и уничтожает практически все: детей, семью, репутацию, родных, друзей… Под ее хищным взглядом все превращается в прах и пепел. Каким образом этого тупого, как полено, монстра ухитряются держать за образец для подражания — великая загадка женской натуры. Обычный ответ на вопрос «Но почему?» — «Она сильная, волевая и делает то, что хочет, не обращая внимания на окружающих».
4. Муми-мама
Материнство, забота, спокойствие, снисходительность, мечтательность
Большой дом, полный детей, детских друзей, тетушек, зашедших выпить чайку соседей и волшебников на черных пантерах. Муж, пишущий мемуары. Кометы, наводнения и метели. Под окном сидит Морра, замораживающая все живое. А ты в центре всего этого варенье варишь, цветочные клумбы ракушками обкладываешь и мечтаешь о чем-то своем. И говоришь: «Милый! Ты такой молодец! Ты так замечательно разбил эту вазу, которая мне все равно никогда не нравилась! Теперь, может быть, придумаешь что-нибудь с чайным сервизом»?
Степень дзена Муми-мамы заставила бы позеленеть от зависти любого шаолиньского монаха. И она ведь права! Самое главное, чтобы все были живы, здоровы и веселы, а дом новый построим. Правда, иногда все же создается впечатление, что Муми-мама куда-то слишком далеко убрела в своих фантазиях, если не считает нужным хотя бы спросить, куда на год исчез ее муж или почему у детей в комнате спит в странной растительности посторонний ондатр. С другой стороны, житейская мудрость, наверное, всегда выглядит безответственностью, если мы сами этой мудростью не обладаем.
5. Элизабет Беннет
Чувство юмора, самоконтроль
Современному человеку, особенно неангличанину, не всегда легко понять ситуации второй дочери мистера Беннета. Она очень красива, умна, приятна, воспитанна и образованна, она живет в комфортном доме и пользуется уважением окружающих. И чем уж таким жертвует мистер Дарси, решившись сделать предложение одной из самых красивых и умных девушек в стране? Тем не менее по тем понятиям Элиза буквально срывает джекпот: ее отец — джентльмен, но мать из торговцев, а сама она фактически бесприданница, которая практически ничего не унаследует ни от матери, ни от отца. И все-таки Дарси согласился связать свою старинную, благороднейшую и богатейшую фамилию практически с нищей парвеню, обремененной родственниками самого дурного ума и воспитания.
И мы понимаем, почему он это сделал. Назло всем канонам нашего времени Элизабет на протяжении всего повествования ведет себя безукоризненно, она держит свои чувства (весьма сильные и глубокие) в жесточайшей узде, она всегда, даже в сложных ситуациях, изящна, уместна, надежна и преисполнена здравого смысла, причем истинного, а не того, которым руководствуется ее ближайшая подруга Шарлотта. Для Шарлотты здравый смысл в том, чтобы выйти замуж за неуважаемого ею, но состоятельного глупца.
А вот Элиза полагает, что здравомыслие предполагает желание быть счастливой, а так как невозможно быть счастливой с человеком, которого ты искренне презираешь, то брак с ним — это глупость, ибо ведет к гарантированному несчастью. Уж лучше и дальше жить, ожидая грядущих бед, чем немедленно разжиться ими. Склонность легко замечать смешное в людях и иронизировать — основная слабость Элизы Беннет — лишь добавляет ей жизни и очарования. Так что да, здравый смысл, ум и юмор — вот суть мисс Беннет. И то, что миллионы женщин готовы назвать ее образцом для подражания, — хорошая новость для человечества.
