Однако в 1852 году Чёрные корабли прибыли в бухту города Эдо (современный Токио), и американский флот вынудил сегунат, наконец, открыть себя для торговли. Впервые в современной истории иностранцы смогли попасть в Страну восходящего солнца. И впервые западному миру открылись необыкновенные картины школы Римпа или прекрасные многоцветные гравюры на дереве в стиле укиё-э.
1. Влияние японизма на европейское искусство
Считается, что современный художник Гюстав Курбе, который проложил путь импрессионистскому движению во Франции, якобы увидел знаменитую цветную гравюру на дереве «Большая волна в Канагаве» японского художника Кацусики Хокусая, прежде чем написать серию картин Атлантического океана летом 1869 года. После того как Курбе открыл для себя японское искусство, оно изменило представление художника об эстетике: в то время как в XIX веке европейские художники обычно идеализировали красоту природы, Гюстав вместо этого предложил интенсивное видение бурного моря, мучительного и тревожного, со всей дикой мощью природных сил в действии.
Видение, которое он представил своими картинами, глубоко встревожило академических традиционалистов Парижского Салона - устоявшегося учреждения, диктовавшего нормы эстетики в европейском искусстве, с настороженностью и скептицизмом относящееся к новшеству. Однако влияние, которое японское искусство оказывало на европейских художников, не ограничивалось лишь горсткой из них. Фактически, это стало широко распространённым явлением, которое позже будет определено как Японизм.
Это ярое увлечение всем японским вскоре стало главной фишкой французских интеллектуалов и художников, среди которых были Винсент Ван Гог, Эдуард Мане, Камиль Писсарро и молодой Клод Моне. Между 1860-ми и 1890-ми годами западные художники перенимали японский стиль, экспериментируя с новыми техниками. Они также начали интегрировать предметы и декор в японском стиле в свои картины, и принимать новые форматы, такие как какэмоно (вертикальный свиток из бумаги или шёлка).
Кроме того, европейские художники стали уделять больше внимания гармонии, симметрии и композиции пустых пространств. Последнее было одним из самых фундаментальных вкладов японского искусства в Европе. Древняя философия ваби-саби глубоко сформировала эстетику в Японии. Таким образом, композиция пустых пространств предоставила художникам новую возможность намекать на скрытые смыслы или чувства в своих работах. Художники-импрессионисты наконец смогли превратить реки, пейзажи, пруды и цветы в поэтическую проекцию внутреннего мира.
2. Знакомство с японским искусством
Однажды в 1871 году, по легенде, Клод Моне вошёл в небольшой продовольственный магазин в Амстердаме. Там он заметил несколько японских гравюр и так увлёкся ими, что тут же купил одну. Эта покупка изменила его жизнь и историю западного искусства. Родившийся в Париже художник за свою жизнь собрал более двухсот японских гравюр, что оказало большое влияние на его творчество. Считается, что он был одним из самых влиятельных художников японского искусства.
Несмотря на то, что Клод обожал укиё-э, до сих пор ведутся серьёзные споры о том, как японские гравюры повлияли на него и его искусство. Его картины во многом расходятся с гравюрами, но Моне умел вдохновляться, не заимствуя. Считается, что японское искусство оказало гораздо более глубокое влияние на художника-импрессиониста. То, что Моне нашёл в укиё-э, в восточной философии и японской культуре, выходило за рамки его искусства и пронизывало всю его жизнь. Например, глубокое восхищение природой играло центральную роль в японской культуре. Вдохновлённый этим, Клод создал японский сад в своём заветном доме в Живерни. Он превратил небольшой существующий пруд в водный сад в азиатском стиле и добавил деревянный мост в японском стиле. Потом он начал рисовать пруд и его водяные лилии вплоть до конца своих дней.
Пруд и водяные лилии стали главной, почти навязчивой идеей его напряжённой работы, и получившиеся картины впоследствии стали его самыми ценными и известными произведениями искусства. И стоит ли говорить о том, что художник считал свой собственный сад самым прекрасным шедевром, который он когда-либо создавал.
Моне понял, как соединить японские мотивы с его собственной импрессионистской палитрой и мазками кисти, чтобы создать гибридное, трансцендентное понимание первичности природы.
Он стал развивать свой собственный, особый художественный стиль, сосредоточившись на свете, который, по сути, был важной темой его полотен. Возможно, это и есть главная причина того, что Клод и его импрессионистские картины – с его особым подходом к японскому искусству и культуре мгновенно прижились в Японии и до сих пор остаются там чрезвычайно популярными.
3. Клод Моне и Японское искусство
Пожалуй, один из самых важных памятников, которые Япония установила для Клода Моне, можно найти в Художественном музее Чичу (Титю) – здании, спроектированном звёздным архитектором Тадао Андо и расположенном посреди дикой природы на небольшом острове во внутреннем море Сето.
Соитиро Фукутаке - миллиардер, наследник крупнейшего в Японии образовательного издательства «Бенессе» начал строительство музея в 2004 году в рамках благотворительного проекта, который должен дать возможность каждому переосмыслить отношения между природой и людьми. Поэтому музей был построен в основном под землёй, чтобы не затрагивать красивые природные пейзажи.
В музее выставлены работы художников Вальтера де Марии, Джеймса Таррелла и Клода Моне в составе его постоянной коллекции. Однако комната, в которой демонстрируются работы Моне, является самой захватывающей. Здесь выставлены пять картин из серии «Водяные лилии», написанные художником в более поздние годы. Произведениями искусства можно наслаждаться при естественном освещении, которое меняет атмосферу пространства, и таким образом с течением времени, в течение дня и в течение всех четырёх сезонов года, внешний вид произведений искусства тоже меняется. Размер комнаты, её дизайн и используемые материалы были тщательно подобраны, чтобы объединить картины Моне с окружающим пространством.
Музей также продолжал создавать сад, состоящий из почти двухсот видов цветов и деревьев, похожих на те, что были посажены в Живерни Клодом Моне. Здесь посетители могут прогуляться по флоре, начиная от водяных лилий, которые Моне рисовал в последние годы своей жизни, и заканчивая ивами, ирисами и другими растениями. Сад стремится дать осязаемое переживание природы, которую художник хотел запечатлеть в своих картинах. А поскольку путь к сердцу человека лежит через желудок, в музейном магазине даже предлагают печенье и варенье по рецептам, оставленным Моне.
Так что любовная связь между Клодом Моне и Страной Восходящего солнца остаётся чрезвычайно яркой даже в современной Японии, заставляя посетителей музея затаить дыхание от царящей вокруг атмосферы.
Искусство настолько удивительно, прекрасно, многогранно, что каждый художник так или иначе в чём-то черпает своё вдохновение. Кто-то отдаёт предпочтение новым направления и стилям, а Жоан Миро с удовольствием сочетал несочетаемые вещи, постоянно экспериментируя и совершенствуя собственные навыки. И совсем неудивительно, что его картины стали пользоваться огромной популярностью по всему миру, служа примером и вдохновением для его последователей.