6. Кэрри Брэдшоу
Легкая жизнь, женское братство
Нью-йоркская журналистка, пишущая колонку о дружбе мальчиков и девочек во всех вариациях, — удивительно вдохновляющий образчик того, что можно жить, вообще игнорируя любые тяготы бытия. В уютной коробочке манхэттенской квартиры, в обнимку со ста парами туфель и в окружении трех верных веселых подруг. Вечеринки, обеды, романы — жизнь прекрасна и беззаботна практически всегда. Даже похороны в этом симпатичном глянцевом мире являются прежде всего поводом выгулять траурные туалеты. У тебя есть любовь всей твоей жизни, но с ней не складывается? Нет проблем, наличие огромной любви — вовсе не причина не переспать с первым симпатичным встречным, который тебе подмигнул. Работа — это когда раз в неделю ты валяешься в кружевных трусах на подушках и барабанишь на ноутбуке то, что в голову взбредет.
Несерьезные отношения, несерьезные враги, несерьезный бизнес. Из действительно важных задач — как раздобыть новые босоножки от Джимми Чу. Мысль о том, что женщина под сорок может вести себя как старшеклассница, при том что и в школу ходить не надо, стала свежей и завораживающей для огромной армии поклонниц Кэрри. В противовес всем многовековым традициям выяснилось, что главное — это хорошее настроение и умение радоваться моменту. А семья, дети, жизненный успех, глубокие чувства и прочие важные глупости — это лишь возможный элемент твоей жизни, но никак не основа ее. Особенно если у тебя есть настоящие подруги.
7. Джейн Эйр
долг и благородство
Скромная дурнушка-гувернантка завоевала сердце своего нанимателя. Сюжет не то чтобы редкий, причем в жизни он встречается даже почаще, чем в литературе. Но образ Джейн Эйр, пылкой при всей ее скромности, страстной и благородной, до сих пор волнует нашу душу. Правильно она убежала от Рочестера! Ну и что, что она любит его, а он — ее. Тем хуже для них: Рочестер, оказывается, женат, причем на сумасшедшей, а с сумасшедшими тогда по закону нельзя было разводиться. И Джейн бежит — без денег, без вещей, бредет по дороге, страдая от голода и холода, и просит милостыню. Но бежит она по крайне интересной для английской христианки XIX века причине. Не потому, что она так уж переживает за свою честь, репутацию и даже спасение души.
Все это важно, но не настолько, чтобы Джейн не могла пожертвовать этим, бросив под ноги своему любимому и гордость, и стыд, и веру. Джейн вообще гений самоотречения — вспомним, как она все простила своей злобной тетке и отвратительным кузинам, как готова была ехать умирать в Индию, чтобы выполнять там миссионерский долг. Нет, бежит Джейн потому, что точно знает: останься она тут еще на час — и не выдержит соблазна, станет любовницей Рочестера. Они, конечно, будут счастливы — какое-то время. Но, изменив себе и потеряв свою честь, Джейн неизбежно потеряет также уважение Рочестера, и, стало быть, его любовь. А на это она пойти не может, лучше она умрет от голода в пыли. Джейн крутая!
8. Масяня
Сарказм, цинизм, мужское начало
Масяню придумал, нарисовал и озвучил мужчина, и определенный гермафродитизм в этом обаятельнейшем персонаже есть. Иногда Масяня охотно демонстрирует свою женскую натуру, причем весьма гипертрофированно: устроить скандал на пустом месте, раскокетничаться, манипулировать кавалерами — это пожалуйста. Но Масяне присущи и такие качества, как фамильярность в обращении с друзьями, постоянные насмешки над собой, полное равнодушие к собственной внешности, снисходительность к ошибкам окружающих, некоторая рыцарственность в обращении с дамами, а также другие очень мужские особенности поведения.
Это и делает ее необычным и весьма симпатичным персонажем. Кроме того, невзирая на всю свою лихость и неформальность, Масяня — отличная мать (хотя ее обращение с детьми ближе к отцовскому), надежная и верная жена, ответственный друг и вполне себе трудяга. А ее отношение к происходящему вокруг, циничное и насмешливое, хочется позаимствовать как оружие в борьбе с любыми неприятностями. Как она там пела? «Это не капец, это не капец, не капец пока что точно, поживем еще малец…»
9. Гермиона Грейнджер
Ум, тяга к знаниям, смелость
Зубрилка? Ни в коем случае! Гермиона просто очень любит все знать и все понимать, сам процесс познания доставляет ей наслаждение, так что она прочитает все, что можно, сверх программы, да еще для развлечения сядет за «легкую книжку». Ну да, она немножко любит быть самой первой и лучше всех — маленькая простительная слабость. А на факультете Гриффиндор, а не в пристанище для умников Когтевране Гермиона потому, что очень смелая. Во многом, между прочим, смелее Рона и Гарри, по крайней мере в детстве. Она-то, в отличие от этих мальчишек, может просчитать последствия своих поступков, и в результате ей страшнее, чем тем, кто идет на подвиг и нарушение дисциплины с бесстрашной улыбкой идиота. Но Гермиона все равно с ними в любой заварушке, даже смертельно опасной.
Кроме того, у нее невероятная тяга к справедливости — вспомним ее борьбу за свободу для домашних эльфов. Всем нам бывает полезно иногда добавить в себя немного Гермионы.
10. Бриджит Джонс
Самокритичность, добродушие, неловкость
Эта версия Элизабет Беннет формата XXI века — почти полная ее противоположность. Бриджит не так уж молода, не слишком красива и, признаться, порой безнадежно глуповата. Девушка, которая не может сняться в секундном ролике, не сверкнув при этом случайно голым задом, и не может не сесть в каждую соблазнительно раскинувшуюся перед ней лужу. Если Бриджит пытается приготовить парадный обед, то все сожжет, все испортит, а суп будет синим. Это ходячая неуклюжесть. Но зато она добродушна, остроумна и умеет, ударив в грязь лицом, встать, утереться и мужественно продолжить начатое.
А еще у нее есть верные, хотя и странные друзья, потому что Бриджит всем сердцем готова мириться с несовершенством других людей — талант очень редкий и ценный. За это она получает Хью Гранта в любовники и Колина Ферта в мужья, ну и место в сердцах тех читательниц и зрительниц, которым приятно видеть, что жизнь бывает нежна и добра к самым обычным, неуклюжим девчонкам. Чтобы быть счастливой, вовсе не обязательно быть хоть в чем-то лучше всех.
11. Алиса Льюиса Кэрролла
Вежливость и воспитанность
Когда не знаешь, что сказать, делай реверанс. Лучшее в знаменитой книге — это не каламбуры, не приключения, не логические парадоксы и даже не улыбки без котов. Это то, как Алиса ведет себя, общаясь с любой гусеницей и кроликом, с любым воплощением местных галлюцинаций, хоть с обидчивым хлебным пудингом, хоть с яйцом-занудой.
Блистательный памфлет на тему того, что не может быть такого плохого трипа или кошмарного приключения, когда вежливость и хорошие манеры не помогли бы тебе выбраться. А если и не выбраться, то хотя бы идти по своему скорбному пути, не теряя ни лица, ни самообладания.
12. Мисс Марпл
Проницательность и наблюдательность
Маленькая седая старушка с румяным личиком и с вязанием, пристально наблюдающая за людьми. Милая леди, отправившая на виселицу чуть не половину Англии — так много убийц было поймано под ее руководством. Застенчивая такая старушенция, цветы любит и викторианскую поэзию, а еще за птичками в бинокль любит наблюдает — идеальное прикрытие для хищного ястреба.
Вообще, это отличная идея — притворяться дурой, которая ничего не смыслит в серьезных вещах: люди быстро перестают тебя смущаться, расслабляются и расчехляются. Вот тут и наступает время прыгнуть на них из кустов. А еще мисс Марпл считает, что человек исполнен зла, потому что всю жизнь коллекционировала человеческие пороки и даже отчасти наслаждалась этим.